Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить возможности социальной работы с детьми-инвалидами.
Задачи курсовой работы:
Определить основные понятия детской инвалидности
Определить социальные и психологические проблемы детей-инвалидов
Определить теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами
Определить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов…………………………………….6
1.1. Понятие детской инвалидности……………………………………………..6
1.2. Социальные и психологические проблемы детей-инвалидов……………14
Глава 2. Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов………………………………………………………………………...21
2.1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами……...21
2.2. Сущность социальной работы с детьми-инвалидами…………………….29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 80.38 Кб (Скачать документ)

      Процессы  демократизации и гуманизации, происходящие в  обществе обусловили повышенное внимание исследователей и общественности к проблемам социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровьями. Поиск путей оптимизации интеграции инвалидов по зрению в общество обусловливает актуальность определения новых методологических подходов теории и практики их социальной адаптации и интеграции в общество. Традиционной для психологической науки и практики является "нормоцентрическая" или естественнонаучная парадигма, которая складывается в эпоху Нового времени, развития индустриального общества. Основными моделями инвалидности в нормоцентристской, исторически доминирующей парадигме являются: религиозная, медицинская и реабилитационная. Все эти модели были описаны нами выше.

      Другая  теоретико–методологическая парадигма социальной интеграции инвалидов – гуманистическая, или личностно–ориентированная, которая складывается в психологической науке в середине 20 века. В психологической науке рассматриваемой модели интеграции инвалидов соответствуют идеи экзистенциально–гуманистического подхода.

      В педагогике идеи гуманистической парадигмы представлены концепциями "фасилитирующего обучения", "инклюзивного образования". Модель фасилитирующего обучения предполагает  творческое отношение ученика и учителя к предмету познания, бытийный познавательный интерес, реализующийся в равноправном диалоге двух личностей. Центральным принципом концепции инклюзивного образования является предоставление возможностей для обучения каждого, независимо от индивидуальных физических и психических, социальных и культурных особенностей. Такая модель предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых учеников, выявление развивающего потенциала каждого ребенка, индивидуальных маршрутов обучения. Предполагается, что не только "особый ученик" должен адаптироваться к школьной среде, но и само образовательное учреждение адаптируется к таким детям. Такая модель образования требует  как личностной активности самого инвалида, так и совершенствования общества, системы социальных отношений в плане принятия и признания равных прав детей с проблемами в развитии. (35)

      В специальной психологии гуманистические принципы были заложены в России еще в начале 20 века Л.С. Выготским. По мысли выдающегося психолога, отклонения в развитии представляют собой особый, атипичный способ развития, не тождественный болезни. "Дефективный ребенок" имеет все возможности для вхождения в культуру, социализации и адаптации в обществе при использовании "обходных путей культурного развития", то есть, тех способов осуществления обучения, общения, деятельности, которые позволяют восстанавливать нормальную жизнедеятельность через опору на сохранные функции, развитие компенсаторных возможностей и т.п. (11)

      В рамках гуманистической парадигмы разрабатывается социальная модель инвалидности. Инвалидность в соответствии с данной моделью понимается не столько как нарушение функций организма или психики, сколько как нетипичность, отличный от большинства образ жизни людей, имеющих физические или психические особенности. Инвалидность рассматривается как один из признаков, отличающих людей, такой, как пол, возраст, тип конституции и т.п., то есть, признается в качестве одного из  вариантов развития человека, стилем жизни, а не девиацией. При этом представления социума о здоровье и болезни, норме и патологии изменчивы, динамичны, во многом определяются культурно–историческими условиями, эпохой и зависят от системы ценностных ориентаций, социальных установок. Грань между здоровыми и больными, по своей сути, есть социальный конструкт. Соответственно, неспособность инвалидов к различным видам деятельности, сложности в адаптации, изолированность от общества - во многом результат бытующих в данном обществе социальных представлений. Социальная модель инвалидности не уменьшает значимости физических дефектов в жизнедеятельности инвалида; придает большую значимость реабилитации и развитию компенсаторных возможностей, ресурсов для адаптации. Интеграция инвалидов в общество связывается, прежде всего, с устранением социальных барьеров, мешающих инвалиду получить достойный социальный статус, иметь оптимально высокое качество жизни. (10)

