Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа

Описание

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 399.97 Кб (Скачать документ)

Группа  делится на две подгруппы. Каждый из участников должен побывать в роли ведущего. Выдается зеркало ведущему, смотря в которое он должен описать  себя, чем доволен в своей внешности, а чем нет, как можно прочесть эмоции по выражению своего лица. Потом  ведущий приглашает двоих людей, от которых он должен получить своего рода обратную связь, они, смотря одновременно с ним в зеркало, описывают  ведущего. Рефлексия: «Что особенно сложно было слушать о себе?», «Что в себе вы до сих пор не можете принять?», «Что изменилось в вашем собственном  представлении о себе после данной работы?» и др.

  1. Упражнение «Я сегодня молодец, потому что …». Участника предлагается по кругу закончить данную фразу, похвалив себя. Рефлексия.
 

Занятие № 4. Тема «Ассертивное поведение»

Цель  занятия: формирование уверенности в себе.

Задачи  занятия:

  1. Обучение понятиям «уверенный стиль поведения» и «агрессивный стиль поведения»;
  2. Формирование личностного смысла  и значимости неагрессивного поведения;
  3. Отработка навыков ассертивного поведения.

Ход работы:

  1. Создание внутренней мотивации для работы по заданной теме. Напоминание правил групповой работы.
  2. Упражнение «Приветствие».

Цель  упражнения:

  • формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;
  • создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Участники садятся в круг и по очереди  приветствуют друг друга обязательно  подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и  хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен  и весел". Можно вспомнить о  той индивидуальной черте, которую  сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Ассоциации") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный  стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.  
Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов. На занятие отводится 10-15 минут. По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

  1. Ролевая игра «Хамство». Цель упражнения – осознание малой эффективности агрессивного поведения в конфликтной ситуации, создание внутренней мотивации к усвоению навыков уверенного поведения.

В инструкции сообщается, что все участники  будут готовиться к переговорам  в конфликтной ситуации от имени  группы или от себя лично, а затем  после подготовки один из них (кто - они определяют сами) осуществит реальное взаимодействие с представителем из второй группы, реализующей другую роль во взаимодействии.

     Возможные варианты типов коммуникаций:

  • педагог - родитель;
  • руководитель - подчиненный;
  • осужденный-осужденный и др.

Затем для групп (каждой в отдельности) выдается информация, необходимая для освоения роли и подготовки к взаимодействию.

Необходимость выработки согласованного группового решения, обусловленного предстоящим  ответственным представительским  выступлением одного из участников, приводит в группе к "мышлению вслух", что  дает экспериментатору и наблюдателям возможность изучать в динамике весь процесс проявления и развития отношений, выработки, реализации, анализа  оснований и коррекции решений (при хороших условиях желательна видеосъемка для последующего анализа  всей группой).

     Этапы упражнения:

1-й этап. Обсуждение исходной информации  и принятие согласованного решения  о стратегии будущего взаимодействия; выдвижение фигуры для реального  контакта.

2-й этап. Реализация избранной стратегии  во взаимодействии (в присутствии  каждой из сторон остальных  участников эксперимента, но без  их вмешательства в акт взаимодействия).

3-й этап. Прерывание (прекращение) взаимодействия и возвращение к обсуждению в группах. Анализ и коррекция действий сторон вплоть до замены исполнителей.

4-й этап. Возвращение к взаимодействию  после группового обсуждения  и коррекции стратегий (тактик). При необходимости 3-й и 4-й  этапы могут повторяться до  тех пор, пока участники не  сочтут задачу решенной.

5-й этап. Совместное (экспериментатор и обе  группы участников) обсуждение хода и результатов взаимодействия.

  1. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы». Цель упражнения:
  • формирование адекватных реакций в различных ситуациях;
  • изучение различий между уверенными, неуверенными и агрессивными формами поведения.

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный  и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

  • Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
  • Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не     предупредив вас.
  • Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
  • Ваш сосед отвлекает вас от интересного зрелища, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
  • Приятель говорит, что ваша прическа не соответствует вашему внешнему виду.
  • Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным и др.

Для каждого  участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.

  1. Упражнение «Последняя встреча». Цель упражнения – совершенствование коммуникативной культуры.

Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь". 

Занятие № 5. Тема «Я и другие».

Цель  занятия: осознание индивидуального типа межличностных взаимоотношений.

Задачи  занятия:

  1. Осознание индивидуального коммуникативного стиля;
  2. Формирование представления о стиле поведения в конфликтной ситуации и возможностях его корректировки.

Ход работы:

  1. Создание внутренней мотивации для работы по заданной теме.
  2. Упражнение «Мой первый день без лишения свободы». Участникам предлагается представить и нарисовать свой первый день без лишения свободы. Вопросы тренера: «Кто тебя будет встречать?», «Что может огорчить тебя в этот день?», «С какими людьми ты хотел бы увидеться именно в этот день?», «Самое желанное занятие в этот день?», «Будут ли похожи все последующие дни твоей жизни по настрою на этот день?» и др.
  3. Упражнение «Стиль общения». Цель упражнения – актуализация предпочитаемого поведения в общении. Работа предполагается в тройках. Предлагается три роли: роль активного оратора, роль внимательного слушателя, роль человека, вмешивающегося в разговор двоих. Каждый из участников любой подгруппы должен побывать в каждой из предложенных ролей и определить свой типичный стиль поведения в общении. Обсуждение.
  4. Проведение психодиагностической процедуры с последующей интерпретацией и обсуждением индивидуальных результатов. Предлагается проведение теста Томаса с целью оценки стиля поведения в конфликтных ситуациях (Приложение 2).
  5. Рефлексия-упражнение «Подведение итогов работы по развитию навыков самопознания».  В конце занятия подводятся общие итоги.

