Целевые бюджетные фонды Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Содержание

Введение
1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено государственных финансов
2.Общая характеристика внебюджетных фондов: понятие, состав классификация
3.Специфика целевых бюджетных фондов: порядок образования, режим деятельности
4.Анализ финансовой деятельности целевых бюджетных и внебюджетных фондов
5.Источники формирования и направления расходования внебюджетных фондов
6.Анализ формирования доходной и расходной частей целевых бюджетных фондов
7.Направления реформирования системы целевых бюджетных и внебюджетных фондов в РФ
8.Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов в РФ

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Целевые бюджетные фонды Российской Федерации.docx

— 110.41 Кб (Скачать документ)

 

Источниками финансирования целевых бюджетных фондов являются:

1)средства бюджетов;

2)целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за целевыми фондами:

3)доходы от реализации конфискованного имущества;

4)платежи за загрязнение окружающей среды;

5)штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд.

 

Состав целевых бюджетных  фондов в федеральном бюджете  непостоянен. В последние годы в  состав бюджетов включены следующие целевые фонды:

1)дорожные фонды РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные дорожные фонды);

2)экологические фонды РФ (Федеральный экологический фонд, территориальные экологические фонды);

3)Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;

4)Государственный фонд борьбы с преступностью;

5)Фонд развития таможенной системы РФ.

 

Из определения, данного  целевым бюджетным фондам выше, можно  заключить о том, что целевые  бюджетные фонды имеют целевое  назначение, то есть, их расходование направлено на достижение определённых экономических, социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных целей. Для того, чтобы лучше понять рассмотрим их подробно.

 

 

 

 

 

Среди функционирующих целевых  бюджетных фондов за последние 10 лет, можно выделить:

. Федеральный дорожный  фонд Российской Федерации (упразднён  с 1 января 2001 года);

. Федеральный экологический  фонд Российской Федерации (упразднён  с 1 января 2001 года);

. Федеральный фонд Министерства  Российской Федерации по налогам  и сборам и Федеральной службы  налоговой полиции Российской  Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

. Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических ресурсов (упразднён  с 1 января 2001 года);

. Государственный фонд  борьбы с преступностью (упразднён  с 1 января 2001 года);

. Фонд Министерства Российской  Федерации по атомной энергии  (упразднён с 1 января 2005 года);

. Федеральный фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы (упразднён  с 1 января 2001 года);

. Федеральный фонд восстановления  и охраны водных объектов (упразднён  с 1 января 2001 года);

. Фонд контрольно-ревизионных  органов Министерства финансов  Российской Федерации (упразднён  с 1 января 2001 года);

. Фонд по охране озера  Байкал (упразднён с 1 января 2001 года);

. Другие целевые бюджетные  фонды.

Рассмотрим режим деятельности некоторых целевых бюджетных  фондов.

 

 

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.

В Российской Федерации предусмотрено  образование финансовых ресурсов для  содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населёнными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.Средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации территориальных дорожных фондов имеют специальные назначения и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.

Федеральный дорожный фонд - это наиболее крупный целевой бюджетный фонд. Его средства превышают совокупные средства всех остальных целевых бюджетных фондов федерального уровня. В состав его доходов зачисляются:

1)налог на реализацию  горюче-смазочных материалов;

2)акцизы с продажи легковых  автомобилей в личное пользование  граждан;

3)федеральный налог на  пользователей автомобильных дорог. 

По закону РФ «О федеральном  бюджете на 1999 год» в федеральный  дорожный фонд направляются также следующие  виды прочих налоговых и неналоговых  доходов:

1) средства от уплаты  единого налога в размере 4процента  от общей его суммы;

2) доходы от использования имущества федеральных автомобильных дорог и иного около дорожного пользования;

3) доходы от эксплуатации платных автомобильных дорог и сооружений на них;

4)доходы за провоз по  дорогам крупногабаритных и тяжеловесных  грузов;

5)доходы от взимания  сбора за проезд автотранспортных  средств нерезидентов;

6)средства лицензионных сборов по лицензированию дорожной деятельности на автомобильных дорогах.

Налог на реализацию горюче-смазочных  материалов (ГСМ), как отмечалось, в  полном объёме поступает в Федеральный  дорожный фонд. К ГСМ относятся: автобензин, дизельное топливо, масла дизельные, масла для карбюраторных двигателей, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива. Плательщики этого налога - юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, реализующие указанные материалы.

Объектом налогообложения  для организаций - изготовителей  является оборот по реализации ГСМ исходя из фактических цен реализации (включая акциз) без налога на добавленную стоимость; для организаций, производящих ГСМ из давальческого сырья, - стоимость его переработки. При перепродаже ГСМ объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от их реализации (без НДС) и стоимости приобретения (без НДС). Налог уплачивается по ставке 25 процентов. В Федеральный дорожный фонд зачисляется также налог на пользователей автомобильных дорог. Он уплачивается любыми предприятиями и организациями (как резидентами, так и нерезидентами), ведущими коммерческую деятельность на территории РФ. Федеральным законом ставка налога на пользователей автодорог установлено в размере 2,5 (процента) от налогооблагаемой базы. При этом по ставке 0,5(процента) налог зачисляется в Федеральный дорожный фонд и 2,0(процента) - в территориальный дорожный фонд по месту нахождения плательщика.

Органы власти субъектов  Федерации с учётом местных условий  имеют право увеличивать или  сокращать ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов  ставки федерального налога на пользователей  автомобильных дорог. От уплаты налога освобождаются лишь сельскохозяйственные предприятия (организации), включая крестьянские хозяйства, при условии не менее 70 процента объема реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки и организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, а также некоторые другие организации и учреждения.

Чаще всего средства налога на пользователей автомобильных  дорог, причитающиеся Федеральному фонду, остаются в субъектах Федерации  в счёт субсидий, выделяемых Федеральным  фондом территориальным фондам. Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Значительная часть Федерального фонда расходуется на субвенции и дотации субъектам РФ на развитие и содержание, выравнивание уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории РФ, относящихся к собственности субъектов РФ.

Субвенции из средств Федерального дорожного фонда РФ направляются на безвозмездной и безвозвратной  основах на строительство и реконструкцию  конкретных дорожных объектов, имеющих  межрегиональное значение или обеспечивающих международные транспортные связи, в том числе в форме долевого участия в строительстве и  реконструкции этих объектов, на основе договоров, заключённых органами исполнительной власти субъектов РФ с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда РФ.

Дотации из средств Федерального дорожного фонда РФ выделяются не безвозмездность и безвозвратной  основах на содержание и ремонт конкретных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности  субъектов РФ, в случаях, когда  средств территориального дорожного  фонда, рассчитанных исходя из максимально  повышенной ставки федерального налога на пользователей автомобильных  дорог, недостаточное для обеспечения  содержания и ремонта территориальных  автомобильных дорог общего пользования  в соответствии с утвержденными нормативами, а также на финансирование работ по приведению в нормативное состояние связывающих населённые пункты автомобильных дорог, которые в установленном порядке подлежат приёмке в сеть автомобильных дорог общего пользования. При этом расчёт субвенции и дотации субъектам РФ осуществляется с учётом ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.

Средства федерального налога на пользователей автомобильных  дорог в части, зачисляемой в  Федеральный дорожный фонд РФ, аккумулируются на специальных счётах, открытых в  учреждениях Центрального банка  РФ (Банка России) на территориях  субъектов РФ, и могут пропорционально  их поступлению перечисляться по установленным нормативам в территориальные  дорожные фонды в счёт субвенции  и дотации, выделяемых для выравнивания уровня сети автомобильных дорог общего пользования на территории РФ.

 

На территории РФ финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности  субъектов РФ, а также затрат на управление дорожным хозяйством осуществляется за счёт целевых средств, концентрируемых  в территориальных дорожных фондах.

 

 

 

Законодательные органы субъектов  РФ или уполномоченный ими орган  исполнительной власти могут разрешить  использовать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию  или строительство автомобильной  дороги общего пользования, относящейся  к федеральной собственности. Средства территориальных дорожных фондов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга направляются на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания отдельных магистральных улиц этих городов, являющихся продолжениями федеральных автомобильных дорог общего пользования, затрат на планирование и организацию выполнения дорожных работ на этих магистральных улицах, а также затрат на осуществление контроля за их транспортно-эксплуатационным состояниям.

Порядок образования и  пользования средств территориальных  дорожных фондов определяются законами субъектов Российской Федерации. Законодательные  органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные ими органы исполнительной власти ежегодно публикуют в печати отчёты о расходовании средств дорожных фондов и о планах их использования  с указание основных объектов строительства  и реконструкции автомобильных дорог.

Федеральный экологический  фонд Российской Федерации.

Федеральный экологический  фонд Российской Федерации был образован  на основании Закона РФ от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной  среды» для решения неотложных природоохранных  задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных  задач. Федеральный экологический  фонд Российской Федерации являлся  самостоятельным государственным  внебюджетным учреждением, обладал  правами юридического лица, имел самостоятельный  баланс, расчетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и  своим наименованием. Фонд находился в г. Москве.

Федеральный экологический  фонд Российской Федерации взаимодействовал с экологическими фондами республик  в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местными экологическими фондами в  целях реализации федеральных и  иных экологических программ и проектов.

 

 

Основными задачами Федерального экологического фонда Российской Федерации  являлись:

1) финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

2) мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ;

3) экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;

4) содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среде, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;

5) содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Средства Федерального экологического фонда Российской Федерации формировались  за счет:

1) платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от взимания штрафов за экологические правонарушения, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции в размере десяти процентов от общей суммы указанных поступлений, направляемых во внебюджетные экологические фонды;

2) средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

3) инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц;

4) отчислений от доходов предприятий, учреждений и организаций, образуемых Федеральным экологическим фондом Российской Федерации;

5) добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

6) платы за консультационные, экспертные и другие услуги;

7) иных источников денежных средств, не противоречащих действующему законодательству и основным задачам деятельности Фонда.

Средства Федерального экологического фонда Российской Федерации использовались на:

1) долевое участие в разработке и реализации имеющих федеральное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

2) научно-технические исследования, разработки, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

3) участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых предприятиями и организациями;

4) осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;

Информация о работе Целевые бюджетные фонды Российской Федерации