Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:45, контрольная работа
Мировая слава пришла к Бердяеву уже в эмиграции, когда в 1923 году вышли его книги "Новое средневековье" и "Философия неравенства". Но пришла ли к нему философская зрелость?
В 1924 году, когда было опубликовано "Миросозерцание Достоевского", Бердяеву было уже пятьдесят лет. Но мышление его осталось неуравновешенным, страстным и зачастую односторонним.
ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА
Мировая слава пришла к Бердяеву уже в эмиграции, когда в 1923 году вышли его книги "Новое средневековье" и "Философия неравенства". Но пришла ли к нему философская зрелость?
В 1924 году, когда было опубликовано "Миросозерцание Достоевского", Бердяеву было уже пятьдесят лет. Но мышление его осталось неуравновешенным, страстным и зачастую односторонним. В своей автобиографии, изложенной в книге "Самопознание", оглядываясь на свой философский путь, уже стариком, Бердяев признается: "Мое мышление интуитивное и афористическое, в нем нет дискурсивного развития мысли. Я ничего не могу толком развить и доказать". Это правда, и говорить о философской системе Бердяева не приходится. И надо говорить, прежде всего, о стиле бердяевского философствования, о мыслях Бердяева, о его философских открытиях, но не о системе. Впрочем, наш ХХ век - не век философских систем.
В том же "Самопознании" Бердяев называет трех мыслителей, оказавших наибольшее влияние на его духовное становление. Все трое неистовы, как он сам. Это - Карл Маркс, Фридрих Ницше и Яков Беме. Бердяев всю жизнь преодолевал из, но, думается, так никогда и не смог преодолеть. И все же, начиная с "Миросозерцания Достоевского" можно сказать, что проблематика духа и проблематика свободы становятся центром, вокруг которого вращается все философствование Бердяева. Все остальное становится для него второстепенным.
В центре всех размышлений зрелого Бердяева лежит не система, а свобода. И в этом смысле "Миросозерцание Достоевского" своего рода введение к написанным уже за границей в двадцатых годах "Философии свободного духа" и "Духу и реальности". В этих двух книгах Бердяев уже ясно выговаривает свою мысль о том, что мир символичен, что "наша этика слагается из парадоксов", что "ее основной вопрос совсем не о добре... а об отношениях между свободой в Боге и свободой в человеке".
Отнюдь не от Достоевского, однако, идут мысли Бердяева о первореальности несотворенной свободы, о свободе, предшествующей бытию. Не от Достоевского и его учение о человеке, свобода которого "не сотворена" и о Боге, который "всесилен над бытием, но не над свободой".
1. ДУХ ЕСТЬ СУБЪЕКТ
Эти мысли, как и учение о субъективности духа, которым стоит заняться подробней, составляют, можно сказать, сердцевину всей философии Бердяева. Повторяем, они идут не от Достоевского и вообще не из русской культурной традиции, а скорее от Якова Беме и поздне-средневековой немецкой мистики. Но, благодаря Бердяеву, они ожили в современной русской философии и закрепили в ней отнюдь не чуждые русскому мышлению элементы экзистенциального персонализма.
Ибо Бердяев с основанием
считал себя больше всего экзистенциалистом
и персоналистом. Материальная действительность
для него лишь объективация и символизация
субъективного личного духа. "Тайна
личности невыразима на языке отвлеченной
метафизики. О личности не может
быть построено никаких
Личность для Бердяева первичнее бытия, личность не рождается из лона бытия. Мир духа - это мир личности, мир субъекта. Этот мир инороден объективно сущему миру. Реальность духа, реальность свободы есть иная реальность, чем открывающаяся нам в результате телесного восприятия мещанская обыденность, которую... Но предоставим лучше слово самому Бердяеву, прочтем несколько отрывков из его книги "Дух и реальность", начиная с первой главы "Реальность духа. Дух и бытие" и не пугаясь длинных цитат. Огненный стиль Бердяева слишком теряет от изложения своими словами. Бердяев пишет:
"Мир склоняется к
отрицанию реальности духа. Он
не сомневается лишь в
...Дух, однако, не только
не есть объективная
...Дух никогда не есть
объект, и реальность духа не
есть реальность объекта. В
так называемом объективном
...В объекте нет духа, он лишь в субъекте...
...Субъект же есть творение Божие и потому ему дано первородное существование..."
Уже из этих отрывков ясно, что
в своем описании духа Бердяев
совершенно уходит из той плоскости
гносеологического спора между
идеализмом и материализмом, который
служит основным критерием для различения
философских направлений в
"совершенно ошибочно
признавать лишь два
При чтении Бердяева, а чтение
его в современных условиях становится,
- пусть с трудом, - но возможно и
избранному советскому читателю: книги
Бердяева ведь можно достать в
любом русском зарубежном магазине,
- при чтении Бердяева необходимо отрешиться
от принятого в диамате
"Дух находится по
ту сторону противоположения
общего, родового и частного, индивидуального.
Знание о духе отличается от
знания об объективной природе,
...Дух нужно понимать
прежде всего
Как видим, мышление бердяевского типа, мышление персоналистическое и экзистенциальное отбрасывает не только материализм, но и так называемый "объективный идеализм", принимающий за законы духа "универсалии", идеальные начала, на становясь при этом и так называемым "субъективным идеализмом". Нет, для Бердяева:
"Существуют реальности разных порядков: есть реальность, как мир физический, органический, психический, социальный. Но есть реальность, как истина, добро, красота, ценность, творческая фантазия. Последний род реальности относится к духу, к духовной действительности. Истина не реальна, как природа, как объективная вещь, но реальна, как дух, как духовность в человеческом существовании.
Дух есть субъект, потому что субъект противоположен вещи. Дух утверждает свою реальность через человека. Человек есть манифестация духа. Сознание и самосознание связаны с духом. Сознание не есть лишь психологическое понятие, в нем есть конституирующий его духовный элемент. И потому только возможен переход от сознания к сверхсознанию. Дух есть действие сверхсознания в сознании. духу принадлежит примат и над сознанием и над бытием".
В бердяевской философии духа много проблематичного и спорного. Человек увлечения и страсти, Бердяев безоглядно устремляется в ней за своими прозрениями, не останавливаясь, чтобы не то что обосновать, - его дескриптивное, чисто описательное изложение и не нуждается в обоснованиях и доказательствах, - но и не останавливаясь, чтобы оглянуться на уже сказанное и попробовать посмотреть на него чужими, не бердяевскими глазами.
Знакомясь с Бердяевым, это
должен сделать сам читатель. Но
прежде чем сделать это, он должен
отдаться Бердяеву, послушно следовать
за ходом его мысли, посмотреть на
себя и на мир его глазами, понять
его так, как он сам себя понимал.
Критиковать и спорить с
2. ДУХ ЕСТЬ СВОБОДА
"Рациональное определение
духа невозможно, это безнадежное
предприятие для разума. Дух умерщвляется
таким определением, он превращается
в объект, в то время как
он есть субъект. О духе
И начинает недаром. С первых же слов читатель должен понять и принять основополагающую мысль: "о духе нельзя выработать понятия", потому что понятие можно выработать о предмете, объекте, а дух не предмет, не объект. Бердяев так прямо и выговаривает: "объективного духа не существует", "уже само словосочетание 'объективный дух' требует пересмотра".
Это очень серьезный пересмотр. Для философии он означает пересмотр всего, что привело к Гегелю, и всего, что вышло из Гегеля. Но это не смущает Бердяева. Потому что и без логического определения и вне логического определения "можно уловить признаки духа". Этому пересмотру и посвящены книги Бердяева "Философия свободного духа" и "Дух и реальность". В этом уловлении его философское своеобразие. Можно не соглашаться с Бердяевым, можно думать, что дух не таков, как он его описывает. Но пройти мимо его описания нельзя. Оно принадлежит к лучшим страницам русской философской литературы и мы позволим себе привести еще несколько отрывков из книги "Дух и реальность".