Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка

Описание

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).

Работа состоит из  1 файл

sotsiologia_shpory_raspechatat.doc

— 515.50 Кб (Скачать документ)

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов  описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.

Выделяют  две формы социального контроля: формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т.д.; неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм. Основные типы девиантного поведения: Наркомания, Алкоголизм, Проституция, Суицид. Преступность

Преступность. Преступность, уголовная-правовая модель. Здесь существуют социальные порядки, нормы и законы полагаются справедливыми; ответственность за их нарушение однозначно возлагается на злую волю самого нарушителя,предстающего в качестве единственного творца социальной несправедливости.

По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор.

   Алкоголизм. В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

Проблема  преодоления пьянства и алкоголизма  является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

Наркомания. Термин происходит от греческих слов narke — «оцепенение» и mania  — «бешенство, безумие». Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Суицид — намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция к увеличению их числа. Суицидная активность имеет определенные временные циклы. Факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада ее был отмечен еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду - четверг. Конец недели больше «опасен» для мужчин.Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10—12-летние дети!

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей.

42. Личность и общество

Первичным агентом  социального взаимодействия и отношений  является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, один из группы, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в  отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого. Личность (имеющий свою индивидуальность) - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом – результат социализации.

Личность (имеющий свою индивидуальность) - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом – результат социализации

Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не применим, хотя все люди появляются на свет как  индивиды и как индивидуальности.

Понятие общества. Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:

* общество  как группа лиц, объединившихся  для современной  деятельности  по реализации общих для них  целей и интересов (общество  книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.).В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация","союз","объединение".

* общество  как определенный этап в развитии  человечества  или  страны (первобытное  общество, феодальное  общество, французское  общество эпохи Реставрации,советское общество периода НЭП'а и т.д.).Здесь  слово "общество" часто употребляется вместе со словами "стадия","этап","период".

* общество  как характеристика качественного  состояния того  или  иного  этапа в  развитии человечества или страны ("общество потребления","информационное общество","традиционное общество" и т.д.).В  этом  случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характеристика.

* общество  как предельно широкое понятие  для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с  нею. В  этом  смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей  как  между  собой, так и  с природным окружающим их миром. Это последнее определение и я считается философским определением понятия общества. "общество" - от  слов  "общий","общность" (латинское societas также происходит от socius, что означает общий, совместный).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Соц функции, цели образования. Проблемы обр в РК.

Соц обр –  одна из наук, которая призвана не только оказывать содействие в преодолении  негативных тенденций, но и искать новые  импульсы влияния на культурогенез  современного человека. Она изучает  обр как социокультурный институт, его генезис, функционирование, структуры, способы организации, динамику социальной структуры. Назначение обр – передавать от поколения к поколению достижения культуры (производственные технологии или отношения людей, мировосприятие, традиции или производная искусства). От качества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе, благополучие человека.

Среди целей образования:

- подготовить  молодежь к жизни и к адаптации в социуме, к его преобразованию;

- развить  индивидуальность, потребности, способности  человека, его ориентации в жизни.

Три модели общественного мнения о целях  образования:

  1. Экстенсивная модель – передать как можно более полно накопленный опыт, культурные достижения помочь участнику самоопределиться, задействовать имеющийся у него потенциал.
  2. Продуктивная модель – подготовить учащегося к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, и той структуре занятости, которая поддерживает развитие социальной общности и его собственное развитие.
  3. Интенсивная модель – на основе развития у человека универсальных качеств сформировать у него готовность не только к усвоению у него определенных знаний, но и к их постоянному самосовершенствованию, к развитию собственных творческих потенций.

Функции образования: - Образование  способствует социальным изменениям благодаря подготовке  людей к внедрению новых  технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд  авторов  подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование  способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью  к  обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

- приобщение  человека к достижениям культуры.

- обучение, социолизация, воспитание

Анализ  состояния системы высшего образования  Республики Казахстан за десять лет  независимости позволил выявить  следующие особенности:  
" Произошла полная диверсификация институциональных структур, программ и форм обучения, осуществлен переход преимущественно к университетской системе образования.  
" Произошло сокращение государственного сектора образования и одновременно интенсивное развитие негосударственного сектора образования.

В республике сформировался рынок образовательных услуг, где функционируют на равных правах государственные и негосударственные высшие учебные заведения. Рынок образовательных услуг, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции.

1. В  системе высшего профессионального образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с академическим сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.

2. Характерным  в условиях сокращения государственного финансирования образования является рост доли коммерческого образования. Это порождает со своей стороны стремление вузов к большей аккумуляции финансовых средств за счет снижения планки требования к знаниям студентов и расширения их контингента. Все это приводит в конечном итоге к снижению качества образования.

3. В  подготовке кадров с высшим  образованием происходит "вымывание  затратных специальностей", в  частности, естественнонаучного  и технического направлений, без  чего невозможно научно-техническое развитие общества.

4. В  системе профессионального образования  не уделяется необходимое внимание  обучению трудовым навыкам и  их совершенствованию.

5. Наличие  дублирования в подготовке кадров  по ряду специальностей, неэффективное использование кадрового, финансово-экономического и материально-технического потенциала вузов, ориентированность на подготовку узкопрофильных специалистов, не востребованных и не конкурентоспособных на рынке труда, что в конечном итоге не обеспечивает высокого качества высшего образования страны.

6. Главной  же проблемой системы образования  Республики Казахстан является, на наш взгляд, отсутствие системности  образовательной политики, целостной  стратегии развития.

В феврале-марте 2007 года Центрально-Азиатский Институт Развития провел пилотажное исследование на тему «Качество подготовки специалистов в высшей школе в условиях реформирования системы образования».

Как показало исследование, в современных  условиях получение высшего образования  воспринимается молодыми людьми в основном как условие карьерного роста. Получение высшего образования рассматривается по преимуществу как необходимая ступенька карьеры, достижения жизненного успеха, и лишь во вторую очередь – как реализация внутренней потребности личности в развитии и совершенствовании своего интеллектуально-творческого потенциала. Духовные и социальные функции системы образования не отрицаются, но им отводится подчиненная роль.

Качество  обучения в вузе полностью устраивает только каждого третьего респондента. Не хватает современной учебной литературы, особенно в технических вузах, времени, выделяемого для работы на компьютере, есть недовольство и сроками проведения сессий. Больше претензий к работе подразделений своих вузов выражают слабо успевающие студенты.

Система управления в высших учебных заведениях, по мнению студентов, не всегда в полной мере отвечает своему назначению.                                                                       

 

44. Учение как социокультурная  деятельность 

Учение –  усвоение знаний, усвоение опыта, усвоение культуры.

Исходная  проблема социологии образования –  в чем суть учения, как достичь  его оптимального состояния? Учение – основная форма деятельности человека в сфере образования. Теоретические  основы понимания учения как «усвоения знаний» заложены отечественным психологом С. Л. Рубинштейном. Учение – разновидность познания.

Основные  компоненты учения – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение как  «общие знаменатели всего познавательного  процесса».

Ж. Плиаже провел глубокий экспериментальный анализ форм усвоения опыта в учении. Он выделяет основные из них:

Ассимиляция – включение нового объекта в  старые схемы. Задача решается на основе известных алгоритмов решения подобного  рода задач.

Аккомодация – приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних. Человек, сталкиваясь с новой задачей, приспосабливает к ней свои навыки и умения.

Упрощенные  представления учения как передачи знания и опыта от учителя к  ученику   подверг критике психолог А. Н. Леонтьев, цитируя франц. физиолога Клода Бернара: «Собака жиреет вовсе не жиром тех баранов, которых она поедает, она образует свой собственный жир».

Личность  воспринимает от учителя информацию, но осмысливает и перерабатывает ее в процессе собственной деятельности. В этом процессе знания приобретают личностную форму, происходит собственное развитие личности. Эти идеи лежат в основе подхода к учению как деятельному усвоению культуры, основы которой заложил Л. С. Выготский.

Освоение  культуры происходит в многообразных формах – труд, быт, познание, общение, учение, игра.

В социальной жизни учение представляет собой:

1. Необходимый  подготовительный этап овладения  культурой, включение человека  в общественную практику, в трудовую  деятельность.

2. Функции  учения состоят в выработке  механизмов культурной деятельности

3. Учение не  сводится к познанию, хотя познавательно-ориентационная  сторона имеет ведущее значение.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"