Философия свободного духа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание

Мировая слава пришла к Бердяеву уже в эмиграции, когда в 1923 году вышли его книги "Новое средневековье" и "Философия неравенства". Но пришла ли к нему философская зрелость?
В 1924 году, когда было опубликовано "Миросозерцание Достоевского", Бердяеву было уже пятьдесят лет. Но мышление его осталось неуравновешенным, страстным и зачастую односторонним.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 109.69 Кб (Скачать документ)

 

Во время ссылки за революционную  деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», —  писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы  в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

 

 

 

Николай Александрович Бердяев (Nikolaj Aleksandrovich Berdjaev)

 

 

В своих работах Бердяев  охватывает и сопоставляет мировые  философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

 

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В  дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

* царство духа,

* царство природы, 

* объективация — невозможность  преодолеть рабские оковы царства  природы, 

* трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

 

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

 

Книги

 

* «Философия свободы» (1911)

* «Алексей Степанович  Хомяков» (1912)

* «Смысл творчества (Опыт  оправдания человека)» (1916)

* «Судьба России (Опыты  по психологии войны и национальности). Сборник статей 1914-1917» (1918)

* «Духовные основы русской  революции (Сборник статей)» (1917-1918)

* «Смысл истории» (1923)

* «Миросозерцание Достоевского»  (1923)

* «Философия неравенства.  Письма к недругам по социальной  философии» (1918, изд. 1923)

* «Новое средневековье  (Размышление о судьбе России)»  (1924)

* «Константин Леонтьев. Очерк  из истории русской религиозной  мысли» (1926)

* «Философия свободного  духа (Проблематика и апология  христианства)» (1927)

* «О назначении человека (Опыт парадоксальной этики)»  (1931)

* «Судьба человека в  современном мире (К пониманию  нашей эпохи)» (1934)

* «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и  общения)» (1934)

* «Дух и реальность (Основы  богочеловеческой духовности)» (1935)

* «Истоки и смысл русского  коммунизма» http://www.philosophy.ru/library/berd/comm.html (на нем. 1938; на рус. 1955)

* «О рабстве и свободе  человека (Опыт персоналистической философии)» (1939)

* «Самопознание (Опыт  философской автобиографии)» (1940, изд. 1949)

* «Творчество и объективация (Опыт эсхатологической метафизики)»  (1941, изд. 1947)

* «Экзистенциальная диалектика  божественного и человеческого» (1944-1945; на фр. 1947, на рус. 1952)

* «Русская идея (Основные  проблемы русской мысли XIX века  и начала XX века)» (1946)

* «Царство Духа и царство  Кесаря» (1947, изд. 1949)

* «Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения»  (1946-1947; на рус. 1996)

 

Литература 

 

* Л. И. Шестов, «Николай  Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия)»

* В. В. Розанов, «На  чтениях г. Бердяева» 

* Ал. Мень, Николай Александрович Бердяев,фонограмма

* Свящ. Г. Кочетков, «Гений Бердяева и Церковь»

* Шенталинский В. «Философский пароход»

* Вениамин (Новик) Иг. «Мужество человека, публициста, философа» (К 50-летию земной кончины Николая Бердяева)

* Титаренко С. А. «Специфика  религиозной философии Н. А.  Бердяева» 

* «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» (Н.  А. Бердяев и оккультизм)

* Юрий Семёнов. О русской  религиозной философии конца  XIX — начала XX века 

* Е. А. Королькова Смысл аскезы в философии Н. А. Бердяева

* Шулятиков В.М. Критические этюды (О Бердяеве). Курьер. 1901. No 201.[[1]]

 

Примечания 

 

1. Даты жизни и творчества  Николая Бердяева 

2. Н. А. Бердяев —  интеллектуальная биография 

3. Бердяев Н. А. Автобиография  // Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991. С. 351.

