Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа

Описание

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 399.97 Кб (Скачать документ)

     Выявим  степень адаптированности заключенных  и психологические возможности  адаптации. Результаты анализа социально-психологической адаптации представим в виде таблицы 2.3 и рисунка 2.1: 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.3 Анализ результатов исследования уровня социально-психологической адаптации заключенных, находящихся в МЛС

Показатель Низкий уровень, % Средний уровень, % Высокий уровень, %
1. «Адаптация» 26,0% 33,0% 41,0%
2. «Приятие других» 31,0% 32,0% 37,0%
3. «Интернальность» 21,0% 38,0% 41,0%
4. «Самовосприятие» 27,0% 34,0% 39,0%
5. «Эмоциональная комфортность» 28,0% 31,0% 41,0%
6. «Стремление к доминированию» 28,5% 29,0% 42,5%
 

     На  основании данной таблицы можно  сделать вывод о том, что низким уровнем адаптированности характеризуются  в среднем 27% испытуемых, что коррелируется  с результатами предыдущей методики. Наиболее развиты у всех испытуемых такие показатели как «приятие других», «эмоциональная комфортность», что  также обусловлено спецификой проводимой с ними реабилитационной работы. Представим данные таблицы 2.2 на рисунке 2.1. 

     

     Рис. 2.1. Анализ уровня социально-психологической  адаптации заключенных с ограниченными  возможностями 

     Итак, на основании данной таблицы и  рисунка можно сделать вывод  о том, что в целом низкий уровень  изучаемых показателей отмечен  у 27% заключенных, средний уровень  у 33% и высокий уровень у 40%.

     Таким образом, оценка эффективности социальной адаптации показала достоверность  полученных данных о социально-психологической  адаптации. Особенностью адаптации  исследуемых групп заключенных  является сравнительно высокие показатели социально-психологической и собственно социальной адаптации.

     Анализ  возможностей социально-психологической  адаптации по висбаденскому опроснику  представлен в таблице 2.4.

     Таблица 2.4

     Анализ  возможностей социально-психологической  адаптации

Показатели Средний балл заключенных  высоким уровнем адаптации Средний балл заключенных  с низким уровнем адаптации
Аккуратность 10 8
Бережливость 9 7
Чистоплотность 9 6
Вежливость 10 8
Контакты 11 6
Доверие 11 5
 

     Таким образом, анализ возможностей социально-психологической  адаптации по висбаденскому опроснику  показал, что у заключенных с  высоким уровнем адаптации развиты  такие черты характера как  аккуратность, чистоплотность, вежливость, бережливость и как самое главное  контакты и доверие.

     У заключенных с низким уровнем  адаптации наименее развиты прежде всего контакты и доверие, определяющие их взаимоотношение с внешним  миром. Так как социальная адаптация  предполагает прежде всего взаимодействие с социальным окружением, то низкий уровень доверия к окружающим и нежелание вступать в контакты обусловливают низкую адаптацию. Таким  образом, можно сделать вывод  о том, что уровень социально-психологической  адаптации определяется особенностями  подростка и его отношением с  окружающими.

     Для методики по выявлению акцентуации  характера (по К. Леонгарду) (см. приложение 2) для каждого респондента была составлена таблица ответов [Таблица 1 Приложение 5] и таблица баллов [Таблица 2 Приложение 5]

     В таблице 1 по горизонтали отложены номера опрошенных заключенных, а по вертикали  номера вопросов теста. В ячейках  таблицы ответу «да» соответствует  «1», ответу «нет» - «0».

     Затем был проведен анализ и даны краткие  характеристики каждому подростку. Например, у 1-ого опрошенного человека преобладает эмотивный тип характера, который означает, что для этого  человека характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в  области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта - гуманность, сопереживание  другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим  успехам. Впечатлительны, слезливы, любые  жизненные события воспринимают серьезней, чем другие люди.

     Акцентуация личности 2-ого опрошенного человека - эффектно - экзальтированный тип, яркой  чертой которого является способность  восторгаться, восхищаться, а также  улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них  могут возникать по причине, которая  не вызывает большого подъема, они легко  приходят в восторг от радостных  событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая  контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят  дело до открытых конфликтов. Они привязаны  к друзьям, близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший  вкус, проявляют яркость искренность  чувств.

     У 3-его опрошенного человека по тревожному и эмотивному типам характера  набрано равное количество баллов, это значит, что у него преобладают  два эти типа. Тревожный тип - людям  данного типа свойственна низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особым слабым звеном является реакция  на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты  с окружающими, играя в них  в основном пассивную роль, в конфликтных  ситуациях ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей  беззащитности нередко служат козлами  отпущения, мишенью для шуток.

     Таким образом были обработаны все 58 анкет. Результаты представлены в сводной  таблице (таблица 2.5). В столбцах указано  количество человек, набравших определенное количество баллов по каждому параметру.

Таблица 2.5 Сводная таблица ответов респондентов для методики выявления акцентуации личности

Баллы

Тип характера

20 - 24 15 – 19 0 - 15
1 Демонстративный 7 26 25
2 Застревающий 4 16 38
3 Педантичный 12 20 26
4 Возбудимый 10 37 11
5 Гипертимный 18 23 17
6 Дистимический 0 35 23
7 Тревожно-боязливый 5 5 48
8 Эффектно-экзальтированный 4 17 37
9 Эмотивный 10 32 16
10 Циклотимный 3 41 14
 

     Для более наглядного представления  результаты представлены на диаграмме. (рисунок 2.2) 

     

     Рис. 2.2. Результаты распределения ответов  респондентов по методике выявления  акцентуации личности 

     Таким образом, мы видим, что среди заключенных  преобладает гипертимная акцентуация  характера, а самую малочисленную  группу представляет дистимическая  и циклотимная. Можно предположить, что подавляющему большинству современных  заключенных не свойственно сочувствие и сопереживание, а на первом месте  для них действие.

     В исследуемой группе заключенных  с хорошей адаптацией более 40%, что  обусловлено проводимой с ними коррекционной  работой.

     Заключенные с хорошей адаптацией обладают высокими показателями таких качеств как  «адаптация», «приятие других», «интернальность», «самовосприятие», «эмоциональная комфортность», «стремление к доминированию». Возможности  социальной адаптации данной категории  заключенных обусловлены такими чертами как: аккуратность, бережливость, чистоплотность, вежливость, контакты и доверие. У данной группы заключенных  выделены неустойчивые, эмоционально-лабильные, циклоидные и истероидные психопатические  черты акцентуация характера.

     Заключенные с плохой адаптаций составляют около 60% испытуемых. Данная категория характеризуется  такими показателями как неприятие  других, отсутствие интернальности, низкая самооценка, эмоциональный дискомфорт. Низкие возможности социальной адаптации  данной категории испытуемых обусловлены  преимущественным развитием таких  черт характера как неаккуратность, расточительность, неряшливость, грубость, замкнутость и недоверчивость. К  данной группе заключенных относятся  осужденные с психическими девиациями эпилептоидного, шизоидного, гипертимного и паранойяльного круга.

Таким образом, на основании полученных данных бал сделан вывод о том, что у лиц отбывающих наказание в СИЗО, степень адаптации к социуму низкая.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2  Проведения цикла  занятий по реабилитации  людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы. 

Занятие № 1.  Тема «Знакомство»

Цель  занятия – создание внутренней мотивации участников тренинга к работе в психокоррекционной группе.

Задачи  занятия:

  1. Знакомство друг с другом участников групповой работы;
  2. Представление и принятие правил групповой работы как основы взаимодействия;
  3. Актуализация ожиданий участников работы от занятий.

Информация о работе Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы