Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа

Описание

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 399.97 Кб (Скачать документ)

Ход работы:

  1. Приветствие. Презентация специфики тренинговой работы, в частности тренинга ресоциализации осужденных. Объяснение актуальности, личностной значимости данной работы для участников тренинга. Рассказывается об организации практических занятий (количество встреч, их длительность, тематика).
  2. Создание мотивации у участников к данному виду работы. Притча «Кувшин».

Притча  «Кувшин»

Один  старый учитель собрал своих учеников и задал вопрос: «Когда будет полон  данный кувшин?», после чего он с  осторожностью заполнил его булыжниками. Обратился учитель к аудитории  с вопросом: «Полон ли сейчас кувшин?». Ученики ответили, что он полон. Тогда  учитель поворотился к правой своей ноге, у которой была насыпана кучка гальки. Начал он заполнять  кувшин галькой, когда закончил, опять  обратился с тем же вопросом к  аудитории. Ученики опять ответили, что кувшин полон. Тогда оборотился учитель к своей левой ноге, где лежал песок. Всыпал и всыпал учитель в кувшин песок, пока не убедился, что больше не получится его поместить  в кувшин. Опять обратился мудрец к ученикам с тем же вопросом.

«Да, несомненно, он полон», - воскликнули в один голос  ученики. «Нет», - ответил учитель, взяв в руки емкость с водой и  начав вливать воду в кувшин.

 «А  сейчас полон ли кувшин?» - спросил  учитель. В аудитории была тишина. Тогда оборотился он направо,  где была насыпана горстка  чистейшей соли. Горстку за горсткой  он всыпал в кувшин соль, пока  она перестала растворятся. 

«Полон  ли теперь кувшин?»

«Нет»… - ответили ученики.

«А-а! Теперь-то он полон», - ответил мудрый учитель.

  1. Мозговой штурм «Совместная выработка правил групповой работы». Дисциплина – это связующее звено любого коллектива. Для этого необходимы правила работы в данного группе, среди нас. Тренер с учетом ранее усвоенных особенностей психологической работы, предлагает участникам высказаться о возможных правилах группы. Если групповая динамика низкая, то тренеру возможно стимулирование активности участников путем организации дискуссии о принятии заранее заготовленных правил работы.

Правила работы в группе:

1. Искренность в  общении.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа - это то место, где вы сможете  рассказать о том, что вас действительно  волнует и интересует, обсуждать  такие проблемы, которые до момента  участия  в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-либо вопроса - лучше промолчать.

2. Обязательное участие  в работе группы  в течение всего  времени.

Этот  принцип вводится в связи с  тем, что ваши мысли и чувства  очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых  отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

3. Не вынесение обсуждаемых  проблем за пределы  группы.

Все, что  говорится здесь, должно остаться между  нами. Это одно из этических оснований  нашей работы. Не стоит обсуждать  чьи-либо проблемы с людьми, не участвующими в группе, а также с членами  группы вне наших занятий. Лучше  это делать непосредственно на занятиях.

4. Право каждого  члена группы сказать  «стоп» - прекратить  обсуждение его  проблем.

Если  вы чувствуете, что не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что, то или иное упражнение может нанести  вам психологическую травму - воспользуйтесь этим принципом.

5. Каждый участник  говорит за себя  и от своего  имени.

Не стоит  уходить от обсуждения и допускать  рассуждения типа: «Все так думают», «большинство так считает». Попытайтесь  строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю... Я чувствую... Мне кажется...».

6. Не критиковать  и признавать право  каждого на высказывание  своего мнения.

Нас достаточно критикуют и  оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек  хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

7. Определение сильных  сторон личности.

Во время  занятий (в ходе упражнения или его  обсуждения) каждый из нас стремится  подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы, как минимум, одно хорошее и доброе слово и улыбку.

8. Недопустимость непосредственных  оценок человека. 

При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем  не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься...», а  говорим: «Мне не нравится твоя манера общения... Мне не нравится твой поступок...».

9. Общение между  всеми участниками  на «ты».

Этот  принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности  в отношениях. Если вам трудно сразу  перейти на «ты», не торопите себя. Это  может произойти к следующей  встрече.

  1. Упражнение «Визитная карточка». Цель упражнения: знакомство участников.

 Визитная  карточка - это мини-представление  человека, она обычно содержит  информацию о профессии человека, о его достоинствах, важных деловых  качествах. Сегодня с Вами мы  попытаемся сделать свою визитку,  но она будет особенной - в  ней мы укажем свое имя или  имя, которым хотелось, чтобы Вас  здесь называли, а также 3 важных  своих качеств, которыми можно  гордиться. Далее раздается материал, с помощью которого участник  выполняют работу. Как только, участники  справились, наступает второй этап  данного упражнения: необходимо  представиться группе и представить  своих соседей, которые представлялись  до этого (аналогия с упражнением  «Снежный ком»).

  1. Рефлексия. Упражнение «Мои ожидания». Необходимо по кругу закончить фразу «Данные занятия будут мне полезны, потому что…». Групповая дискуссия. Подведение итогов работы одного тренинга.

Занятие № 2. Тема «Доверие»

Цель  занятия: формирование доверительных отношений в группе

Задачи  занятия:

  1. Раскрытие индивидуальных особенностей каждого из участников групповой работы;
  2. Формирование установки на самопознание;
  3. Создание психологической атмосферы, способствующей сплочению группы.

Ход работы:

  1. Создание внутренней мотивации для работы по данной теме. Напоминание правил групповой работы.

Упражнение  "Три имени".

    Цель: развитие саморефлексии.

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три  варианта своего имени либо прозвища (например, как вас называли родственники, близкие друзья и др.). Затем каждый член группы представляется, используя  эти имена и описывая ту сторону  своего характера, которая соответствует  этому имени, а может быть послужила  причиной возникновения этого имени.

  1. Упражнение «Командированный».

Цель: активизация  мыслительной деятельности участников, снятие психоэмоционального напряжения. Участникам предлагается найти возможные  решения следующей задачи.

Командированный

Одного  служащего отправили в командировку в незнакомый город. Однажды, стараясь уснуть в гостиничном номере, он встал с постели, долго искал  телефонную книгу. Найдя ее, он набрал один телефонный номер. Дождавшись, пока на другом конце провода снимут трубку, он положил телефонную трубку, и  довольный отправился спать.

Вопрос: Кому он мог звонить?

Ответ: Соседу за стенкой, который храпел.

  1. Упражнение «Ассоциации». Каждому из участников выдается карточка, на которой он пишет свое имя, после чего данную карточку передает соседу слева (или справа), так до тех пор, пока своя не вернется. На этих карточках по инструкции ведущего участники должны написать ассоциации на того человека, чья карточка оказалось в их руках, например:

     «Если бы данный человек был похож на дерево, то был бы…»

«Если данный человек был бы временем года, то был бы похож на…»

     «С  каким цветом ассоциируется данный человек?»

     «Две  строчки из песни, которые выражают этого человека» и др.

  1. Упражнение «Письмо к себе». Цель упражнения – диагностика особенностей «Я-концепции» личностей осужденных, навыки рефлексии и самораскрытия.

Участникам  занятия предлагается написать обращение  к самому родному и близкому человеку, которому, наверняка, ни разу не писали писем,  - самому себе. Возможно, вы что-то хотите себе пожелать, обратиться к  себе с теплыми и так необходимыми вам словами. После завершения работы необходимо с целью сплочения  группы предложить желающим прочесть свои письма. Возможные вопросы тренера: «Какие чувства Вы испытывали, когда  зачитывали ваше письмо?»

«Все  ли, что желалось, Вы выразили в письме?»

«Было ли трудно писать письмо к себе?»  и др. 

Занятие № 3. Тема  «Самооценка»

Цель  занятия: оценка и корректировка самоотношения и представления о своей личности

Задачи  занятия:

  1. Принятие отрицательных и положительных сторон своего характера;
  2. Формирование общего принятия своего «Я»;
  3. Осознание ресурсности своей личности.

Ход работы:

  1. Создание внутренней мотивации для работы по заданной теме. Напоминание правил групповой работы.

Упражнение  «Приветствие». На розданных стикерах участникам работы предлагается нарисовать свое настроение и рассказать о нем  группе.

  1. Каждому из участников предлагается заполнить карточку «Лесенка».

Предлагается  оценить степень наличия (по 5-балльной шкале) в своей личности таких  качеств, как вежливость, смелость, находчивость, организованность, честность, доброжелательность, решительность, настойчивость, конфликтность и пр. Групповое  обсуждение. Рефлексия.

  1. Лекционная часть «Самооценка».
  2. Упражнение «В себе я люблю и не люблю». В рефлексии необходимо оценить ресурсы личности, с помощью которых можно принять себя такого, как есть.
  3. Упражнение «Мои добрые дела». Эпиграф упражнения «Друзья мои, я потерял день» - Тит (Эти слова императора Тита, сказанные им однажды за обедом, когда он вспомнил, что за целый день не сделал никому ничего хорошего). Участники в кругу вспоминают и делятся своими добрыми делами, сделанными для людей   1. вчера  2. сегодня   3. самые запоминающиеся.  После отвечают на вопросы: «Что чувствовал, когда делал доброе дело?», «Чего ожидал в ответ?», «Есть ли привычка делать добро?».
  4. Упражнение «Театр Кабуки». Цель упражнения – снятие психоэмоционального напряжения. Участники делятся на две команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или рыцаря. Ведущий показывает характерные движения для принцессы, дракона, рыцаря. Принцесса кокетливо делает реверанс, дракон с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед, рыцарь делает движения взмахом сабли. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает: принцесса очаровывает рыцаря, рыцарь убивает дракона, дракон съедает принцессу. Затем команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали.  (способ деления на команды – «Кого бы ты пригласил на день рождения»)
  5. Упражнение «Зеркало». Цель упражнения – формирование позитивного самоотношения путем принятия своей внешности.

Информация о работе Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы