Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить возможности социальной работы с детьми-инвалидами.
Задачи курсовой работы:
Определить основные понятия детской инвалидности
Определить социальные и психологические проблемы детей-инвалидов
Определить теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами
Определить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов…………………………………….6
1.1. Понятие детской инвалидности……………………………………………..6
1.2. Социальные и психологические проблемы детей-инвалидов……………14
Глава 2. Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов………………………………………………………………………...21
2.1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами……...21
2.2. Сущность социальной работы с детьми-инвалидами…………………….29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 80.38 Кб (Скачать документ)

      Специальные детские сады и школы-интернаты  для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на девятилетние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и одиннадцатилетние с подготовительным классом (учебная программа – в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу осуществляют врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед. Наполняемость классов – до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при школе организуются специальные классы.

      Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляют комплексную медикаментозную и физиотерапевтическую" помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в первую очередь детей-инвалидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. Одно из приоритетных направлений деятельности – работа с семьей нетипичного ребенка, ее консультирование, проведение тренинговых, психотерапевтических занятий. (12)

      На  сегодняшний день в России существуют различные виды помощи и поддержки  инвалидов и членов их семей. Для  данной категории населения государством предусмотрены меры социальной поддержки, такие как: 

  1. Выплата компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, протез, протезно-ортопедическое изделие, в размере фактически понесенных расходов на не более стоимости  протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено по индивидуальной программе реабилитации.
  2. Предоставление при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний путевки для санаторно-курортного лечения.
  3. При предоставлении социальных услуг инвалиды 3 степени ограничения трудоспособности и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и оплату проезда к месту лечения и обратно для сопровождающего лица.
  4. Дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (бесплатно или за 50% стоимости, в зависимости от степени инвалидности).
  5. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
  6. Предоставление жилого помещения по договору социального найма.
  7. Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
  8. Оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в том числе совместно поживающим членам семей), в домах независимо от вида жилищного фонда.
  9. Оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), независимо от вида жилищного фонда.
  10. Внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального, среднего и  высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний. 
  11. Обеспечение с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой.

      Также меры социальной поддержки включают денежные выплаты, предусмотренные  законами Российской Федерации. (30)

      Основным  звеном государственной  политики в отношении инвалидов является комплексная реабилитация. Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида, которая в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» включает в себя медицинский, профессиональный и социальный аспекты. Необходимость и целесообразность проведения реабилитационных мероприятий и разработки ИПР устанавливают бюро МСЭ при первичном или повторном освидетельствовании граждан на основе определения реабилитационного потенциала и реабилитационно – экспертного заключения.  ИПР инвалида – разработанный на основе решения учреждения службы медико – социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. При формировании ИПР детям-инвалидам, учитывается возраст ребенка, показатели здоровья, особенности отклонений развития ребенка, клиническая форма заболеваний, выраженность нарушений функций организма и мотивация семьи  для участия в реабилитационном процессе. (21)

      Комплекс  реабилитационных мероприятий, устранение педагогической и социальной запущенности, правильная подготовка к труду и  профессиональная ориентация, проводимая с учетом интеллектуальных, сенсорных, речевых и личностных возможностей детей и подростков с отклонениями в развитии, создают предпосылки  для их адаптации в обычных  жизненных условиях – социальной реабилитации. Возможности социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса ребенка с отклонениями в психическом развитии, его социальная адаптация и достижение определенной социальной независимости. Программа социальной реабилитации состоит из нескольких видов: социально-педагогической, социально-психологической, социо-культурной и социально-бытовой реабилитации. Кроме этого, особо определяются возможности формирования или привития навыков ориентации и передвижения ребенка-инвалида, проведение ему лечебно-физкультурного комплекса при реабилитации ребенка в условиях реабилитационных центров или лечебно-профилактических учреждений. Рассмотрим основные виды социальной реабилитации. (28)

      Целью социально-педагогической реабилитации в процессе общего образования детей является  решение как общеобразовательных задач, так и задач коррекционных, лечебно-педагогических, направленных на максимальное приспособление детей к самостоятельной жизни и труду.  Особое внимание должно уделяться профориентационной работе, трудовой подготовке по различным видам труда. Т.е. основная задача социально-педагогической реабилитации научить ребенка такому образу жизни, при котором он максимально может быть интегрирован в общество. Одним из видов социально-педагогической реабилитации является социально-педагогический патронаж семьи, осуществляемый специалистами реабилитационных центров для коррекции внутрисемейных отношений и  поддержки семей с детьми-инвалидами. (19)

