Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка

Описание

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).

Работа состоит из  1 файл

sotsiologia_shpory_raspechatat.doc

— 515.50 Кб (Скачать документ)

Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.

 Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Вместе с  тем есть важные, в высшей степени  необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными, то к этим 5 можно причислить и институт науки.

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Люди всегда стремятся институционализировать свои отношения, связанные с актуальными  потребностями. Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли.

Если рассматривать  в самом общем виде деятельность любого социального института, можно  считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Важны следующие функции: 
- Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.  
- Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.  
- Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.  
- Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт

- Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Таким образом, можно сформулировать характерные  черты соц. институтов:

  • историчность. Они возникают исторически, как ответ на потребность общества, в качестве которой-то функции, устойчивой связи;
  • устойчивость. Даже если тот или иной институт со временем отмирает, но он существует достаточно долго (веками, эпохами) удовлетворяя какую-либо потребность или выполняя функцию;
  • функциональность. Т.е. он выполняет важную общественную функцию
  • наличие средств, необходимых для выполнения функций, для которых он создан.

 

16. 69. Социальные общности

Социальная  общность представляет собой совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .  

Общности - исходный элемент общества и  предмет  социологии.

Люди  занимают неравное положение в общностях. Положение человека  в общности характеризует статус и роль. Статус - статическая,  роль- динамическая характеристика.

Статусом  называется место, позиция положение, место человека в обществе.

Статус  состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей.  Пример: преподаватель, ученый,  муж, сын,  отец: воспитатель, кормилец, контролер.

Роль - модель поведения в соответствии с правами  и обязанностями, соответствующая  социальным нормам (культуре)  данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые  от  поколения к поколению. Процесс передачи культуры- социализация личности.

Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов

          Среди многих видов социальных  общностей особое значение с  точки зрения влияния на поведение  имеют такие , как семья , трудовой  коллектив , группы совместного проведения досуга , а также различные социально-территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные города , регион и т. д. ) .

          Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов , в особенности в сфере неформальных контактов . Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности , обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70. Учение О. Конта о стадиях развития общества.

Наиболее  полно и ярко обосновал необходимость "строительства" социологии "снизу", т.е. с самого общества, с реальных фактов, явлений, выдающийся французский философ Огюст Конт (1798-1857) – родоначальник социологии.

Его основные труды: “План научных работ необходимых для реорганизации общества”(1822), шеститомный "Курс позитивной философии" (1330-1842) и четырехтомная "Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества" (1851-1354).

Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

Согласно  этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию».

Человек объясняет  все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного.

Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие чел-кой социальности и рост умственных сил. Она охватывает древность и средневековье до 13 в.

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Вторая охватывает 14-18 вв, для которой характерна смена общественных порядков. Породило анархию, революцию, демократию.

3) Основной  признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного сознания начинается расцвет промышленности, науки.

Позитивное  мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

 

71. Гендерная социология

Термин <гендерный  подход> возникает в социологии в 1970е годы. Он формируется как  оппозиция исследованиям отношений  между полами. Гендерные исследования пришли из западной социологии и означает исследование групп различающихся по половому признаку или анализом социальной стратификации по половому признаку на микро-, мезо-, и макроуровнях. В рамках самой гендерной социологии существует множество различных теоретических эмпирических подходов, однако их объединяют признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих принципов общества.

На западе первой проблемой в области гендерных  исследований является проблема гендерной  идентификации, т.е. проблема полового самоотождествления. С какого возраста ребенок начинает ощущать и вести себя как мальчик или девочка. Казалось бы, что гендерная идентификация связана с воспитанием, но на самом деле она определяется физиологией человека. Это подтверждается и примерами из жизни свободных обществ, где существуют легально сексуальные меньшинства.

Вторая сторона  гендерных исследований заключается  в исследовании реальных неравенств между мужчинами и женщинами. Это неравенство очевидно во всех сферах жизни. По данным ООН из 100% частного богатства немногим более 1% принадлежит женщинам, зарплата работающих женщин не превышает 2/3 зарплаты мужчины. Этому есть много причин — разные соц. роли, работа не связанная с большими физическими нагрузками, женщины имеют в мире более высокий образовательный уровень, но рождение ребенка прерывает карьеру женщины в самый важный период.

Социологические и гендерные исследования выявляют многие различия между женщинами  и мужчинами в разных сферах и  формах общественной жизни, у них разная потребность, ориентация. Для мужчин и женщин выход за пределы традиционных социальных ролей называется феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин. Для женщин это связано прежде всего с большей озабоченностью материальным положение семьи, для мужчин — со стремлением найти того, кто бы заботился, опекал его.

Феминистские  последователи марксизма предлагают (по крайней мере) два варианта концептуализации гендерных отношений. Во-первых, они  утверждают, что сфера воспроизводства  является столь же значимой для социального порядка, как и сфера производства. Воспроизводство - мир домашнего хозяйства, семьи и деторождения - это сфера восстановления и пополнения рабочей силы, где главным действующим лицом является женщина, при этом ее рабочая сила и домашний+эмоциональный труд не замечается и не оплачивается капиталистическим индустриальным обществом. Таким образом, марксистские феминистки мыслят сферу воспроизводства как сферу угнетения женщин. Капиталистическая эксплуатация в системе производственных отношений рассматривается как производное от первичного угнетения женщины в семье.

Американские  феминистские социологи Кэндес Уэст и Дон Зиммерман (23) утверждают, что  создание гендера происходит постоянно  во всех институциональных ситуациях  на микроуровне. Вслед за Ирвином Гоффманом они считают, что отнесение индивидов к той или иной категории по признаку пола является существенно значимым для социально компетентного (<подотчетного>) поведения.

Итак, гендерный  подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии.Однако под влиянием феминистской критики в настоящее время в западной социологии произошли такие изменения, которые уже не позволяют отделить тематику отношений полов от собственно гендерного подхода. Варианты решения этой проблемы мы можем найти в объединительной парадигме, вслед за сторонниками которой (такими как П.Бурдье и А.Гидденс), в рамках гендерных исследований осуществляется попытка сочетания уровней структур и действия. Попытку концептуализировать гендерные отношения в рамках объединительной парадигмы делает австралийский социолог Роберт Коннелл. Анализ практик позволяет исследовать как через социальные взаимодействия на микроуровне осуществляется конструирование социальных отношений. В рамках данного подхода гендерные отношения рассматриваются как процесс; структуры складываются исторически, а способы структурирования гендера многообразны и отражают господство разных социальных интересов.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"