Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка

Описание

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).

Работа состоит из  1 файл

sotsiologia_shpory_raspechatat.doc

— 515.50 Кб (Скачать документ)

3.            Масштаб: часть ролей  строго  ограничена, часть – размыта.

4.            Формализация: деятельность в строго  установленных рамках или произвольная.

5.            Мотивация: личная прибыль, общественное  благо и т.д.

4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

5. Теория развития познания – Жан Пиаже - Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадии (сенсомоторная - способность сохранять в памяти образы, предоперациональная - способность сохранять в памяти символы, конкретных операций - мыследействия, формальных операций - абстрактного мышления),  каждая из которых способствует  овладению новыми познавательными навыками.

6. Теория нравственного развития – Лоренс Колберг - Человек  развивается в процессе нравственного развития: 1.Избегание наказания 2.Стремление к поощрению 3.Приспособления к социальному одобрению 4. Осознание интересов общества - нравственное сознание 5. Осмысление противоречий между нравственными убеждениями в обществе 6, Собственное этическое  чувство

 

35. Религия как социальное  явление.

Исследованию религии  как социального института посвятили  свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.

Маркс: религия - объективный  фактор, внешним и принудительн образом  воздействующий на людей подобно  любому другому общественному институту (функциональн метод исследован религии). Религия больше обусловливаемый общ отношениями, нежели обусловливающ их фактор. Ее общественн ф-ция интерпретация, а не продуцирования существующих отношений. Соц ф-ция: или оправдывает и узаконивает существующ порядки, или осуждает, отказывая в праве на существован. Может выполн ф-цию интеграц общ-ва, может действовать дезинтегрирующе (конфл на религиозн почве).

Э. Дюркгейм: религ - основа единства общ-ва, фактор соц интеграции. Вебер исследовал место и значен религ в изменяющемся общ-ве, влияние  на развитие экон, пол, семьи. Работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он иссл влияние христианства на ист Зап. Изучение типов религиозн организац, системы "церковь-секта". К кон XIX -  нач XX в. социолог религии складывается как самостоятельн дисциплина.

Религия - своеобразн поведение, мировоззрен и мироощущен, основанн на вере в сверхъест, не доступное  понимаю чел. Вера - знание, которое  основыв не на эмпирических факторах. Возникла 40 - 50 тыс л назад, прошла следующие этапы: 1) первобытные религии: тотемизм - вера в родство с каким-л животным и явлением, фетишизм - вера в предмет, кот обладает чудотворн свойствами; магия - вера в возможность влиять определенн действиями на сверхъестественн существо; анимизм - вера в души и духов. 2) политеистические религии. 3) Монотеизм: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам.

Религия как социальный институт.

С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и затем получает большое развитие самостоятельное направление под  названием "социология религии". Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс. Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве. Во второй половине XIX века положение меняется. На первом плане в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается  немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в  изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории. В частности, работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он исследует влияние христианства на историю Запада, сделала его знаменитым. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы "церковь-секта". Работы названных основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX -  началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина. Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.  Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.

Вера возникла 40 - 50 тысяч  лет назад и прошла следующие  этапы:

1. первобытные религии.

Тотемизм - вера в родство  с каким-либо животным и явлением.

Фетишизм - вера в чудотворный  предмет, который обладает чудотворными свойствами.

Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными  действиями на сверхъестественное существо.

Анимизм - вера в души и  духов.

2. политеистические религии - многобожие.

3. Монотеизм - единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).

Структурные элементы религии:

1. религиозное сознание.

- религиозная идеология

- религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу религиозной деятельности) соборность - единение.

2. религиозная деятельность.

- культовая (освещение,  крещение, венчание)

- внекультовая (воскресные  школы, издательская деятельность, миссионерство).

3. религиозная организация

- церковь (церковно  и священно служители, миряне)

секты - отколовшаяся часть  от церкви с лидером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36/. Социологические теории религии.

Становление научной социологической теории религии представляет собой часть  процесса становления марксистской науки в целом - философии, политической экономии, научного коммунизма. Марксистская социологическая теория религии, с одной стороны, имела некоторые предпосылки в виде накопленного идейного материала, с другой - явилась обобщением массы фактов. В качестве мыслительных предпосылок выступали идеи свободомыслящих и атеистов, которые фиксировали определенные свойства религии как социального явления; фактуальную основу составили данные, почерпнутые из истории или полученные в ходе изучения наличной социальной действительности.

До  марксизма не было научной социологии, отсутствовала и научная социологическая теория религии. Однако за многовековую историю человечества было высказано немало идей, имеющих отношение к социальным аспектам религии.

Сюжеты  античной мифологии, Библии, Корана и  т. д. обычно сводились к политическим, моральным отношениям, а институт государства, семьи считался тем оригиналом, в соответствии с которым выкристаллизовывалась структура “религиозного мира”. Такого рода постановка вопроса вела к мысли о том, что у религии нет своей “собственной” истории, что история религии - это одна из сторон истории человечества.

Ряд верных идей высказали домарксовские  атеисты и свободомыслящие о  социальной роли религии в политической и нравственной сферах: в сохранении устоев государства, в укреплении власти монархов. Религия уподоблялась опиуму, сильно действующим наркотикам (С. Марешаль)[, средству, с помощью которого “легче держать в узде народ” (Ж. Мелье). Домарксовские мыслители обнаружили отрицательное влияние религии на нравственность, доказывали, что религия “покрывает, питает и возбуждает пороки” (М. Монтень), “колеблет и разрушает” нравственность (П. Гольбах), что существует “противоречие между верой и моралью...” (Л. Фейербах)

Если  обнаружено вредное воздействие  религии на нравственность, то неизбежно должен был возникнуть вопрос: возможно ли общество, состоящее из атеистов? Блестящим ответом был ответ П. Бейля. Он полагал, что религия не может быть основой морали, что религиозный фанатизм служит причиной политических преследований. Поведение людей определяется страстями и интересами. Высокая нравственность может быть и в обществе атеистов, если здесь будут строго наказываться преступления и внушаться отвращение к безнравственным поступкам. Провозглашение возможности общества без религии сыграло важную роль в утверждении рационалистических атеистических взглядов.

К. Вольней  сделал шаг вперед: по его мнению, с появлением угнетателей основой  религии стали и общественные бедствия. У людей не осталось больше общих интересов. Различия по кастам и расам превратили беспорядок в систему. По этой системе каждый человек, рождавшийся в определенной семье, становился рабом или тираном, вещью или собственником.

Выдающуюся  роль в раскрытии ряда социальных сторон религии сыграл Л. Фейербах. Руководящей нитью фейербаховского  анализа религии был, как известно, антропологический принцип. Фейербах искал тайну религии в антропологии: “...истинный смысл теологии есть антропология...” Сущность религии есть отчужденная сущность человека. А так как последнюю составляют разум, воля и сердце, то в религиозных образах - прежде всего в образе бога - воплощается бесконечная, неограниченная сила разума, воли и чувстваРелигия есть отношение человека к самому себе, или, точнее, к своей сущности, но только как к сущности другой.

Постепенно  человек становится существом политическим, и главным объектом чувства зависимости  оказываются уже не естественные, а общественные силы “Из чисто  физического существа человек становится существом политическим, вообще он становится чем-то отличным от природы, сосредоточенным на самом себе; так же точно его бог из чисто физического существа становится существом политическим, отличным от природы. Только своим объединением с другими людьми в общине человек приходит к разграничению своей сущности от природы и, следовательно, - к богу, отличному от природы; в этой общине предметом его сознания и чувства зависимости является сила закона, общественного мнения, чести, добродетели, то есть отличные от естественных сил, данные лишь в мысли и представлении политические", моральные, абстрактные силы... власть природы как таковая и чувство зависимости от нее исчезают перед лицом власти политической или моральной. Раба природы ослепляет блеск солнца... между тем раб политический ослепляется блеском царского звания до такой степени, что он падает перед ним ниц, как перед божественной силой, от которой зависит жизнь и смерть”.

 

37/ Религиозная ситуация в Казахстане.

целом, как стабильную. Отсутствие серьезных конфликтов в межконфессиональных отношениях явилось следствием демократизации государства и коренного изменения положения религии в казахстанском обществе. Положение религиозных объединений приведено в соответствие с Конституцией и законами независимого государства. Правовой основой реализации права на свободу совести является Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Считаю его одним из самых либеральных законов, регулирующих положение религиозных организаций в постсоветских государствах. Надо отметить, что в Казахстане за прошедшие 14 лет произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня действует 3259 религиозных объединений, что на 102 больше, чем было на 1 января 2004 года. А в 1990 году действовало всего 670 религиозных объединений. В числе религиозных объединений представлены Ислам - 1766 (в 1990 г. – было всего 46), Русская православная церковь – 255 (62), Римско-католическая церковь – 90 (42). Евангельские христиане-баптисты – 291 (168), Лютеране – 28 (171), Адвентисты седьмого дня – 62 (36), Свидетели Иеговы – 104 (27). Объединений Пятидесятников насчитывается 50 против 42 в 1990 году. Новых религиозных образований (новые протестанты, бахаи, общество сознание Кришны, церковь последнего Завета и т.д.) сегодня в республике 450 (13), а других немногочисленных религиозных формирований – 159 (64).  По-прежнему доминирующую часть верующего населения страны составляют мусульмане и православные христиане. Религиозным объединениям принадлежат 2369 культовых сооружений, из которых 1643 - мусульманские мечети, 229 – православные церкви, 74 - католические костелы, 10 – синагоги, и более пятисот протестантских и других церквей.  
         В настоящее время религиозными объединениями республики выпускаются 38 наименований периодических печатных изданий, тогда как раньше они не располагали ни одной газетой или журналом.  
         Современные государственно-конфессиональные отношения характеризуются дальнейшим развитием сотрудничества в различных областях социального служения и в деле обеспечения прав человека на свободу вероисповедания, постоянно совершенствуется законодательство в указанной сфере. Внесены изменения в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», определяющие компетенцию уполномоченного государственного органа и местных исполнительных органов в сфере регулирования отношений с религиозными объединениями, проведения религиоведческой экспертизы, учетной регистрации малочисленных групп и зарубежных миссионеров.  
           На сегодня в Казахстане зарегистрированы 334 иностранных миссионера из более чем 22 стран мира (в т.ч. из Кореи – 63, Польши – 55, Турции – 17, США – 17, Германии – 14, Филиппин – 4, России – 16, Кыргызстана – 5, Азербайджана – 4, по 1-2 из Италии, Испании, Швейцарии, Конго и др.). Наибольшее их количество сосредоточено в католических, протестантских и православных общинах, деятельность которых находится под постоянным контролем Советов по связям с религиозными объединениями при акимах областей, городов и районов. Советы по связям с религиозными объединениями совместно с заинтересованными центральными и местными органами государственной власти проводят работу по профилактике и противодействию распространению религиозного экстремизма. В своей деятельности они руководствуются Указом Президента РК «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма», Законом РК «О противодействии экстремизму» и решениями, принятыми на заседании Совета Безопасности РК от 31 августа 2004 года. Широко используется позитивный опыт, авторитет и влияние руководителей религиозных и национально-культурных объединений, их привлечение к участию в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"