Целевые бюджетные фонды Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Содержание

Введение
1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено государственных финансов
2.Общая характеристика внебюджетных фондов: понятие, состав классификация
3.Специфика целевых бюджетных фондов: порядок образования, режим деятельности
4.Анализ финансовой деятельности целевых бюджетных и внебюджетных фондов
5.Источники формирования и направления расходования внебюджетных фондов
6.Анализ формирования доходной и расходной частей целевых бюджетных фондов
7.Направления реформирования системы целевых бюджетных и внебюджетных фондов в РФ
8.Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов в РФ

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Целевые бюджетные фонды Российской Федерации.docx

— 110.41 Кб (Скачать документ)

В доходной части бюджета  Фонда на 2009-2011 годы также предусмотрены  средства из федерального бюджета в  объемах соответственно в 2009 году - 8,7 млрд. рублей, в 2010 году - 8,9 млрд. рублей, в 2011 году - 9,2 млрд. рублей, или 7,3процента, 6,5 процента и 5,8 процента в общей  сумме доходов Фонда на 2009-2011 годы, которые будут направлены на осуществление  целевых расходов, в том числе:

1)на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);

2)на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

3)на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей - сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

С 2009 года произошло значительное снижение доли средств федерального бюджета в доходах бюджета  Фонда на 2009-2011 годы по сравнению  с 2006-2008 годами, что связано с переносом  из бюджета ФОМС в федеральный  бюджет расходов на финансовое обеспечение  денежных выплат медицинским работникам первичного звена, на оказание отдельным  категориям граждан государственной  социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в связи с изменением механизма их предоставления субъектам Российской Федерации с 2009 года, а также завершением в 2008 году финансирования пилотного проекта, проводимого в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Основную часть расходов бюджета Фонда в 2009-2011 годах составят расходы, осуществляемые за счет собственных  доходов по финансированию территориальных  программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой  программы ОМС и расходы за счет средств федерального бюджета, направленные на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках национального  проекта в сфере здравоохранения.

Объемы финансирования по указанным направлениям расходов в 2009-2011 годах существенно увеличены.Так, общий объем средств, направляемый на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в 2009 году составит 93,0 млрд. рублей, в том числе дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС - 83,7 млрд. рублей, нормированный страховой запас - 9,3 млрд. рублей, на 2010-2011 годы на указанные цели зарезервированы средства в размере соответственно 110,0 млрд. рублей и 128,8 млрд. рублей, что превышает объем средств, предусмотренных на 2008 год соответственно на 31,2 (процента), 55(процента) и 84,6(процента).

На 2009-2011 годы также увеличены  объемы межбюджетных трансфертов, направляемых Фондом за счет собственных доходов  в бюджет Фонда социального страхования  Российской Федерации на оплату медицинской  помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного  наблюдения ребенка в течение  первого года жизни в 2009 году в  сумме 17,0 млрд. рублей, в 2010 году - 18,5 млрд. рублей, в 2011 году - 19,3 млрд. рублей.

Остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся в бюджете  Фонда по состоянию на 1 января 2009 года будут использованы в 2009 году на завершение расчетов и в качестве дополнительных ассигнований по соответствующим  статьям расходов, остатки средств  на счетах по учету средств обязательного  медицинского страхования будут  направлены на увеличение нормированного страхового запаса Фонда, используемого  на увеличение дотаций на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.

Структура доходов и расходов ФОМС РФ

В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного социального  страхования. Социальное страхование  есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение  в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, социальное страхование как  финансовая категория - это система  денежных отношений, связанных с  перераспределением национального  дохода, что позволяет формировать  и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам.

Внебюджетные фонды - это  одна из форм перераспределения национального  дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с  целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, создания благоприятного морального климата  для развития бизнеса и общеэкономических  условий развития. Фонды социального  назначения являются специализированными  финансово-кредитными учреждениями при  Правительстве РФ, осуществляющими  управление средствами государственного социального страхования на всей территории РФ в разрезе 4 отраслей социального страхования. Из всего этого следует, фонд социального страхования (ФСС РФ) занимается обязательным общим социальным страхованием и обязательным профессиональным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В ведении Пенсионного фонда РФ (ПФ РФ) находится пенсионное страхование. Кроме того, есть фонды обязательного медицинского страхования - Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС РФ и ТФ ОМС РФ).

 

 

Так как внебюджетные страховые  фонды формируются на основе перераспределения  доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения  национального дохода, это обстоятельство делает социальное страхование особо  восприимчивым к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно  сказываются на собираемости взносов  в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе.

Анализ формирования доходной и расходной частей целевых бюджетных  фондов

Законодательной базой деятельности всех бюджетных фондов является ежегодно принимаемый закон о федеральном  бюджете, где определяется перечень фондов на год, закрепляются доходные источники и величина доходов  для бюджетных фондов, а также  их расходы и целевые задачи.

Положения об этих фондах устанавливаются  Правительством Российской Федерации. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и  муниципальных образований.

В качестве источников формирования целевых бюджетных фондов рассматривают  специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д. Средства целевого бюджетного фонда не могут  быть использованы на цели, не соответствующие  назначению целевого бюджетного фонда.

Помимо этого, одной из особенностью целевых бюджетных фондов является то, что на них не распространяется принцип общего покрытия расходов, устанавливаемый в статье 35 Бюджетного кодекса РФ. В силу данного принципа, все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. То есть, расходы целевых бюджетных фондов носят целевой характер. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджетов обособленно по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расходы и доходы целевых  бюджетных фондов включаются в состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона о бюджете на предстоящий финансовый год. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации  представляет в Государственную  Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных  целевых бюджетных фондов.

Необходимо отметить, что  бюджетная система Российской Федерации  находится в стадии реформирования, что обуславливает постоянную её изменчивость, в том числе и  по целевым бюджетным фондам. Законодатель не пришёл к какому-то единообразию в данном вопросе, но тем не менее, прослеживается чёткая тенденция к отказу от функционирования целевых бюджетных фондов и переходу к программно-целевому методу бюджетного планирования и финансирования, суть которого будет раскрыта далее.

Федеральные целевые  программы - это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.

Проект перечня федеральных  целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и  плановом периоде 2012 и 2013 годов, был  рассмотрен на заседаниях: Правительственной  комиссии по бюджетным проектировкам  на очередной финансовый год и  плановый период 28 июля 2010 г. и 8 сентября 2010 г., Правительства Российской Федерации 29 июля 2010 г. и Рабочей группы (подкомиссии) Бюджетной комиссии 31 августа 2010 г. и 1 сентября 2010 года.

 

 

 

В 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов федеральные целевые  программы (по открытой части федерального бюджета) предусматривается реализовать  по девяти приоритетам:

1)"Развитие высоких технологий",

2)"Жилье",

3)"Транспортная инфраструктура",

4)"Дальний Восток",

5)"Село",

6)"Социальная инфраструктура",

7)"Безопасность",

8)"Развитие регионов"

9)"Развитие государственных институтов".

Предварительная оценка объемов  финансирования федеральных целевых  программ, реализуемых в рамках указанных  приоритетов, составит: в 2011 году - 921,77 млрд. рублей, что на 159,93 млрд. рублей (21 процент) больше, чем в 2010 г. (в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в редакции от 23 июля 2010 г. № 185-ФЗ), в 2012 году - 847,63 млрд. рублей, в 2013 году - 805,67 млрд. рублей.

В рамках приоритета "Развитие высоких технологий" предусматривается  реализовать 12 федеральных целевых  программ: Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, "Глобальная навигационная система", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы", в том числе подпрограмма "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" (проект), "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы, "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы", "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы, "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, в том числе подпрограммы: "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" (проект) и

"Развитие отечественного  станкостроения и инструментальной  промышленности" на 2011-2016 годы (проект), "Ядерные энерготехнологии нового поколения" на 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (проект).

Финансирования федеральных  целевых программ

Программы 2010, 2011, 2012, 2013. Количество, млр.руб. 12345. Развитие высоких технологий=149,11217,68 257,64286,32. Жилье=17,756,4956,1447,04. Развитие транспортной системы=22,7282,16281,02301,53.Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья =6,5 88,41 35,32 20,84Село -4,219,7120,6020,73. Социальная инфраструктура=50,696,1263,0239,94. Безопасность =37,2101,4284.5472,77. Развитие регионов=22,2037,3930,6213,40. Развитие государственных институтов=19,6122,3918,733,10.

Всего: (млрд. руб.)921,77847,63805,67

Объем финансирования федеральных  целевых программ за счет средств  федерального бюджета по приоритету "Развитие высоких технологий" составит: в 2011 году - 217,68 млрд. рублей, что на 31,5 процента больше чем в 2010 г., в 2012 году - 257,64 млрд. рублей, в 2013 году - 286,32 млрд. рублей.

Реализация приоритета "Жилье" будет осуществляться посредством  выполнения 2 федеральных целевых  программ: "Совершенствование системы  комплектования должностей сержантов  и солдат военнослужащими, переведенными  на военную службу по контракту, и  осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а  также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими  военную службу по контракту (2009-2015 годы)" и "Жилище" на 2011-2015 годы (проект).Объем финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета по приоритету "Жилье" составит: в 2011 году - 56,49 млрд. рублей, что на 17,7 процента меньше, чем в 2010 г., в 2012 году - 56,14 млрд. рублей, в 2013 году - 47,04 млрд. рублей.

По приоритету "Транспортная инфраструктура" предусматривается  реализовать федеральную целевую  программу "Развитие транспортной системы  России (2010-2015 годы)".

Объем финансирования указанной  федеральной целевой программы  за счет средств федерального бюджета  составит: в 2011 году - 282,16 млрд. рублей, что на 22,7 процента больше, чем в 2010 г., в 2012 году - 281,02 млрд. рублей, в 2013 году - 301,53 млрд. рублей.

В рамках приоритета "Дальний  Восток" предусматривается реализация федеральной целевой программы "Экономическое  и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на период до 2013 года".

Объем финансирования указанной  федеральной целевой программы  за счет средств федерального бюджета  составит: в 2011 году - 88,41 млрд. рублей, что  на 6,5 процента меньше, чем в 2010 г., в 2012 году - 35,32 млрд. рублей, в 2013 году - 20,84 млрд. рублей.

Информация о работе Целевые бюджетные фонды Российской Федерации