4. «Я был ее председателем,  и с моим отъездом она закрылась.  Это своеобразное начинание возникло  из собеседований в нашем доме. Значение Вольной академии духовной  культуры было в том, что  в эти тяжелые годы она была, кажется, единственным местом, в  котором мысль протекала свободно  и ставились проблемы, стоявшие  на высоте качественной культуры. Мы устраивали курсы лекций, семинары, публичные собрания с прениями»

5. Бердяев Н. А. «Самопознание» 

6. Ставров П. Воскресенья в Кламаре // Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991.

7. Бердяев Н. А. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С. 9.

8. Рапп Е. Ю. Запись о смерти Н. А. Бердяева / (Вступ. ст. и примеч. С. Г. Блинова, С. Д. Воронина, В. М. Мельникова, А. Л. Налепина, М. Д. Филина) // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 242—243. — [Т.] I.

 

 

 

 

 

Биография

 

 

 

Николай Александрович Бердяев (Nikolaj Aleksandrovich Berdjaev)

 

 

Николай Александрович Бердяев (родился 6 (18) марта 1874, Киев — умер 23 марта или 24 марта 1948, Кламар под Парижем) — религиозный русский философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.

 

Русский философ и публицист. Родился 6 (18) марта 1874 в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет  университета Святого Владимира (Киев), через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения из университета (1898). Марксистский период в его биографии оказался сравнительно коротким. Уже в работе Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском (1901) признание марксистского историзма соседствует с критической оценкой "материализма". Участие Бердяева в сборнике Проблемы идеализма (1902) ознаменовало окончательный переход мыслителя на позиции метафизики и религиозной философии. В 1904-1905 он редактирует религиозно-философские журналы "Новый путь" и "Вопросы жизни". Происходит его сближение с Д.С.Мережковским, впрочем, оказавшееся непродолжительным. В идеях последнего он в конечном счете увидит проявление "декадентства" и "религиозного сектантства". В автобиографии Самопознание, написанной в конце жизни, он скажет о духовной атмосфере, царившей в кругу идеологов "серебряного века", что это было "возбуждение", лишенное "настоящей радости". Вполне последовательная религиозно-метафизическая ориентация Бердяева нашла отражение в его работах Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные и Новое религиозное сознание и общественность (обе — 1907), а также в известной статье в сборнике "Вехи".

 

 

 

Николай Александрович Бердяев (Nikolaj Aleksandrovich Berdjaev)

 

 

В годы после первой русской  революции Бердяев постоянно  критикует различные варианты российского  радикализма, как "левого", так  и "правого" толка (сборник Духовный кризис интеллигенции, статьи Черная анархия, Казнь и убийство и др.). Эпохальными, с точки зрения определения собственной  философской позиции, стали для  Бердяева его книги: Философия свободы (1911) и Смысл творчества (1916). Во время  Первой мировой войны Бердяев, не разделяя взглядов, которые ему представлялись "крайностями" патриотизма (он спорил по этому поводу, в частности, с  В.В.Розановым, С.Н.Булгаковым, В.Ф.Эрном), был далек и от настроений антигосударственных  и тем более антироссийских. Итогом его размышлений этих лет стала  книга Судьба России (1918, переиздана — М., 1990). Отношение к Февральской  революции у него с самого начала было двойственным: падение монархии он считал неизбежным и необходимым, но и "вступление в великую неизвестность" послереволюционного будущего воспринималось как чреватое хаосом, падением в "пучину насилия". Последние настроения вскоре возобладали: на первый план в размышлениях Бердяева выходит тема роковой опасности  революции, приводящей к разрушению органической иерархии общественной жизни, "низвержению расы лучших", уничтожению  культурной традиции (статья Демократия и иерархия, книга Философия неравенства  и др.). Последовательное неприятие  большевизма не помешало Бердяеву проявлять исключительную активность в послереволюционные годы: он выступал с публичными лекциями, преподавал в унивеситете, был одним из руководителей Всероссийского союза писателей, организовал Вольную академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. Вся эта деятельность оборвалась в 1922, когда Бердяев был выслан за границу.

 

Европейскую известность  принесла философу его книга Новое  средневековье. Размышление о судьбе России и Европы (Берлин, 1924). Осмысляя трагический опыт русских революций  и тенденции европейского развития, Бердяев провозглашает в этой работе завершение "безрелигиозной", "гуманистической эпохи" и вступление человечества в "сакральную" эпоху "нового средневековья", характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей. В идейной борьбе 20 в., по Бердяеву, позиции безрелигиозные уже не играют существенной роли. Любая значимая идея неизбежно принимает религиозный смысл. Это касается и коммунистической идеологии: "коммунистический интернационал есть уже явление нового средневековья". С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала "Путь" — ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья. В "Пути" публиковали свои сочинения и видные представители европейской религиозной философии (Ж.Маритен, П.Тиллих и др.). В эмиграции Бердяев был активным участником европейского философского процесса, постоянно поддерживая отношения со многими западными мыслителями: Э.Мунье, Г.Марселем, К.Бартом и др. Среди наиболее значительных трудов Бердяева эмигрантского периода — О назначении человека. Опыт парадоксальной этики (1931), О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии (1939), Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947). Уже после смерти философа увидели свет его книги: Самопознание. Опыт философской автобиографии, Царство Духа и царство Кесаря, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого и др. В 1947 Бердяеву была присуждена степень доктора теологии в Кембриджском университете. Умер Бердяев в Кламаре близ Парижа 23 марта 1948.

 

 

 

Николай Александрович Бердяев (Nikolaj Aleksandrovich Berdjaev) (с Л. П. Карсавиным и С. Л. Франком)

 

 

Своеобразие философии, по Бердяеву, состоит в том, что она не сводится к системе понятий, представляет собой не столько "знание-дискурс", сколько "знание-созерцание", говорящее на языке символов и мифов. В мире символов его собственной философии ключевая роль принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье "царство" радикально, онтологически противостоит "царству природы"; объективация — бердяевская интуиция драматизма судьбы человека, не способного (культура — "великая неудача") выйти из пределов "царства природы"; трансцендирование — творческий прорыв, преодоление, хотя бы на миг, "рабских" оков природно-исторического бытия; экзистенциальное время — духовно-творческий опыт личной и исторической жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его даже в эсхатологической перспективе. При этом именно свобода определяет содержание "царства духа", смысл его противостояния "царству природы". Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, фактически исчерпывает позитивный аспект человеческого бытия в бердяевской метафизике и в этом отношении не знает границ: оно возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в опыте религиозном и моральном ("парадоксальная этика"), в духовном опыте личности, в ее исторической и общественной активности.

 

Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в  отношении природного и человеческого  бытия и независимость от бытия  божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует "первичная", "несотворенная" свобода, над которой Бог не властен, которая "коренится в Ничто  извечно". Эта же свобода, нарушая "божественную иерархию бытия", порождает  зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая  в христианстве — "религии свободы". Иррациональная, "темная" свобода  преображается Божественной любовью, жертвой Христа "изнутри", "без  насилия над ней", "не отвергая мира свободы". Богочеловеческие отношения  неразрывно связаны с проблемой  свободы: человеческая свобода имеет  абсолютное значение, судьбы свободы  в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия.

 

В неспособности воспринять глубочайший и универсальный  трагизм христианства Бердяев был  склонен усматривать коренной недостаток традиционных теологических систем, постоянно указывая на их чрезмерный рационализм и оптимизм. Наиболее близкими себе религиозными мыслителями  прошлого он считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и в особенности Беме. Основное же направление европейской метафизики, восходящей к Платону, находится, по Бердяеву, в русле онтологического монизма, утверждает фундаментальную первичность бытия (в его различных формах) и уже потому враждебно идее человеческой свободы и соответственно персонализму. "Нужно выбирать между двумя философиями — философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием… Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности" (О рабстве и свободе человека, 1939). С этой позицией было связано критическое отношение Бердяева к современному философскому "онтологизму" и, в частности, к фундаментальной онтологии М.Хайдеггера.


Информация о работе Философия свободного духа