Целевые бюджетные фонды Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Содержание

Введение
1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено государственных финансов
2.Общая характеристика внебюджетных фондов: понятие, состав классификация
3.Специфика целевых бюджетных фондов: порядок образования, режим деятельности
4.Анализ финансовой деятельности целевых бюджетных и внебюджетных фондов
5.Источники формирования и направления расходования внебюджетных фондов
6.Анализ формирования доходной и расходной частей целевых бюджетных фондов
7.Направления реформирования системы целевых бюджетных и внебюджетных фондов в РФ
8.Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов в РФ

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Целевые бюджетные фонды Российской Федерации.docx

— 110.41 Кб (Скачать документ)

 

    Целевые бюджетные  фонды Российской Федерации

 

Содержание:

 

Введение

1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено государственных финансов

2.Общая характеристика внебюджетных фондов: понятие, состав классификация

3.Специфика целевых бюджетных фондов: порядок образования, режим деятельности

4.Анализ финансовой деятельности целевых бюджетных и внебюджетных фондов

5.Источники формирования и направления расходования внебюджетных фондов

6.Анализ формирования доходной и расходной частей целевых бюджетных фондов

7.Направления реформирования системы целевых бюджетных и внебюджетных фондов в РФ

8.Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов в РФ

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

Введение

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством  экономических форм - доходов и  расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта. Доходы и  расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой  деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей. Именно с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Государственные целевые  бюджетные и внебюджетные фонды  играют важную роль в общегосударственной  системе финансов. Они дают возможность  решать стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства, преодолению временной неустойчивости и кризисных явлений, социальной защите населения, укреплению его здоровья. Решение этих задач требует значительных денежных ресурсов. Возникает необходимость  их концентрации на государственном  и региональном уровнях, ибо планируемые  мероприятия отвечают как общим, так и региональным социально-экономическим интересам.

Государственные целевые  бюджетные и внебюджетные фонды  рассматриваются как совокупность финансовых средств, находящихся в  распоряжении федеральных, региональных и местных органов власти и  имеющих целевое назначение. Поэтому  для обеспечения расширенного воспроизводства  в отраслях экономики и повышения  жизненного уровня населения важно  оптимальное формирование и расходование средств этих фондов.   Разнообразие фондов обусловливает их сложные многоступенчатые связи с другими звеньями финансовой системы и населением.

Внебюджетные фонды - это  фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых  из бюджета.

Целевые бюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения (в порядке отчислений от конкретных видов налогов или  иных поступлений) и используемые по отдельной смете по указанному целевому назначению. Отличается от внебюджетных фондов формально только тем, что  их доходы и расходы должны быть учтены в целом в составе бюджета. На сегодняшний день тема внебюджетных фондов является актуальной, так как  развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные  структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых  основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Статья 144 Бюджетного Кодекса  РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

По Указу Президента Российской Федерации все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским  бюджетом Российской Федерации. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов. Рекомендовано  и органам государственной власти субъектов Федерации включить аналогичные  внебюджетные фонды в бюджеты  административно-государственных и  национально-территориальных образований. Необходимость объединения внебюджетных фондов с бюджетами вызвана недостаточным  финансовым контролем за использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу за поступление этих средств ответственности не несут.

Анализ направлений и  результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно  в связи с постоянным дефицитом  бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов. Анализ будем проводить на основании данных Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 25.11.2008 N 214-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.10.2008)

Целевые бюджетные фонды - формируются за счет целевых источников и имеют целевое расходование средств. В их число входят: дорожный; экологический; воспроизводства минерально-сырьевой базы; восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Доходы от целевых бюджетных  фондов формируются за счет деятельности следующих фондов: Федеральный дорожный фонд; Федеральный экологический  фонд; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Подробнее фонды будут рассмотрены в данной работе.

Федеральные целевые программы  «Дальнего Востока» на примере Магаданской  области. Цель проекта: многократное увеличение уровня добычи рудного золота (как  следствие, значительное улучшение  показателей социально-экономического развития региона) на основе создания и развития транспортной и энергетической инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства.

В ходе анализа мы выявили, что целевые бюджетные и внебюджетные фонды, имеют ряд проблем: в области  здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей  здоровья населения, увеличение продолжительности  жизни, снижение смертности. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Государственные внебюджетные фонды, являясь частью бюджетной системы, могут создаваться на федеральном уровне либо на уровне субъекта Федерации и образуются вне бюджетов РФ или субъекта РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются одновременно с бюджетами соответствующих государственных образований. Данная разновидность целевых фондов денежных средств участвует в обороте, как правило, в форме государственных учреждений, имеющих специальные счета, на которые поступают средства, подлежащие использованию на определенные цели. Средства внебюджетных фондов являются государственной собственностью. Распоряжение средствами фонда осуществляется соответствующими государственными органами.

Главная причина возникновения  внебюджетных фондов - необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов в специальную  группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают  Федеральное Собрание РФ, а также  государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета  финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные  фонды. Социальные фонды сохранили  статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства  и президента РФ.Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы Российской Федерации, обладают рядом характерных признаков, которые наглядно показаны на представленной схеме.

Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на: Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи Социальное обеспечение по возрасту Социальное обеспечение в случае безработицы Социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормилица, рождения и воспитания детей и в других случаях, предназначенных законодательством РФ о социальном обеспечении, Предназначение государственных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе ответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются порядок и направления использования денежных фондов.

Статья 144 Бюджетного кодекса  РФ относит к государственным  внебюджетным фондом Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости  населения, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования. В настоящее время Государственный фонд занятости населения ликвидирован и не осуществляет своего функционирования.

 

 

Образуются вне федерального бюджета Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности Управляется органами государственной власти РФ Сбор и контроль за поступлениями обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в Федеральный бюджет. Признаки государственных внебюджетных фондовГосударственные внебюджетные фонды Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Состав внебюджетных фондов Российской Федерации

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет добровольных взносов и пожертвований  на соответствующие цели; сумм штрафов  за нарушение правоохранительного  законодательства, санитарных норм, правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб, сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненных при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Порядок составления, утверждения  и исполнения бюджетов государственных  внебюджетных фондов имеет четкое законодательное  закрепление и обладает рядом  особенностей. В частности, проекты  бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов  в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами  соответствующих бюджетов на очередной  финансовый год.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме  федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством Российской Федерации.Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда, направляется в Правительство РФ. Отчет представляется на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном  управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения  и подведомственных ему территориальных  органов федеральной службы занятости  населения (кроме районных в городах).

Бюджеты всех федеральных  государственных внебюджетных фондов ежегодно утверждаются Федеральным  Собранием вместе с федеральным  бюджетом на очередной финансовый год. Также, внебюджетные фонды находятся  в собственности государства, но являются автономными и изъятию  не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Информация о работе Целевые бюджетные фонды Российской Федерации