      Социально-психологическая реабилитация направлена на развитие, формирование навыков общения, снижения напряженности эмоциональных отношений в семье, т.е. обеспечение применения таких технологий, которые обеспечивают социальную интеграцию. Цель социально-психологической реабилитации заключается в формировании  психических особенностей, свойств ребенка, которые обеспечивали бы его «включенность» в актуальные для него и соответствующие социокультурные сферы социальных отношений. Проведение социально-психологического патронажа и поддержка ребенка и его семьи должны включать организацию помощи по коррекции внутрисемейных отношений, особенно,  в неблагополучных и неполных семьях, семьях группы риска, организацию обучения родителей методам психологического воздействия на ребенка, организацию психологического помощи  семье в целом. Конечной целью социально-психологической реабилитации является социальная интеграция и социальная адаптация ребенка. (24)

      Важное  значение в реабилитации детей-инвалидов  имеет социокультурная реабилитации. Социокультурная реабилитация является одним из способов приобщения детей-инвалидов к активной жизни общества. Ее главная задача состоит в приобщении детей и подростков к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни. Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны. Наибольшее распространение получили следующие: арттерапия, изотерапия, библиотерапия, глинотерапия, игротерапия (включая компьютерные игры), туротерапия. В рамках социокультурной реабилитации широко используется проведение экскурсий, посещение музеев, театров, концертов. Особое место занимает проведение фестивалей,  выставок прикладного искусства и художественного творчества инвалидов. Вовлечение специализированных культурных и досуговых детских учреждений необходимое условие социокультурной реабилитации детей-инвалидов. (22)

      Социально-бытовая  реабилитация относится к числу  специальных коррекционных видов  реабилитации, которые проводятся с  учетом возрастных и специфических  особенностей и возможностей детей. При этом  учитываются национальные традиции и местные особенности. Содержание занятий должно включать следующие темы: «Личная гигиена», «Питание», «Семья», «Одежда и обувь», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», Средства связи», «Медицинская помощь», «Культура поведения». Особое внимание необходимо уделять привитию установки на неукоснительное следование нравственным нормам, уважение к личности. Овладение навыками социально-бытовой реабилитации облегчает адаптацию детей-инвалидов в условия общественной жизни. Для формирования знаний, умений и навыков в рамках социально-бытовой  реабилитации применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии и т.д. Программы социально-бытовой реабилитации направлены на максимальную адаптацию ребенка-инвалида к самостоятельному обслуживанию, на облегчение родителям и медперсоналу работы по уходу за детьми. Программа бытовой реабилитации включает комплекс мероприятий, предназначенных для создания адаптированной  к возможности ребенка среды обитания и предметной среды, разработку методов и способов включения детей в различные виды игровой, учебной и спортивной деятельности. Важное значение для успешной бытовой реабилитации имеет использование по показаниям специализированных технических средств, позволяющих в той или иной мере компенсировать нарушенные или утраченные функции. Такие технические средства позволяют ребенку-инвалиду развить умения, навыки, способности, расширяющие его возможности не только в быту, но и в играх, учебе, облегчающие общение с другими детьми. (29)

      Таким образом можно сделать вывод, что в целях социальной защиты инвалидов принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, проводится различного рода помощь и поддержка  как детей инвалидов, так и  членов их семей. Также в России на сегодняшний день существует немалое количество различных типов учреждений, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов. Помимо государственных учреждений есть еще и различные общественные и благотворительные организации, деятельность которых направлена на помощь и поддержку таких детей. Однако всего этого не достаточно и если не проводить целенаправленную социальную работу, то социализация и интеграция детей инвалидов в общество будет невозможна.  
 

Заключение. 

      В данной работе были изучены различные  проблемы детей-инвалидов, понятие и причины детской инвалидности, теоретические основы и сущность социальной работы с детьми-инвалидами. На основе всего рассмотренного можно сделать следующие выводы: заболеваний, приводящих к инвалидности в детском возрасте большое количество и  всех их не перечислить. Большая часть таких заболеваний не приносит ярко выраженных физических страданий. Но есть и такие заболевания, которые заставляют детей страдать и мучиться. При всем относительном прогрессе современной медицины до сих пор остается много заболеваний, которые невозможно излечить никакими усилиями и деньгами. Но если постоянно проходить определенные курсы реабилитации и лечения, то в скором времени  это приведет хоть и не к полному восстановлению функций организма, но хотя бы к частичному улучшению здоровья.

      Ряд проблем, рассмотренный в курсовой работе,  показывает, с какими трудностями сталкиваются дети-инвалиды и их семьи в современном сообществе. Для решения этих проблем одной социальной политики государства будет не достаточно. Необходимы коренные изменения в отношении таких детей. Самое главное это не отвергать таких людей и пытаться помочь им всеми возможными способами, ведь главное для ребенка это понимание и поддержка со стороны окружающих.

      Социальная  поддержка и реабилитация инвалидов является сложным процессом. Она включает взаимодействие общества, семьи, личности, родителей и ребенка-инвалида. Инвалид и его семья, нуждаются в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества и государства. В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией.

      Также для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Конечно, государство уделяет большое внимание к детям с ограниченными возможностями, успешно развиваются отдельные медицинские и учебно-воспитательные учреждения, но, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не достаточно высок. Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снизить ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Информация о работе Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов