Ситуационный анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:28, курсовая работа

Описание

Одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью является ситуационный анализ. Его цель — показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие.

Содержание

Введение
1. Место, роль и понятие ситуационного анализа в концеции экономического анализа
1.1. Ситуационный анализ как функция управления
1.2 Понятие и методы ситуационного анализа
1.2.1."Мозговая атака"
1.2.2. Двухтуровое анкетирование
1.2.3. Факторный анализ
1.2.4. Многомерное шкалирование
2. Методика проведения ситуационного анализа
2.1. Этапы ситуационного анализа
2.2. Методы проведения ситуационного анализа
3. Ситуационный анализ коммерческой деятельности предприятия « ЧП Масалев» и предложения по оптимизации торговых процессов
3.1. Организация системы товароснабжения
3.2. Состав основных поставщиков товаров. Определение оптимального партнера
3.3. Состав основных потребителей, характер их требований, описание существующих сегментов рынка, оценка местонахождения предприятия
3.4. Анализ конкурентов и конкурентной среды
3.5. Анализ товарного ассортимента
3.6. Политика продвижения
3.7. Определение конкурентных преимуществ предприятия
3.8. Предложения по оптимизации торговых процессов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать документ)

Примечание:5– самая высокая оценка.

«ООО Ноябрь»-1   «Николь»-2 «Борхлеб»-3

 

Выводы:

При рассмотрении полученных данных можно придти к выводу, что у анализируемого предприятия 2 главных конкурента, тем не менее ЧП Масалев превосходит эти предприятия по ряду параметров.

В частности:

1.Уровень обслуживания             3. Методы стимулирования

2.Ассортимент                                 4. и т.д

 

3.8. Предложения по оптимизации торговых процессов

 

Товароснабжение – это процесс реального доведения товаров до потребителя.

Существует 2 метода доставки товара: централизованный и децентрализованный.

Существует 2 маршрута доставки товара: линейный (маятниковый),  кольцевой.

Также существует 3 основных метода закупки товаров: прямой, косвенный, комбинированный.

Магазин «ЧП Масалев» применяет комбинированный метод закупки товаров. Следовательно, он может закупать товар прямо от производителей, но также  и через посредников.

Метод доставки товаров магазин «ЧП Масалев» применяет централизованный. Предлагать магазин использовать  децентрализованный метод не рекомендуется, т.к. он заключает с поставщиками договора на поставку и поставщик сам доставляет товар без затрат магазина. «ЧП Масалев» не обязательно содержать свой собственный автопарк, с помощью машин которого оно осуществляло бы доставку товаров, потому что договор поставки заключаемый с поставщиками предусматривает доставку товаров в скомплектованных товарно-грузовых единицах или пакетах, которые облегчают разгрузку и складирование товаров.

За время существования предприятия на рынке оно нашло оптимальных поставщиков товаров, которые формируют ассортимент для него и поставляют товары на своём транспорте в необходимом количестве, должного качества и точно в срок, согласно заключенным договорам. Это позволяет «ЧП Масалев» без использования собственного транспорта получать необходимые объемы товаров от поставщиков на выгодных условиях без больших на это затрат.

Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная поскольку от них во многом зависит благополучие предприятия, а в конечном счете, - прибыль и репутация фирмы перед клиентами. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти виды связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями.

ЧП «Масалев» работает с достаточно большим количеством поставщиков, но основная их часть это крупные оптовые фирмы, которые зарекомендовали себя на рынке с положительной стороны. Особо хочется подчеркнуть, что у данных поставщиков довольно узкий специализированный ассортимент. В частности такие фирмы, как Гармония, МЕДВЕДЬ, Леопард, Гепард, Вкусная линия, специализируются на 1 или нескольких позициях,  например на шоколаде и кофе, как это делает МЕДВЕДЬ.

По мере того, как население «стареет», розничные предприятия разрабатывают все новые стратегии по обслуживанию потребностей покупателей всех возрастов - от хорошо разбирающихся в рынке двадцатилетних и их родителей до потребителей пожилого возраста.

Подрастающее поколение - это рынок молодежи относительно невелик, розничные торговцы ожидают, что его покупательский потенциал останется по-прежнему высоким. Современные молодые люди живут в семьях с меньшим числом детей, чем раньше. Чаще всего - это либо семья, в которой работают муж и жена, либо она состоит из одного родителя. Зачастую у детей остается относительно много свободных денег, они оказывают влияние на покупки своих родителей и, что, пожалуй, самое важное, они представляют собой будущих потребителей всех товаров и услуг.

Зрелые потребители. На сегодняшний день они образуют относительно большую, экономически обеспеченную и хорошо образованную группу потребителей. Но, несмотря на это, зрелые потребители представляют собой твердый орешек. Во-первых, в отличие от детей они обеспечены необходимыми в быту вещами: мебелью, бытовой техникой. Зрелые потребители, в отличие от пожилых, более активны, стремятся сохранить молодость духа. Хотя у них есть определенное влечение к дому, у них не отнимешь стремление заниматься спортом, поддерживать хорошую форму, правильно питаться, от чего выигрывают продавцы спортивных товаров и здоровой пищи.

Пожилые потребители. Этих людей, которым уже за 50, иногда еще называют «седым рынком», который растет по мере старения зрелых потребителей. Насколько важен данный сегмент рынка для розничных торговцев? Пожилые люди чаще жалуются на обслуживание, им необходимо особое внимание, большее время на выбор перед совершением покупки и они не любят перемен. С другой стороны, группа потребителей, которым 65 и более лет, является самой быстрорастущей. У них есть время на то, чтобы ходить по магазинам и деньги, которые можно потратить.

