Ситуационный анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:28, курсовая работа

Описание

Одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью является ситуационный анализ. Его цель — показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие.

Содержание

Введение
1. Место, роль и понятие ситуационного анализа в концеции экономического анализа
1.1. Ситуационный анализ как функция управления
1.2 Понятие и методы ситуационного анализа
1.2.1."Мозговая атака"
1.2.2. Двухтуровое анкетирование
1.2.3. Факторный анализ
1.2.4. Многомерное шкалирование
2. Методика проведения ситуационного анализа
2.1. Этапы ситуационного анализа
2.2. Методы проведения ситуационного анализа
3. Ситуационный анализ коммерческой деятельности предприятия « ЧП Масалев» и предложения по оптимизации торговых процессов
3.1. Организация системы товароснабжения
3.2. Состав основных поставщиков товаров. Определение оптимального партнера
3.3. Состав основных потребителей, характер их требований, описание существующих сегментов рынка, оценка местонахождения предприятия
3.4. Анализ конкурентов и конкурентной среды
3.5. Анализ товарного ассортимента
3.6. Политика продвижения
3.7. Определение конкурентных преимуществ предприятия
3.8. Предложения по оптимизации торговых процессов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать документ)

1-«Сладкая Жизнь» 2- «Вкусная Линия» 3- «Гармония»

4-«Медведь».

Выводы:

При расчете рейтинга поставщика мы получили следующие данные, что поставщик под номером 1, а именно «Сладкая Жизнь» является явным лидером среди анализируемых поставщиков.

Предприятию «ЧП Масалев» наиболее выгодно работать со  «Сладкой Жизнью».

 

3.3. Состав основных потребителей, характер их требований, описание существующих сегментов рынка, оценка местонахождения предприятия

 

Сегментирование – процесс деления всех потенциальных покупателей на достаточно большие группы таким образом,  что каждая из них предъявляют  отличные от других требования к товарам и услугам.

Сегмент – особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий обладающих определенными признаками.

Цель сегментации: максимально удовлетворить запросы потребителей, а также рационализация затрат предприятия.

Основные характеристики покупателей

 

       Демографические характеристики – возраст, размер семьи, раса, жизненный цикл семьи, пол, семейное положение, религия.

       Социально-демографические характеристики – доход, образование,  род деятельности социальный класс.

       Географическое расположение -  страна, регион, тип городской зоны (плотность населения), город (сельская местность), тип дома.

       Психологические характеристики – тип личности, образ жизни, принадлежность к определенному общественному классу, мотивы покупки, потребления, регион.

Типы поведения в отношении продукта

       Покупательское поведение

       Обстоятельства покупки

       Искомые выгоды

       Потребительское поведение и статус пользователя

       Отношение к товару или услуге.

 

При рассмотрение всех факторов влияющих на покупательское поведение можно сделать заключение. Данный магазин находиться в неблагоприятных условиях, так как в расстоянии 300 м находиться 3 фирмы конкурента, один социальный магазин. Торговая точка находиться в старом  жилом массиве, где процент не богатого населения намного выше чем, обеспеченного. Нахождение автобусных остановок от магазина тоже велико около 700 метров.

Сегментирования покупателей произошло по экономическим характеристикам, а именно по доходу.

В связи с этим предприятия произвело разделение отдельных групп товаров по разным ценовым категориям, а именно, были введены социальные акции для малообеспеченного населения. Результаты были более лучше, чем ожидалось первоначально. Выручки магазина поднялись в дни соц. акции  в 3 раза.

 

3.4. Анализ конкурентов и конкурентной среды

 

Конкуренция – это борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

              Для проведения этого анализа необходимо однозначно определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучение последних имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности и сравнительно легкого доступа на рынок и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала  предприятия:

       Возможные стратегии конкурентов;

       Текущее положение конкурентов

       Финансовые возможности

       Предпринимательская философия и культура

       Цели конкурентов

Анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов – важнейший этап проведения исследования конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегий наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта. Прогноз поведения конкурентов строится на основе учета следующих факторов: размеров, темпов роста и прибыльности предприятий конкурентов; мотивов и целей производственно-сбытовой политики и др. На базе анализа факторов формируются выводы о сильных и слабых сторонах стратегии конкурентов.

Данные, полученные при анализе занесем в таблицу.

 

табл. 5

Анализ конкурентов и конкуренции

№  пп

Критерий  конкурента

Характеристика и оценка фактического состояния по 10 бальной шкале

Конкурент №1

Конкурент №2

Конкурент №3

«ООО Ноябрь»

«Николь»

«Борхлеб»

1

Использование конкурентом методов конкурентной борьбы

4

3

4

2

Доля рынка

6

4

2

3

Перспективы развития

3

2

7

4

Местонахождение

3

3

3

5

Производственные возможности

6

3

4

6

Цены, ценовая политика, качество, упаковка товара.

9

3

2

7

Финансовое состояние

4

3

6

8

Доля собственного капитала

9

8

7

9

Реклама нового товара

3

3

6

 

ИТОГ

47

32

41

 

Вывод:

При сравнительном анализе конкурентных преимуществ фирм, осуществляющих свою деятельность в одно географическом районе г.Бор, можно сделать вывод, что ни одна из этих фирм не является большим конкурентом «ЧП  Масалев» кроме «ООО Ноябрь».

Ситуация осложняется еще тем,  что фирма конкурент имеет магазин в 5 метрах от «ЧП Масалев»

 

3.5. Анализ товарного ассортимента

 

Товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Формирование товарного ассортимента - это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли. К факторам, влияющим на этот процесс, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента. Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля торгового предприятия и условий его функционирования.

Ассортиментный анализ производится путем размещения товара в одну из четырех полей матрицы.

«Звезды» - такие товары, которые имеют заметное преимущество по объемам продаж данного магазина по отношению к конкуренту в сочетании с самыми высокими темпами роста.

Задача розничного предприятия - получить максимальную прибыль с тех товаров-«звезд», которые не требуют больших маркетинговых усилий, а для других товаров-«звезд»  - продолжать маркетинговые усилия, чтобы не отстать от темпов роста рынка и максимально увеличить оборот.

С течением времени «звезды» переходят в разряд «дойные коровы». Последние занимают относительно большую долю рынка, но малый темп его роста. Такие товары находятся в фазе зрелости или насыщения. Они известны покупателям, пользуются спросом, поэтому не требуют значительных маркетинговых усилий. Многие товары-«коровы» со временем могут перейти в следующую фазу жизненного цикла и превратиться в товары-«собаки»

«Собаки» занимают малую долю рынка при низких темпах его роста. Товары-«собаки» могут совсем перестать пользоваться спросом и уйти с рынка.

Товары-«вопросы» занимают малую долю рынка при высоких темпах роста объемов продаж. Они соответствуют фазе внедрения на рынок, поэтому требуют больших маркетинговых усилий. На основании опытных продаж прогнозируют дальнейшую судьбу такого товара. Товар-«вопрос» может перейти в состояние товара-«звезды» или перестать пользоваться спросом, превратившись в товар-«собаку» или сразу уйти с рынка. Успех множества таких товаров зависит от того, будут ли покупатели повторно брать этот товар.

 

Для анализа ассортимента магазина «ЧП Масалев» сгруппируем его в таблицу.

табл.6

 

Анализ ассортимента предприятия

Широта ассортимента

Насыщенность ассортимента

Глубина ассортимента

Колбасные изделия

       Вареные колбасы

 

 

 

 

 

 

       Сырокопченые колбасы

 

 

 

 

       Сосиски

 

 

       Полукопченые колбасы

 

       Докторская

       Восточная

       Молочная

       Любительская

       Останкинская

 

 

 

       Преображенская

       Кремлевская

       Премьера

       Фантазия

 

 

       Аппетитные

       Молочные

 

       Купеческая

       Дзержинская

       Польская

 

 

 

Молоко, молочные товары

 

 

       Йогурты

 

 

 

       Молоко

 

 

 

 

 

 

       Сметана

 

 

 

 

 

       Сливки

 

 

 

 

       Молочные коктейли

 

 

 

 

 

 

       Сливочный

       Молочный

       Обезжиренный

 

       Топленое

       Шоколадное

       1.5% (жирность)

       2.5% (жирность)

       5.5% (жирность)

 

       15% жирность

       20% жирность

       25% жирность

 

 

 

       10 % жирность

       10 % жирность (стерелизов)

 

 

 

       Мажитель (персик)

       Мажитель (клубника)

       Мажитель (мультифрукт)

       Мажитель (груша)

       Чудо Молоко (киви)

       Чудо Молоко (манго)

Полуфабрикаты

       Котлеты

 

 

 

       Фарш

 

 

 

       Пельмени

       Боярские

       Борские

       Мясные

 

       Свиной

       Говяжий

       куриный

 

       Окские с петрушкой

       Сибирские

       Домашние

       Столичные

       Русские

       Поспел

 

 

Это лишь не большая часть  того товарного ассортимента, который представлен у «ЧП Масалев».

Проведем анализ представленного ассортимента. Результаты занесем в таблицу.

 

Табл. 7

 

Оценка ассортимента предприятия «Заречье» с точки зрения его соответствия запросам выделенных сегментов рынка

 

Наименование товарных групп

Оценка соответствия ассортимента запросам сегментов

«Взыскательные потребители»

«Потребители, ориентирующиеся на качество товара»

 

 

 

Колбасные изделия

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей.

Большой выбор колбасных изделий. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина.

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей, которые предпочитают качественную продукцию. Для потребителей представлен большой выбор продукции, в самых разных ценовых категориях. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина. 

Молочные товары

Соответствие среднее.

В магазине представлен очень широкий ассортимент различной молочной продукции, которая способна удовлетворить самый взыскательный вкус.

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей.

В магазине представлен  широкий ассортимент молочной продукции от различных производителей по различным ценам.

Полуфабрикаты

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей.

Большой выбор как местной, так и отечественной продукции. Ассортимент представлен широко распространёнными  марками.

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей.

Качество товаров высокое. Популярные модели представлены глубоким ассортиментом на любой вкус.

Информация о работе Ситуационный анализ предприятия