Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка

Описание

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).

Работа состоит из  1 файл

sotsiologia_shpory_raspechatat.doc

— 515.50 Кб (Скачать документ)

30-31. Труд инженера и его особенность в современных условиях. Профессиональная мобильность.

Современный инженер - это  не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной  средой, основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом развитии современного общества. Образ инженера, отвечающего всем требованиям современного мира, включает в себя не только знания фундаментальных наук, прикладные знания по специальности, знания иностранных языков, обладание положительными личностными качествами, умение решать технические задачи, но и обладание приемами социальной инженерии, умение решать социально-управленческие задачи.

В жизни современного общества инженерная деятельность играет все  возрастающую роль. Проблемы практического  использования научных знаний, повышения  эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной. Обособление проектирования и проникновение его в смежные  области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и проектной  культуры,  появлению  новых  системных  и  методологических ориентаций, к выходу на  гуманитарные  методы  познания  и  освоение действительности. Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний (т.е.  знаний,  полученных  в  научной  деятельности)  для  создания искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов, машин и т.п. не следует отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностью инженеров, которые часто вынуждены выполнять техническую, а иногда и научную деятельность (если, например, имеющихся знаний недостаточно для создания какой-либо конкретной технической системы). 

В процессе своей  деятельности инженер:

– беседует с  заказчиком с целью получения  возможно более полной картины того, чем же является предлагаемая ему  задача;

– контактирует с потенциальными пользователями будущего изделия, системы с целью выяснить как будет принята его работа обществом, каково её будущее и что можно сделать, чтобы оно было благоприятным;

– передаёт своим  коллегам техдокументацию, необходимую  им для разработки частей ТС;

– передаёт рабочим  техдокументацию на изготовление;

– ведёт авторский  надзор изготовления;

– передаёт заказчику (а по необходимости и потенциальному потребителю) эксплуатационную документацию.

Во всех этих ситуациях  инженер в той или иной мере должен (а иногда вынужден) доказывать почему дело должно обстоять именно так, что изделие не принесёт ущерба и т. д.

 

31. Профессиональная мобильность  инженера.

НТР ведет к росту  профессиональной мобильности. Половина инженеров работает не по полученной специальности вуза. А это значит, что ни один студент не может знать, кем ему придется работать, какие  науки, изучаемые в институте, ему пригодятся, а какие - нет. Необходимо всегда иметь базу для переквалификации.

Внутри инженерного  корпуса существуют следующие группы:

1) конструкторы – проектируют,  конструируют новую технику. Рабочий  создает материальный продукт, инженер – алгоритм для создания этого продукта

2) линейные руководители – организуют производство (знания: экономика, менеджмент, организация производства, социология труда, психология, техника). Из этой категории многия ушли в частный бизнес.

3) технологи – заняты разработкой технологии производства того или иного продукта. Составляют алгоритм деятельности рабочих

4) эксплуатационники –  следят за состоянием техники, организацией ее ремонта

5) инженер-исследователь  – творческий труд – занимается  научно-исследовательской работой на заводах. Неоюходимо умение творчески мыслить

6) инженер-экономист –  ближе к гуманитарным, чем к  инженерным профессиям – производит  расчеты для обеспечения производства. Труд связан с ЭВМ, знаниями  электроники…

Существуют псевдоинженерные должности: инженер по кадрам,

Инженер по ТБ, по снабжению  и быту, даже по садоводству.

Сложен процесс переквалификации: так у 59,2% инженеров, сменивших специальность, зарплата выросла, у 11,3% - снизилась, у 29,5% осталась без изменений. Переквалификация еще усилится в связи с переходом к рынку.

 

32. Социально психологический  портрет инженера XXI в.

Современный инженер - это  не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной  средой, основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом развитии современного общества. Образ инженера, отвечающего всем требованиям современного мира, включает в себя не только знания фундаментальных наук, прикладные знания по специальности, знания иностранных языков, обладание положительными личностными качествами, умение решать технические задачи, но и обладание приемами социальной инженерии, умение решать социально-управленческие задачи.

Для практических целей оценки качества инженера, а  отсюда и оценки требований к инженеру целесообразно использовать концепцию портрета инженера, включающую в себя:

1. Профессиональный  портрет, т. е. знания – умения  — понимание, необходимые инженеру:

Знание техники, Знание технических процессов, Умения мыслить экономическими категориями, Умения организовать работу людей, Умения ориентироваться в научно-технической информации, Умения находить нестандартные технические и технологические решения, Умения оформлять документы, Общий кругозор, культурный уровень, Знания вопросов стандартизации, метрологии и управления качеством

2. Деловые  качества, вырабатываемые в процессе профессиональной деятельности инженера и ценности, определяющие в конечном счёте ориентацию инженера:

Творческий  подход к делу, Инициативность, Оперативность  в решении вопросов, Опыт и знания, Самостоятельность в принятии решений, Ответственность за порученное дело, Доброжелательность в отношении с людьми, Выдержка, Усидчивость, тщательность в работе, Дисциплинированность

Профессиональный  портрет инженера автоматически  задаёт требования к системе обучения, на его базе составляется картина инженерного образования XXI века.

Предприятиям  нужны профессионалы, способные  примениться к смене профиля  предприятия, воссоздать его заново, запустить или модернизировать  изделие. Кратко — необходим инженер  умелый. А вузы выпускают инженера знающего. Инженер должен знать науки, уметь изобретать, конструировать, эксплуатировать, внедрять, понимать ход событий в промышленности и на рынке, своё место, свою ответственность.

Труд инженера переплетается с трудом рабочего, и лишь вместе они дают положительный результат. Из этого следует вывод, что если чей-то труд связан с трудом других людей, то во многом от него зависит качество общего труда. Труд стал коллективным и требует от каждого инженера высокого качества работы, добросовестности. Кроме этого в условиях коллективного труда многое зависит от умения инженеров найти общий язык со своими коллегами и рабочими. Требуются дипломатические таланты, умение совместно работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Экологические проблемы государств  Средней Азии и Казахстана.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая  соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют  доминанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). Задача социальной экологии состоит в изучении человеческого общества в аспекте его совместимости с особенностями природной среды. Поскольку направления человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, то социальная экология вскоре после своего появления стала подразделяться на множество аспектов или прикладных вариантов социально- экологического знания. Теперь помимо общетеоретического раздела знания, которым занимается социальная экология, существует ее прикладные области: экология человека, изучающая в основном медицинские аспекты, инженерная экология, изучающая технические аспекты отношения людей к окружающей среде.

Анализ динамики обмеления  Арала и опустынивания прилегающих  территорий приводит к удручающему прогнозу полного исчезновения моря к 2010 г. Новая пустыня Аралкумы сольётся с существующими Каракумами и Кызылкумами и станет соперничать с Сахарой, которая, кстати, всего 150 - 200 тыс. лет назад была покрыта буйной растительностью.

Сырдарья в настоящее  время не доходит до моря, заканчивая свой путь на полях, а Амударья достигает  Арала лишь зимой тоненьким ручейком. В результате площадь акватории  сократилась более чем на 1/3, береговая  линия в ряде мест отступила на 90 м., а объём воды в море уменьшился на 60%.

Экологические проблемы Варварское, хищническое отношение центральных  ведомств к природным ресурсам Казахстана привело в 80-х-90-х гг. к экологическому кризису в республике, принявшему в некоторых регионах катастрофический  характер. 
     Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где проводились ядерные испытания. Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы.  
     Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее серьезных экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению и истощению естественных водных источников

Зыряновский свинцовый  и Лениногорский полиметаллический  комбинаты стали причиной загрязнения  Иртыша, в который только в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных, 2 139 тонн органических веществ, 263 тонны нефтепродуктов. Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урала. 
В Казахстане развита добывающая и перерабатывающая промышленность и в последние пять лет темпы роста этих отраслей наращиваются. Строятся и вводятся в эксплуатацию крупные промышленные объекты, что приводит к повышению загрязнения воздуха, к ухудшению экологи Казахстана вцелом. За много лет в республике скопилось более двадцати миллиардов тонн отходов, около трети из которых токсичны. Основная часть этих отходов – результат деятельности горнодобывающей и горно-перерабатывающей промышленности, предприятия чёрной металлургии, нефтехимии, производство стройматериалов.

Наиболее вредные производства – это свинцово-цинковое в районе Усть-Каменогорска, свинцово-фосфатное в Шимкенте, фосфорная промышленность Тараза, хромовые предприятия Актюбинска. Наиболее загрязнён атмосферный воздух над Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областями. В городах Казахстана основной вклад в загрязнение воздуха вносит автомобильный транспорт. Низкое качество используемого топлива и отсутствие фильтров по очистке выхлопных газов, плохое состояние подвижного состава автохозяйств, увеличение количества автомобилей в городах, приводит к тому, что в атмосферу выбрасывается огромное количество окиси углерода, свинца и др.  Высокий уровень загрязнения воздуха в городах является следствием устаревших технологий производства, неэффективные очистные сооружения, низкое качество используемого топлива.

 

 

20. Основные подходы изучения социологии личности

Личность (имеющий свою индивидуальность) - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом – результат социализации

Фромм понимает  “личность”:

“Под личностью  я понимаю целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным”.

Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения"

В социологии наиболее известны следующие  теории личности:

1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули – теория общественного зеркала включает три элемента: как меня воспринимают другие; как они реагируют на то, что видят; как я отвечаю на реакцию других людей, Эрик Эриксон, Дж.Мид – «обобщенный другой», Халлер – «значимый другой»). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей.

Джордж Герберт  Мид - Развитие личности связано с принятием на себя функций других людей,  включающего три стадии: 1. Имитация (копирование без понимания) 2. Игра  (освоение ролей, при этом дети придают своим действиям такой смысл:  какой придают  им другие) 3. Коллективные игры (освоение ожиданий многих людей, заканчивающегося формированием социальной идентичности ).

2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя:

1) бессознательное (природные  инстинкты);

2) сознание индивида, являющееся  регулятором инстинктивных реакций;

3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания.

3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли:

1.            Эмоциональная: одни роли требуют  эмоциональной сдержанности, другие  – раскованности.

2.            Способ получения: предписанные и завоеванные.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"