Тем не менее профиль покупателей «ЧП Масалев» составлен по следующим характеристикам:

 

 Географическое месторасположение покупателя;

 Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности;

 Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы привычки;

 Отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт.

Мной произведено  сегментирование рынка по возрасту, т.к.  в данном географическом районе это наиболее актуальный критерии

Табл. 12

 

Характеристика потребностей

Потребности

Сегмент 1

10-20

Сегмент 2

20-40

Сегмент 3

40-70

качество

 

+

+

цена

+

+

+

упаковка

 

+

 

марочное название

+

+

 

сервис

 

+

+

доп. обслуживание

 

+

+

Вывод:

Наиболее выгодными группами потребителей являются население от 20 до 40 лет, т.к. они больше привлечены к покупке нашего товара. Это группы людей, которые наиболее часто бывают на рынках различной продукции. Такие группы лучше всех знают, где дешевле, дороже, качественней, именно на такие группы покупателей ориентируются производители, продавцы.

Тем не менее не мало важной группой являются пенсионеры. Так как продукты питания по сути являются товарами ежедневного спроса, то их вклад фактически такой же как и у населения 20 до 40 в доход фирмы ,просто этот сегмент потребителей менее требователен к качеству, но более требователен к услуге и к цене .

Анализируя товарный ассортимент магазина «ЧП Масалев» он является торговым, развернутым, оптимальным, реальным.

В целом ассортимент магазина соответствует основным предъявляемым требованиям: доступность, местонахождение, широта охвата товаров, качество обслуживания. Проанализировав анализ товарооборачиваемости, некоторые наименования товаров имеют замедление,– основной причиной этого может быть снижение спроса, понижение качества, к таким товарным группам относятся: сигареты, приправы. Для того чтобы не произошло замедление товарооборачиваемости, магазин можно предложить следующее: либо убрать эти товары, либо расширить те группы, на которых фирма получает высокий доход.

В связи с дефицитом торговых площадей данному предприятию трудно расширять торговый ассортимент, нехватка мест для выкладки товара оказывает большое влияние на ассортиментную политику «ЧП Масалев». Тем не мене хочется еще раз подчеркнуть, что разработка социальных акций и социальных программ наилучший метод стимулирования спроса на данном географическом рынке.

 

 

 

40

 



Заключение

 

 

 

Подытожив изучение данной темы, следует напомнить, что ситуационный подход развился в результате попыток применения концепции важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого – то универсального подхода и что различные проблемы и ситуации требуют разных подходов[7].

Что касается практической части изучения данного вопроса, также можно сделать некоторые выводы.

Розничная торговля является важным звеном на рынке товаров, которое предназначено для обслуживания населения и оказания услуг покупателям. На пути развития наблюдаются негативные явления, которые ухудшают состояние потребительского рынка.

Несмотря на это, происходит преобразование отрасли за счет продажи товаров организованными предприятиями торговли, применяющими цивилизованные формы торговли. С переходом к рыночной экономике появилась  частная, государственная, муниципальная и другие виды собственности. В качестве первоочередных задач на современном этапе выступают развитие прогрессивных методов продажи, совершенствование товаров методом самообслуживания по предварительным заказам, по месту работы и жительства.

Решая задачи о рациональной организации системы товароснабжения, идет обеспечение планомерного, бесперебойного снабжения товарами розничной торговой сети. Большую роль в развитии розничной торговли играет маркетинг. Маркетинг решает основные задачи: изучение рынка, планирование товарного ассортимента, формирование спроса, планирование сбытовых операций, управление товародвижением, формирование ценовой политики. В розничной торговле осуществляется продажа товаров населению, изучается покупательский спрос, формируются заказы промышленности.

Необходимым условием для дальнейшего совершенствования розничной торговли является разработка проектов современных магазинов, оснащенных новейшими видами торгово-технологического оборудования. В организации торговли большую роль играет разработка технологических процессов, направленных на обслуживание покупателей, т.е. внедрение прогрессивных методов и дополнительных услуг.

В современных условиях первостепенное значение приобретают установленные связи с поставщиками, формирование товарного ассортимента, совершенствование операций по закупке товаров. Необходимым условием дальнейшего совершенствования торговых предприятий является получение прибыли предприятием.

На получение прибыли влияет процесс ценообразования. Политика ценообразования преследует три цели: обеспечение сбыта, максимизация прибыли, удержание рынка. Работая в этих условиях, предприятия розничной торговли должны следить за ситуацией на рынке: динамикой цен, появлением новых товаров, действиями конкурентов. Они не должны допускать чрезмерного завышения или занижения цен на свои товары и стремиться снижать издержки закупа и сбыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.       Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005.

2.       Белобжедский И.А.,Анализ  хозяйственной деятельности/Под ред. Белобородова В.А. – М.: Финансы и статистика, 2008.

3.       Богдановская Л.А.,  Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общественная. ред. В.И. Стражева. - 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш. шк., 2002.

4.       Ветров А.А. Баланс: Оценка хозяйственного потенциала предприятия//Бухгалтерский учет. – 2008. - №6.

5.       Герчикова, З.В. Менеджмент / З.В. Герчикова. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 345 с.

6.       Гладков В.Д. Ситуационный анализ в управлении. – М., Наука, 2003

7.       Гончаров, В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В.В. Гончаров. - М., 1998. - 210 с.

Информация о работе Ситуационный анализ предприятия