Экономическая эффективность повышения качества сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение экономической эффективности повышения качества с/х продукции в с/х организации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Выявить сущность понятия качество продукции;
Определить показатели качества;
Проанализировать эффективность качества с/х продукции на примере ООО «Земледелец»
Выявить пути, резервы повышения качества продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕЕНОЙ ПРОДУКЦИИ
Экономическая сущность качества продукции..…………………………....7
Система показателей качества продукции……………………………...….10
Экономическая эффективность повышения качества продукции………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ» ВАЧСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Природно – климатическая характеристика ООО «Земледелец»………...26
2.2 Экономические условия производства в ООО «Земледелец»……..……..27
2.3 Финансовые результаты деятельности ООО «Земледелец»…………..….36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ»
3.1 Экономическая эффективность использования продукции растениеводства………………………………………………………………….42
3.2 Экономическая эффективность использования продукции животноводства……………………………………………………………….…58
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
4.1 Основные мероприятия по повышению качества………………………....66
4.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий…...…………….....68
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………...…

Работа состоит из  1 файл

Экономическая эффек-ть повышения качества с.х. продукции 18.06.2013г..docx

— 544.37 Кб (Скачать документ)

Внутренние факторы − урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, себестоимость продукции, технология и организация производства, специализация и т. д. [19, с 302].

В настоящее время экономическая  эффективность сельскохозяйственного  производства в значительной мере определяется факторами первой группы. При отлаженном экономическом механизме вторая группа факторов в большей степени формирует уровень экономической эффективности.

Для преодоления кризиса  в аграрном секторе, стабилизации и  повышения экономической эффективности  сельскохозяйственного производства в первую очередь необходимо создать  действенный экономический механизм путем государственного регулирования и совершенствования экономических отношений между партнерами АПК [19, с 175].

В системе рыночных отношений  в агропромышленном комплексе можно  выделить две равные по значимости части. Одна − свободное поведение на рынке сельскохозяйственных и других товаропроизводителей и покупателей на всех уровнях, что определяет оптимальное соотношение спроса и предложения; другая−экономические механизмы регулирования рыночных отношений, имеющие целью ориентировать субъекты рынка на эффективную деятельность и экологизацию производства [19, с 176].

В условиях многоукладной  экономики экономическая эффективность  сельского хозяйства в значительной степени зависит от уровня интенсивности  производства. Важнейшим направлением интенсификации сельского хозяйства  является применение ресурсосберегающих технологий производства продукции. Эти  технологии позволяют снизить прямые затраты труда и материалоемкость, получить максимальное количество высококачественной продукции и прибыли. Так, при ресурсосберегающей технологии себестоимость 1 т сахарной свеклы на 48,1 % ниже, производительность труда почти в 5 раз выше, чем при традиционной.

Одним из направлений повышения  экономической эффективности производства является развитие агропромышленной интеграции. В сложившихся условиях, когда  хозяйства испытывают трудности  в сбыте сельскохозяйственной продукции, переработка ее в местах производства экономически выгодна, так как позволяет  рационально использовать всю произведенную  продукцию и вовлечь ее в товарооборот. Однако с целью более полного  использования мощностей как  крупных, так и небольших перерабатывающих предприятий, а также преодоления  локального монополизма в области  переработки необходимо шире развивать  кооперацию и интеграцию сельскохозяйственных товаропроизводителей и перера-5отчиков  сырья путем создания интегрированных  структур: агрофирм, ассоциаций, агропромышленных объединений, холдинговых структур, финансово-промышленных групп [17, с 112].

Эффективность производства в значительной степени зависит  от успешной реализации продукции, то есть от маркетинговой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому на предприятиях, производящих широкий ассортимент продукции, а также в хозяйствах, реализующих  значительную часть продукции за пределы своего административного района или области, необходимы маркетинговые службы. Для обслуживания предприятий с незначительными объемами производства продукции такие службы целесообразно организовывать на уровне района или области.

Организация маркетинга на всех уровнях позволит обеспечить руководителей  и специалистов хозяйств информацией  о наличии спроса и предложения  на продукцию, о том, куда и по какой  цене им выгоднее ее продать, окажет помощь в проведении маркетинговых исследований и осуществлении той или иной маркетинговой стратегии, что будет  способствовать повышению эффективности  производства и реализации продукции [18, с 196].

Важнейшим условием повышения  экономической эффективности производства является улучшение качества сельскохозяйственной продукции. Качество продукции − это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность к удовлетворению определенных потребностей в соответствии с назначением. Качество одной и той же продукции может быть признано высоким при использовании для одних целей и низким для других. Так, увеличение содержания белка в ячмене повышает его ценность как фуража, но снижает как продукта для пивоварения [11, с 47].

Качество продукции оценивается  с помощью стандартов. Под стандартом понимают перечень условий и требований, предъявляемых к продукции. Для  характеристики качества продукции  используют международные и межгосударственные стандарты (ГОСТы), к которым Россия присоединяется, государственные стандарты  Российской Федерации (ГОСТРы), отраслевые стандарты (ОСТы), стандарты предприятий (СТП), созданные для внутренних нужд самих предприятий и их объединений, стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО), технические условия (ТУ) [21, с 20].

Чем выше качество сельскохозяйственной продукции, тем выше цена

ее реализации, а следовательно, и рентабельность производства. Например, пшеница с содержанием клейковины свыше 23% используется на продовольственные цели. Цена такого зерна в 1,5-1,7 раза выше, чем фуражного.

Качество сельскохозяйственной продукции зависит от многих факторов: сорта растений и породы животных, технологии и организации производства, развития материально-технической  базы отрасли, квалификации работников, климатических условий, плодородия почвы, условий хранения и транспортировки  и т. д.

Повышение качества сельскохозяйственной продукции имеет большое народнохозяйственное значение. Так, увеличение сахаристости свеклы только на 1 % равнозначно дополнительному  получению около 100 тыс. т сахара в год. Повышение содержания крахмала в картофеле на 1 % может дать дополнительно более 300 тыс. т крахмала [7, с 103].

Важным направлением повышения  эффективности хозяйственной деятельности предприятий является совершенствование  организационной структуры сельскохозяйственного  производства. В перспективе аграрный сектор Российской Федерации будет  представлен системой конкурирующих, взаимодействующих и взаимодополняющих  крупных, средних и мелких хозяйств. Многообразие размеров хозяйств будет  сочетаться с разнообразием форм хозяйствования. Каждая форма собственности  и хозяйствования займет свою экономическую  нишу.

Важнейшим показателем эффективности  сельскохозяйственного производства и условием ее повышения является улучшение качества сельскохозяйственной продукции и выполняемых работ.

Качество продукции − это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Чем выше качество продукции, тем более высокую потребительную стоимость она приобретает. К. Маркс указывал, что потребительная стоимость продукта «...возрастает не посредством увеличения количества продукта, а вследствие повышения его качества». В основе улучшения качества продукции лежит действие объективного экономического закона возвышающихся потребностей, открытого В. И. Лениным. С ростом потребностей и расширением возможностей их удовлетворения возрастают требования к качеству материальных благ, которыми удовлетворяются эти потребности [7, с 110].

Проблема качества сельскохозяйственной продукции многогранна, так как  продукция отрасли это не только продукты непосредственного потребления, но и средства производства для перерабатывающей промышленности и для самого сельского  хозяйства. Следовательно, повышение  качества сельскохозяйственной продукции  способствует и более полному  удовлетворению потребностей трудящихся и созданию условий для повышения  эффективности производства в последующих  его производственных циклах: семена и корма лучшего качества, более  продуктивный скот, пополняющий основное стадо − важнейшие условия увеличения производства продукции, снижения ее себестоимости и повышения рентабельности производства.

Качество сельскохозяйственной продукции характеризуется дифференцированными  комплексными и обобщающими показателями. Дифференцированные показатели характеризуют  отдельные потребительные свойства различных видов продукции. Качество пшеницы, например, определяется влажностью, засоренностью,натурным весом, содержанием клейковины, сахарной свеклы − содержанием сахара, молока − содержанием жира и т.д. [22, с 56].

Комплексные показатели характеризуют  совокупно несколько важнейших  свойств продукции. Например, сортность молока устанавливается с учетом его цвета, запаха, кислотности, механической засоренности и бактериальной обсемененности.

Обобщающие показатели качества объединяют дифференцированные и комплексные  показатели. Например, удельный вес  продукции высшего качества (в  стоимостном выражении)в объеме реализованной продукции.

Показатели качества продукции  находят свое отражение в стимулирующих его закупочных ценах. С улучшением качества продукции повышается цена реализации, увеличивается сумма прибыли, создаются возможности для роста абсолютных размеров фондов накопления и потребления [22, с 58].

Качество продукции оказывает  большое влияние не только на показатели экономической эффективности сельского  хозяйства, но и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. Так, снижение сахаристости корней сахарной свеклы в среднем по Украинской ССР с 18,05% в 1961−1965 гг. до 15,25−15,75 в 1977−1978 гг. привело к росту материалоемкости сахарных заводов: выход сахара из 1 т сырья уменьшился с 13,59% в 1965 г. до 11,27% в 1978 г.; полная себестоимость 1 т сахарного песка повысилась на 11% [14, с 84].

В сельском хозяйстве нашей  страны осуществляется большая работа по повышению качества продукции. Созданы  всемирно известные сорта твердых  и сильных пшениц, подсолнечника  с содержанием масла до 46 % и  более, породы животных с высокой  молочной, мясной и шерстной продуктивностью. Это позволило улучшить качественные показатели продукции, закупаемой государством в колхозах, совхозах, межхозяйственных предприятиях. Однако часть продукции  имеет недостаточно высокое качество. Так в 1978 г. колхозы и совхозы страны продали только 29% живой массы крупного рогатого скота высшей упитанности, много реализуется мелковесного скота низкой упитанности; только 59% свиней реализовано I и II категориями, немногим более половины шерсти принимают заготовительные организации как нормальную, остальная — дефектная; первым сортом продано 2/3 цельного молока (без переработки) и т.д. Мало выращивается продукции растениеводства высокоценных сортов. Например, в том же 1978 г. реализовано таких сортов подсолнечника 37%, а картофеля−9,5% [14, с 86].

При достигнутых объемах  валового производства даже небольшое, на

первый взгляд, улучшение  качества сельскохозяйственной продукции  может обеспечить народному хозяйству  страны и сельскохозяйственным предприятиям значительный экономический эффект. Так, например, увеличение содержания белка в зерне пшеницы на 1 % означает удовлетворение потребности  в нем 3 млн. человек в течение  года. Повышение содержания крахмала в картофеле на 1 % может дать дополнительно  более 800 тыс. т крахмала; рост сахаристости сахарной свеклы на 1 % − 700 тыс. т сахара, что равнозначно расширению ее посева на 200 тыс. га. Повышение жирности молока на 0,1 % позволит произвести дополнительно 98 тыс. т сливочного масла и т. д. Чтобы мобилизовать резервы производства, необходимо осуществить ряд целенаправленных мероприятий. В растениеводстве на качество продукции огромное влияние оказывает уровень плодородия почвы и технология возделывания. С повышением плодородия и, в частности, с внесением азотных удобрений непосредственно связано повышение содержания клейковины в зерне пшеницы, белка − в картофеле и кукурузе [14, с 88].

На качество продукции  большое влияние оказывают климатические  условия, сортовой состав растений и  породный состав животных. Качество продукции  зависит от состояния материально-технической  базы, обеспеченности необходимыми машинами, оборудованием, складскими и другими  производственными помещениями. Из-за несвоевременной уборки урожая и  транспортировки продукции снижается  качество зерна, плодов и другой продукции  растениеводства. Недостатки в организации  заготовок продукции животноводства приводят к большим потерям живой  массы, снижению упитанности, повышению  кислотности молока и т. д.

Решающая роль в формировании качества продукции, повышении эффективности  производства принадлежит качеству выполняемых работ.

Качество работы в целом  определяется совокупностью показателей, отражающих наиболее существенные признаки качества ее выполнения и оказывающих  наибольшее влияние на эффективность конкретной операции. Например, качество вспашки почвы отражает следующие ее признаки: глубина, степень заделки растительных остатков, равномерная гребнистость отсутствие огрехов к др. Качество посева сахарной свеклы характеризуют прямолинейность рядков, равномерность глубины заделки семян, соблюдение ширины стыковых междурядий и др. Основными показателями качества уборки зерновых культур в соответствии с технологией являются: на скашивании зерновых жатками − отсутствие или минимум потерь свободным зерном, срезанным и несрезанным колосом; на подборке и обмолоте валков − отсутствием потерь свободным зерном и зерном в неподобранных колосьях; отсутствие или минимум потерь от недовымолота и невытряса, низкая степень механического повреждения, чистота бункерного зерна и др. [11, с 49].

Выводы:

Огромное многообразие факторов, влияющие на экономические результаты, связанные с повышением качества продукции, трудно даже представить. Здесь  речь может идти лишь о некоторых  наиболее общих направлениях в этой области. Условно их влияние можно  представить по нескольким наиболее существенным факторам, требующим соответствующих  затрат по обеспечению производства высококачественной продукции.

Учет природно-климатических  условий. Создание новых сортов и  пород животных, не только отвечающих условиям зон, но и обеспечивающих более  высокую продуктивность по выходу максимального  количества белка, масла, жира и т.д. Здесь речь идет как об учете естественных природно-климатических условий  – плодородии почв, температурном, водном режимах, так и о комплексе  мер, направленных на повышение экономического плодородия земель и позволяющих обеспечить максимальную отдачу от вложенных средств.

Информация о работе Экономическая эффективность повышения качества сельскохозяйственной продукции