Экономическая эффективность повышения качества сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение экономической эффективности повышения качества с/х продукции в с/х организации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Выявить сущность понятия качество продукции;
Определить показатели качества;
Проанализировать эффективность качества с/х продукции на примере ООО «Земледелец»
Выявить пути, резервы повышения качества продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕЕНОЙ ПРОДУКЦИИ
Экономическая сущность качества продукции..…………………………....7
Система показателей качества продукции……………………………...….10
Экономическая эффективность повышения качества продукции………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ» ВАЧСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Природно – климатическая характеристика ООО «Земледелец»………...26
2.2 Экономические условия производства в ООО «Земледелец»……..……..27
2.3 Финансовые результаты деятельности ООО «Земледелец»…………..….36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ»
3.1 Экономическая эффективность использования продукции растениеводства………………………………………………………………….42
3.2 Экономическая эффективность использования продукции животноводства……………………………………………………………….…58
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
4.1 Основные мероприятия по повышению качества………………………....66
4.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий…...…………….....68
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………...…

Работа состоит из  1 файл

Экономическая эффек-ть повышения качества с.х. продукции 18.06.2013г..docx

— 544.37 Кб (Скачать документ)

3

 

26

СОДЕРЖАНИЕ                                


                                                                                                                                 С.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕЕНОЙ ПРОДУКЦИИ

    1. Экономическая сущность качества продукции..…………………………....7
    2. Система показателей качества продукции……………………………...….10
    3. Экономическая эффективность повышения качества продукции………..12

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ» ВАЧСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Природно – климатическая характеристика ООО «Земледелец»………...26

2.2 Экономические условия производства в ООО «Земледелец»……..……..27

2.3 Финансовые результаты деятельности ООО «Земледелец»…………..….36

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ»

3.1 Экономическая эффективность использования продукции растениеводства………………………………………………………………….42

3.2 Экономическая эффективность использования продукции животноводства……………………………………………………………….…58

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

4.1 Основные мероприятия по повышению качества………………………....66

4.2 Оценка эффективности  предложенных мероприятий…...…………….....68

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………70

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………...………..73

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Аграрный сектор, сельское хозяйство, в экономике любой  страны занимает особое место и обладает рядом особенностей. Важнейшей из них является то, что ведение производства органично связано с использованием земли и природной среды, при  этом земля служит главным средством  производства. Сельское хозяйство основано на использовании биологических  факторов растений, что предопределяет несовпадение периода производства с рабочим периодом. Сельское  хозяйство во многом зависит от  климатических и погодных  условий, отличается большой территориальной  рассредоточенностью  производства; в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, в воспроизводственном процессе используется продукция собственного производства (семена, корма и др.). То есть, по существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Трудно найти другую отрасль хозяйства, которая оказывала бы такое широкое и многообразное воздействие на экономику, социальные отношения и состояние окружающей среды.

 Растениеводство –  одна из основных отраслей  сельскохозяйственного производства  в Нижегородской области, оно  включает возделывание культур  в полеводстве, овощеводстве, бахчеводстве, плодоводстве, луговодстве, цветоводстве  и т.д. Человек получает от  него продукты питания, сырье  для легкой и пищевой промышленности, корма для животных и т.д.

В настоящее время требуется  привлечение всеобщего внимания к качеству как на макроуровне, так и на микроуровне социально-экономической системы общества.

Государственное регулирование  качества в РФ осуществляется посредством стандартизации, сертификации продукции и обеспечения единства измерений.

Показателем, который может  дать представление об эффективности  этого вида сельскохозяйственного  производства, является прибыль от реализации продукции растениеводства и, как производный, - показатель рентабельности продукции.

Реформирование сельского  хозяйства на современном этапе  направлено на переход к рыночной экономике. Непременные условия  развития рыночных отношений – формирование многоукладной экономики, приватизация собственности в аграрном секторе. Многоукладность предполагает функционирование различных форм собственности и  хозяйствования при условии максимального  использования их ресурсного потенциала, эффективного ведения хозяйства  и расширенного воспроизводства.