      По-новому взглянуть на феномен инвалидности помогает концепция «жизненного мира личности». Жизненный мир представляет собой социально - пространственную категорию, имеющую особую структуру, состоящую из базисных (личностных) и периферийных (средовых) компонентов. Он является средой формирования личности, определяя ее сущностные черты. Говоря о людях, имеющих инвалидность, следует заметить, что их жизненный мир обладает спецификой, которая определяется трансформацией среды, переосмыслением соотношения базисных и периферийных компонентов. Так, нарушения телесности часто оказываются вторичными, человек может не ощущать их непосредственно, а воспринимать лишь те затруднения, которые из них проистекают: отсутствие контактов с другими, невозможность свободного передвижения в пространстве, доступа в публичные сферы. Таким образом, в современном обществе обозначилась тенденция снижения значимости качественных состояний телесности у людей с ограниченными возможностями прежде всего в связи с успехами технического прогресса, в том числе в сфере здравоохранения. Например, человек, имеющий инвалидность, не может попасть в библиотеку лишь потому, что архитекторы, строители, планировщики, которые строили библиотеку, создали пространственную среду, которая делает человека инвалидом. Если бы был построен пандус, то человек в данной ситуации не только «не чувствовал себя», но и реально «не был бы» инвалидом, так как он мог бы посещать и покидать библиотеку, как и любой другой. Следовательно, можно говорить о наблюдающейся тенденции у людей, имеющих инвалидность, переносить акцент с личностных состояний на средовые: внешние, коммуникативные аспекты существования компенсируют личностные патологии, телесные недостатки. (25)

      Акцентуация на телесном нарушении делает личность уязвимой, вызывает эффект стигмации - стереотипного наклеивания «ярлыков»: больных, калек, неполноценных, дефективных. Как и другие меньшинства, права которых ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. Например, «человек, имеющий инвалидность» - предполагает, что в первую очередь, надо назвать человека, а затем его свойства. (9)

      Таким образом, инвалидность следует понимать не только как нарушение телесного  состояния человека. Феномен инвалидности формируется не в последнюю очередь в языковой и чувственно-символической сферах. Причиной ограничения возможностей может стать, скажем, недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, недостаточное развитие протезно - ортопедической промышленности, неприспособленность личностной среды к специфическим нуждам лиц с ограниченными возможностями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Сущность социальной работы с  детьми-инвалидами. 

      Как уже упоминалось в первой главе, дети-инвалиды  являются одной из самых уязвимых социальных групп  в обществе.  Хоть они и получают всестороннюю поддержку от государства, и во многих случаях находятся  целиком под его опекой, но в  реальной жизни они оказываются  абсолютно беспомощными, отвергаемые  чиновниками и обществом. И помощь детям инвалидам жизненно необходима.  Дети инвалиды не могут развиваться без человеческого участия. Порой можно наблюдать, как дети с врожденными паталогиями буквально оживают, стоит кому-то уделить им личное внимание. И какое отчаянье читается в их глазах, когда человек, проявивший заботу, должен отойти.

      Сила  простого человеческого тепла и  участия огромна. И какие бы государственные, экономические, медицинские программы  ни были предусмотрены, без личной человеческой помощи весомых результатов добиться будет крайне сложно. Поэтому на сегодняшний день социальная работа с детьми инвалидами весьма актуальна. Основной задачей социальной работы с инвалидами является деятельность по объединению усилий, как государственных  органов, так и общественных и  частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребности данной категории населения  и самореализации лиц с ограниченными  возможностями. К основным формам социальной работы с детьми инвалидами можно  отнести социальную помощь и социальную поддержку детей инвалидов и  их семей, социальное обслуживание, социальную реабилитацию, социальный патронаж и  сопровождение, а также профилактику детской инвалидности. (27)

      В соответствии с Федеральным законом  «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных  граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя  совокупность  социальных услуг (уход,  организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в  профессиональной  подготовке,  трудоустройстве  организации досуга, содействие  в  организации  ритуальных  услуг   и   другие),   которые предоставляются  гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.  Также данный закон предусматривает 5 форм социального обслуживания:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;
  4. срочное социальное обслуживание;
  5. социально-консультативная помощь. (3)

      Социальное  обслуживание детей-ивалидов в основном осуществляется в различных специальных учреждениях. К таким учреждениям можно отнести специализированные дома ребенка, детские дома и дома-интернаты; специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты; учреждения реабилитации и многое другое. Рассмотрим некоторые типы учреждений для детей инвалидов.

      Специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих детей решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для слабослышащих и поздно оглохших детей осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия формированию навыков чтения с губ, чтения с лица.

      В специальных общеобразовательных  школах-интернатах для слепых детей воспитываются и обучаются абсолютно слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение. Приоритетной задачей выступает сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты происходит благодаря сохранным анализаторам. Совершенно слепые дети пользуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Частично видящие, дополнительно используют анализатор. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам, как физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение.

      Специальные учреждения для детей с умственной отсталостью относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложненной формы», в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений – физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекциониой (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией, направляются в учреждения системы социального обеспечения – специальные интернаты,  дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения – специальные ясли, психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС.

      В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах для детей с задержкой психического развития обучение осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Имеется подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов – 18-20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводятся комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия, чтобы преодолеть недостатки психофизического развития, вызывающие неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ней реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка. (17)

Информация о работе Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов