Целевые бюджетные фонды Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Содержание

Введение
1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено государственных финансов
2.Общая характеристика внебюджетных фондов: понятие, состав классификация
3.Специфика целевых бюджетных фондов: порядок образования, режим деятельности
4.Анализ финансовой деятельности целевых бюджетных и внебюджетных фондов
5.Источники формирования и направления расходования внебюджетных фондов
6.Анализ формирования доходной и расходной частей целевых бюджетных фондов
7.Направления реформирования системы целевых бюджетных и внебюджетных фондов в РФ
8.Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов в РФ

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Целевые бюджетные фонды Российской Федерации.docx

— 110.41 Кб (Скачать документ)

.2. Приобретение административного  здания для отделения по Ольскому району Управления федерального казначейства по Магаданской области, п.Ола.

.3. Приобретение административного  здания для отделения по Омсукчанскому району Управления федерального казначейства по Магаданской области, п.Омсукчан.

.4. "Реконструкция незавершенного  строительства семиэтажного дома  под "Административное здание  Главного управления Федеральной  регистрационной службы по Магаданской  области и Чукотскому автономному  округу по ул.Парковая в г.Магадане, г.Магадан, ул.Парковая, д.1 Общая площадь вводимого здания - 2291,7 кв.м.

.5. "Строительство Усть-Среднеканской ГЭС на р.Колыма".

Федеральная целевая программа "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)". В соответствии с  условиями реализации программы  в 2008 году предполагается с привлечением средств федерального бюджета проведение кадастровой оценки садоводческих, огороднических и дачных объединений.

Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы. Средства в размере 5,9 млн.руб. направляются на реконструкцию "Областного детского дома в п.Ола". На укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направленно 42 тыс. руб. Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы". В рамках данной программы с привлечением 1,3 млн.руб. предполагается приобретение медикаментов, оборудования и вакцинация населения. Таким образом, целевые бюджетные фонды функционируют на основании смет доходов и расходов, составляемых ежегодно. Но такой подход не позволяет планировать долгосрочные программы развития определённых направлений. Существует необходимость принятия программ развития сроком на 5-10 лет, в которых уже должен быть заложен бюджет программы. Именно поэтому, наиболее перспективным видится переход от сметного планирования и финансирования бюджетов на программно-целевое планирование и финансирование. Суть программно-целевого метода бюджетного планирования состоит в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ на длительный срок.

Под целевой программой понимается комплексный документ, целью которого является решение приоритетной для  государства на определённый период времени задачи. Например, Программа  развития Дальнего Востока (Магаданской  области). Проанализировав целевые  программы Магаданской области, можно сделать вывод, что наибольшее финансирования направленно на «Внепрограммную  часть» в которую входят строительство  административных зданий и сооружений. Строительство само по себе предполагает большие затраты, и следовательно, и финансирование должно быть высокое. Наименьшее количество поступлений  наблюдается в федерально целевую программу «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011годы», средство направлены на приобретения медикаментов, оборудования и вакцинация населения.

В заключение. также необходимо подчеркнуть, средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке. Направления реформирования системы целевых бюджетных и внебюджетных фондов в РФ. Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов. Процесс создания, распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан со всеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями в обществе.

 

Поэтому при совершенствовании  системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так  как все «жизнедеятельные» отрасли  тесно связаны друг с другом и  изменения в качественно лучшую сторону одних ведёт к негативным последствиям других. На основе проведенного во 2 главе работы анализа очевидно, что без решения проблем социального страхования на основе подлинно присущих ему принципов организовать эффективное функционирование и совершенствование деятельности внебюджетных фондов не удастся. В связи с этим ознакомимся с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития и торговли России, и рассмотрим возможные варианты решения и стратегии развития демографической политики, совершенствование пенсионного обеспечения и системы здравоохранения в ближайшей перспективе. С решением этих проблем, возможно, улучшится система социального страхования и стабилизуется организационно-финансовая деятельность внебюджетных фондов.

Итак, рассмотрим сначала  сущность социального страхования.

Социальное страхование (СС) - механизм реализации социальной политики государства, основа системы  социальной защиты населения. Сущность социального страхования заключается в уменьшении и компенсации материальных потерь за счет привлечения как можно большего числа субъектов, подтвержденных определенным рискам, для формирования финансовых ресурсов и перераспределения затрат по компенсациям наступивших случаев. Обязательное социальное страхования представляет собой систему создаваемых государством правовых экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об ОСС.

Страхователи - организации  любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые вносят страховые взнос за работающее население. Застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, работники, осуществляющие солидарную поддержку в случае утраты трудоспособности, зарплаты и др. доходов.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами для обеспечения  прав застрахованных лиц при наступлении  страховых случаев. Страховщиками  могут выступать внебюджетные фонды, государственные и негосударственные  фонды и страховые компании, которые  возмещают наступившие страховые  случаи и компенсируют потери или  расходы застрахованных лиц. Государство  выполняет функции законодательной  инициативы, обеспечивает организацию  и функционирование институтов социальной защиты, а также исполняет роль страхователя отдельных категорий  населения.

Система пенсионного страхования  в РФ специалистами оценивается  как неэффективная, одно из подтверждений  тенденция по снижению коэффициента замещения утраченного заработка (отношение средней пенсии к средней  заработной плате), который пока не соответствует международным нормам (в 2009г. он был равен 28,7 процента, а  должен быть не менее 40 процента). Несмотря на то, что в 2010 предполагается его  увеличение с 28,7 процента в 2009 до 38,7 процента, прогнозируется, что в 2016 коэффициент  составит уже 35,2 процента, а в 2020 - 33,9 процента. И обусловлена эта тенденция, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых.

Однако все же в 2010 г. заложены объективные экономические и  правовые предпосылки для выполнения этих норм. Одна из главных мер совершенствования  системы ОСС в 2010 отмена ЕСН и  возврат к страховым взносам. Тарифы страховых взносов в 2010 г. для работодателей, применяющих  общую систему налогообложения, такие же, что и в 2009 при уплате ЕСН: ПФР-20 процента, ФСС-2,9 процента, ФФОМС-1,1 процента, ТФОМС-2 процента, итого-6 процента. Далее они будут увеличиваться: если в 2010 в зависимости от типа плательщика суммарный тариф страховых взносов составляет от 10,3 до 26 процента, то в 2011-2012 от 20,2 до 34 процентов, в 2013-2014 от 27,1 до 34 процентов, а с 2015-34 процента для всех плательщиков.

Один из положительных  сдвигов Обязательной Пенсионной Системы  достижение размера пенсий до текущего размера прожиточного минимума пенсионера, что соответствует намеченному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.

 

 

 

 

Несмотря на то, что сейчас Пенсионный фонд России не имеет случаев  задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей, платежеспособность Пенсионного фонда все же во многом обеспечивается средствами федерального бюджета. Это можно объяснить снижением с 1 января 2005г. почти на одну треть ставки ЕСН, в связи с чем ГВБФ потеряли значительную часть финансовых ресурсов, которые, правда, правительство частично возместило. Если посмотреть 1990-е гг, можно увидеть, что ГВБФ испытывали финансовые затруднения, в т.ч. и ПФР, хотя были достаточно высокие тарифы страховых взносов на ОСС (в течение периода с 1992 по 1999 г. расходы фондов ОСС превышали объем поступавших страховых взносов). Это было связано со следующими причинами:

1)Применение зарплатных схем работодателями;

2)Финансовый кризис 1998 г.;

3)Снижение реальных денежных доходов.

В 2010 году дефицит бюджета  Пенсионного фонда России превысил почти 3 процента ВВП и по прогнозам  будет еще расти. Данная ситуация усугубляется сохранением не страхового перераспределения пенсионных прав.

Таким образом, пенсионная система  является финансово неустойчивой. Тут  же надо сказать, что ситуация в долгосрочной перспективе может измениться в  лучшую сторону, например, за счет Концепции  демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, реализация которой уже привела к положительному эффекту число родившихся в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2006 г.

Несмотря на дефицит, наблюдается  рост поступлений средств Пенсионного  фонда России, например, в 2004-2009 г., что  в целом характерно и для других фондов.

Например, в 2009 г. объем поступлений  ПФР и ФСС по отношению к 2008 г. составил 118 процентов и 122 процента, к 2004 - 3,2 и 2,8 процента. В 2009 году в бюджеты  ТФОМС всего поступило 551,5 млрд. рублей, что составляет 102,7 процента к 2008 г., т.е. на 2,7 процента больше, чем в 2008 году, в 2,9 раза, чем в 2004. Только доходы ФФОМС в 2009 г. снизились по сравнению с 2008 г. и составили 77,8 процента.

Перейдем теперь к ОМС. Одна из основных проблем ОМС - нехватка денежных средств. Это отражается на состоянии здоровья населения. О неудовлетворительном состоянии системы здравоохранения в России говорят крайне низкая продолжительность жизни в стране, высокий уровень смертности и распространения тяжелых заболеваний.

Дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС связан с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы ОМС  и объемов медицинской помощи, включенных в Базовую программу  ОМС, ежегодно утверждаемую Правительством РФ.

Еще одна проблема в рамках ОМС многоканальность финансирования медицинских организаций. Здравоохранение  финансируется за счет средств ОМС, бюджетной системы РФ. Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения являются платные медицинские услуги и добровольное медицинское страхование. Это снижает управляемость отрасли, контроль над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.

Наблюдается нарушение принципов  СС, например у нас формирование социальных прав и последующие выплаты  не находятся в прямой зависимости  друг о друга. Сегодня право на получение пособия по временной  нетрудоспособности в размере 100 процентов  заработка имеет около 80 процентов  застрахованных лиц. А значит, у большинства  застрахованных лиц фактически нет  мотивации к возвращению на работу, т.к. не работая они получают туже заработную плату в виде пособия по временной нетрудоспособности. Это нарушение такого принципа системы СС, как сохранение мотивации у сотрудника к возвращению к трудовой деятельности.

Таким образом, российская система  ОСС не лишена недостатков и нерешенных проблем. Среди них можно назвать, прежде всего, дефицит средств фондов. Другой недостаток-несоблюдение страховых  принципов. Эти проблемы можно связать  с внешними факторами: неблагоприятное  состояние национальной экономики, высокий уровень дифференциации доходов населения. В 2009 г. соотношение  между средними доходами 10 процента самой бедной и 10 процента самой  богатой частей населения составило 16,7. Минимальный размер оплаты труда равен 78,8 процента прожиточного минимума трудоспособного населения. Данная ситуация дестабилизирует систему ОСС, финансовые возможности которой напрямую зависят от размера заработной платы застрахованных граждан. Для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум.

Рассмотрим меры по дальнейшему  совершенствованию Пенсионной системы. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы  РФ с учетом влияния мирового финансового  кризиса. Госрегулирование ПС, которое  «заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий.

Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две  главные проблемы - дефицит бюджета  ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного  заработка - не могут быть полностью  урегулированы внутри ПС без участия  государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической  ситуации в стране. Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических  факторов и финансовая поддержка  федеральным бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и  обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы. Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном  периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая  за период с 2000 г. по 2009 г. возросла с 11,1 процентов до 12, 8 процента ВВП и  достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов  с этой заработной платы позволило  бы уже в 2011 г. снизить дефицит  бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. руб.

Информация о работе Целевые бюджетные фонды Российской Федерации