В результате аграрной реформы  происходят принципиальные изменения  производственных отношений, заключающиеся  в переходе от административных методов  хозяйствования к преимущественно  экономическим, рыночным, в повышении самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Аграрная реформа осуществляется сложностью социально – экономической  ситуации, для которой характерны инфляция, диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, резкое сокращение государственной поддержки сельского хозяйства. В связи с этим значительно возрастают требования к уровню экономической подготовки сельского хозяйства.

Для лучшего использования  основных фондов в условиях высокой  инфляции и диспаритета цен требуется перестройка не только отношений собственности и форм хозяйствования, но и хозяйственном механизме в целом. Нужны в целевые программы по интенсификации сельского хозяйства, развитию научно-технического прогресса, восстановлению и развитию сельскохозяйственного машиностроения. Техника, имеющая в хозяйствах, по всем основным параметрам очень низкого качества и нуждаются в модернизации. Специалисты считают, что в настоящее время российская техника отстала от зарубежных аналогов на два поколения (20 – 25 лет).

Эффективность производства на сельскохозяйственных предприятиях зависит от уровня фондовооруженности, а чем больше приходится основных средств, тем выше их производительность труда и фондовооруженность. Но так как слишком высокая обеспеченность основными средствами может привести к малым затратам на содержание, их должно быть умеренное количество.

Целью курсовой работы является рассмотрение экономической эффективности повышения качества с/х продукции в с/х организации.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

  • Выявить сущность понятия качество продукции;
  • Определить показатели качества;
  • Проанализировать эффективность качества  с/х продукции на примере ООО «Земледелец»
  • Выявить пути, резервы повышения качества продукции.

Предметом исследования является качество продукции, повышение его  эффективности в условиях рыночной экономике. Объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие  Вачского района Нижегородской области  ООО «Земледелец»

Проблемы эволюции фермерских хозяйств, их зарождения и становления  на разных этапах экономического развития России в разной степени раскрыты в трудах М.С.Абрютина, З.И. Беляевой, И. Беляева, А.В. Бондаренко, С.И. Волкова, А.Д. Гончарова, П.И. Лунякова, Н.А. Семин и др.

Современным проблемам живтноводства особое внимание уделяют такие учёные, как А.А. Ахмадеев, Л.В. Бондаренко, А. Кузнецова, А.Г. Никитин, И.Г. Ушачев и др.

В работе использованы законодательные  и нормативные акты федеральных  и региональных органов власти, регулирующие отношения, складывающиеся в связи  с созданием и обеспечением нормального  функционирования хозяйств населения на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕЕНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

1.1 Экономическая сущность  качества продукции

Повышение уровня качества продукции на современном этапе  приобрело особое значение и выступает  непременным условием подъема экономики. Качество продукции в конечном итоге - обобщающий показатель научно-технического прогресса, уровня организации производства, культуры и дисциплины груда, важнейший  источник экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Повышение  качества - надежный путь более полного  удовлетворения возвышающихся потребностей страны и населения в материальных благах и услугах. Качество - одно из условий дальнейшего повышения  конкурентоспособности продукции  и укрепления международного авторитета страны [16, с 183].

С качеством продукции  в экономической теории непосредственно  связывается категория потребительной стоимости, которая означает, полезность, ценность продукта, его способность  удовлетворять общественные и личные потребности. «Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью... Потребительная стоимость осуществляется лишь в  пользовании или потреблении... Как  потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно... Товар покупается покупателем не потому, что он имеет стоимость, а потому, что он есть «потребительная стоимость» и употребляется для определения целей...». В этой связи «потребительные стоимости «оцениваются», т.е. исследуется их качество (точно так же, как количество их измеряется, взвешивается и т.п.)...» [15, с 98].

Экономическое содержание качества продукции не может быть правильно определено вне анализа ее как потребительной стоимости. Потребительная стоимость подразумевает не только качественную сторону удовлетворения потребности при помощи данного продукта (назначение свойств, их улучшение и т.д.), но и количественную (необходимую для удовлетворения потребности массу продукции). Качество - есть мера развитости свойств продукции, составляющих ее потребительную стоимость (полезность) [15, с 91].

Известно, что в основе измерения производительности труда  лежит потребительная стоимость  продукции, произведенной в единицу  времени. Поэтому в первую очередь  должна учитываться именно потребительная стоимость продукции, а не ее стоимость. Применяя стоимостные оценки производимой продукции при исчислении производительности труда, без чего на практике обойтись невозможно, надо иметь уверенность  в их адекватности созданным потребительным стоимостям. Повышая в соответствии с потребностями общества качество продукции, мы повышаем потребительную стоимость, ее ценность, а тем самым (при соблюдении допустимых удельных затрат) и производительность общественного  труда. Причем такой рост производительности в конечном счете обычно более значим для общества, чем рост за счет лишь количества старых потребительных стоимостей, так как содержит потенциал для дальнейшего качественного развития [6, с 342].

Как и любая мера свойства, качество продукции является и свойством  и показателем свойства одновременно. Следовательно, продукция обладает способностью удовлетворять потребности, т.е. полезностью, и показатель этой способности входит в широкий  интервал показателей полезности.  
На всех исторических этапах полезность имеет одинаковое содержание - способность продукта удовлетворять общественные потребности (непосредственно - предметы потребления или косвенно - средства производства для производства предметов потребления). Одинаковой является и мера полезности - эффективность удовлетворения единицей продукта определенной общественной потребности, т.е. качество.

Категория «качество» имеет  целый ряд аспектов: философский, товароведческий, статистический, правовой, социологический, экономический, политический и др. Под качеством в товароведческом аспекте понимается совокупность физических, химических, биологических и других полезных свойств продукта, определяющих его пригодность удовлетворять потребности человека. Его будут характеризовать: масляничность, сахаристость, длина и крепость волокна и т.д. Качество же продукции с экономической точки зрения обусловлено затратами, которые связаны с количественной стороной удовлетворения потребности и мерой, степенью полезности данной потребительной стоимости в строго фиксированных условиях потребления и будет характеризоваться увеличением выхода масла, сахара, волокна и т.д. Статистический аспект качества связан с количественной оценкой полезного эффекта единицы продукции [21, с 22].

 От уровня разработанности  экономической теории качества  зависит выработка управляющих  воздействий по ее повышению.  К тому же политическая экономия  основное внимание всегда обращала  на общие закономерности производства  и обращения товаров, не касаясь  сферы потребления и вытекающих  из нее отношений потребления,  а, следовательно, и качества  продукции, поскольку экономическая  сторона качества обнаруживается  в потреблении (эксплуатации, переработке).  
В чем же причина того, что качеству продукции у нас в стране не уделялось необходимого внимания и особенно до середины 60-х годов [1, с 202].

На наш взгляд, коротко  можно ответить следующим образом: во-первых, в силу исторических условий  дело сложилось так, что на первое место ставилась количественная оценка в хозяйственной деятельности, хотя значимость этой стороны дела не снимается и сейчас. Во-вторых, и это весьма существенно - это  отсутствие соответствующей теоретической  базы.

При этом большинство ученых экономистов ссылались на известные  высказывания К. Маркса о том, что "потребительная стоимость находится вне круга  вопросов, рассматриваемых политической экономией". И в самом деле, для доказательства преходящего  характера капиталистического способа  производства, предметом его исследования «является капиталистический способ производства и соответствующее ему отношение производства и обмена». Заметим, что речь идет о производстве и обмене, но не о такой фазе воспроизводства, как потребление, ибо качество, как было уже отмечено ранее, обнаруживается лишь в потреблении. Продукция может иметь прекрасный внешний вид, запах и т.д.. но иметь неприятный вкус и другие негативные характеристики, которые могут быть выявлены в процессе потребления (эксплуатации). К. Маркс при этом прямо указывал, что «все находящиеся на рынке товары одной и той же сферы производства (качество их предполагается одинаковым) имеют одну и ту же цену». Конечно же, не на сомнительном или плохом качестве продукции строилась его концепция смены общественно-экономических отношений, а на эксплуатации -производстве прибавочной стоимости, прибыли, которые, как известно, являются исходным мотивом и движущей силой капиталистического способа производства [4, с 87].

Информация о работе Экономическая эффективность повышения качества сельскохозяйственной продукции