Началу  дискуссии предшествует обмен вопросами-ответами, список вопросов составляется группой. Примерный список вопросов:

В чем  для меня выражаются затруднения  самопознания, самовосприятия?

     Какие слова или словосочетания я говорю себе при этом?

     Что я при этом испытываю?

     Что препятствует мне самореализоваться?

Предлагается  избегать повторений и чрезмерно  обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов, речевых штампов, стереотипных высказываний. При ответах возможны встречные  проясняющие вопросы:

     Что именно ты имеешь в виду?

     Какие проявления ты подразумеваешь? 

Занятие № 6. Тема «Жизненные цели».

Цель  занятия: актуализация стиля поведения в достижении личностных целей или задач.

Задачи  занятия:

  1. актуализация основных жизненных целей и потребностей;
  2. осознания собственных перспектив;
  3. актуализация стиля поведения в достижении определенных целей.

Ход работы:

  1. Создание внутренней мотивации для работы по заданной теме.

Упражнение  «Мое состояние». Цель упражнения - стимулирование активности участников. Участникам предлагается выбрать одну карточку из трех представленных видов. На данной карточке предварительно указав имя, необходимо описать свое актуальное состояние или настроение. Обсуждение по кругу.

  1. Упражнение «Линия жизни». Цель упражнения – определение своего психологического возраста  и оценка возможных жизненных перспектив. Каждому из участников предлагается оценить где он находится сейчас на «линии жизни», записав при этом то, что с собой должно принести будущее. Обсуждение по кругу.
  2. Упражнение «Построение домов».  Цель упражнения – актуализация стиля поведения в достижении определенных жизненных задач. Участники делятся на подгруппы в соответствии с цветом выбранной в начале дня карточки. Каждой группе выдается необходимый материал для работы: ватман, фломастеры, краски, скотч, клей, ножницы. Каждой подгруппе необходимо сделать дом, каким они себе его представляют. На выполнение задания отводится 30 минут. После выполнения задания проводится обсуждение по следующим тематикам:
  • Описание дома, кто в этом доме живет;
  • Степень участия каждого члена подгруппы в совместной работе;
  • Пути достижения взаимопонимания в процессе групповой работы.
  1. Рефлексия «Это занятие было мне полезно, потому что…..». Обсуждение по кругу. 

Занятие № 7. Тема «Ценности».

Цель  занятия: осознание личностной значимости определенных сфер жизни и влияние противоправных поступков на качество будущей жизни.

Задачи  занятия:

  1. Восприятия своего жизненного пути, как процесс совершения выбора;
  2. Осознание отношения к социальным запретам;
  3. Формирование индивидуальной ценностной иерархии.

Ход работы:

  1. Создание внутренней мотивации для работы по заданной теме. Упражнение «Вехи моей судьбы». Участникам предлагается описать свой жизненный путь, выделив важные события своей жизни, как положительного, так и отрицательного характера, которые имели огромное влияние на становление личности. Обсуждение.
  2. Упражнение «На перроне». Цель упражнения – осознание ведущих  личностных потребностей. Перед данным упражнением желательно провести релаксационную методику. В медитативном состоянии участникам предлагается представить такую картину: прибывает поезд. На перроне столпилось много людей. Вот поезд остановился. Из поезда выходит человек, он примерно вашего возраста. Вы его отчетливо видите: как он одет, что он держит в руках, выражение его лица. Далее, каждому человеку предлагается зарисовать того человека, которого они видели. В обсуждении необходимо остановится на вопросах: «Кто ждет этого человека?», «Чем занимается в жизни данный человек?», «Его возможные неудачи и их причины» и др.
  3. Упражнение «Табу». Цель упражнения – помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям с учетом их судимостей. Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Та лежит то, что нельзя»,  - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным.  Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.
  4. Упражнение «Ценности». Участникам раздают по шесть листочков и предлагают на каждом из них написать то,- что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке» Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Нужно смять и отложить бумажку и осознать как теперь без этого живется. Зато то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности.Затем ведущий объявляет, что произошло чудо и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. И так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, можно добавить какие-то ценности и посмотреть, сохранился ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время его проведения должна быть предельно безопасной — не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга). Прежде чем проводить это упражнение в группе, ведущий должен получить опыт его проведения и оценить его глубину. В конце упражнения проводится обсуждение. Упражнение даёт возможность участникам осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.
  5. Задание каждому участнику подготовить список, в котором нужно многократно завершить незаконченное предложение "Я уже никогда...". Цель: осознание окончательности, бесповоротности выбора, в том числе в отношении здоровья. Выбор как отражение личности (акт личности) в достижении цели.
  6. Рефлексия.

Информация о работе Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы