Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:45, контрольная работа
Мировая слава пришла к Бердяеву уже в эмиграции, когда в 1923 году вышли его книги "Новое средневековье" и "Философия неравенства". Но пришла ли к нему философская зрелость?
В 1924 году, когда было опубликовано "Миросозерцание Достоевского", Бердяеву было уже пятьдесят лет. Но мышление его осталось неуравновешенным, страстным и зачастую односторонним.
Через год книга увидела свет в Лондоне на английском языке и стала доступна всему англоязычному миру. А позднее — на многих других, в том числе и на японском.
Европейскому читателю снова
представилась возможность
«Русская идея» не была
совершенно новой работой для
Бердяева. В этой книге с особенной
показательностью воплотилась его
вышеуказанная «
Источниками книги можно непосредственно назвать многие его статьи в дореволюционной, советской и эмигрантской периодике, другие книги и публикации. Среди них — «Духовный кризис интеллигенции» (1910), «Александр Степанович Хомяков» (1912), «Душа России» (1915), статьи из сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), статья «Русская религиозная идея» из сборника «Проблемы русского религиозного сознания» (1924), а также книги «Судьба России» (1918), «Смысл истории» (1923), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Константин Леонтьев» (1926), «Истоки и смысл русского коммунизма» (издание на французском языке — 1938, на русском — 1955) и одновременно заканчиваемую книгу «Самопознание» (первое, неполное издание—1949, полное—1983), а также многие иные.
Еще только начав публиковаться
и обратившись к духовному
пути А.С. Хомякова, Бердяев заглянул
в русский XIX век и увидел в
нем многие корни и источники
происходящих в современном ему
мире процессов. Жизнь Хомякова предоставила
Бердяеву возможность еще раз
проанализировать общественное движение
в России, размышления славянофилов
и западников о судьбах ее, постепенное
перерождение их благотворного творческого
диалога в более социальные доктрины,
породившие преобразовательную неудержимость
с одной стороны и
В «Проблемах идеализма» Бердяев вместе с другими искал некоторые новые пути для определения и решения задач общественного движения.
«Вехи» углубили внимание Бердяева к проблеме личности в России и ее роли в установлении и укреплении общественных форм.
Сборник «Из глубины» создавался
в 1918 году, на «горячих углях» революционной
перестройки, хотя увидел свет лишь в 1921-м
(статья Бердяева, вошедшая в сборник,
— «Духи русской революции» —
была все же опубликована в 1918 г. отдельно
в «Русской мысли»). В предисловии
к переизданию редчайшего сборника,
один из двух сохранившихся экземпляров
которого хранился в эмиграции у
самого Бердяева, в 1967 году Никита Струве
писал: «Менялись с годами взгляды
некоторых авторов, в частности
того же Бердяева, но революционная
действительность оставалась поразительно
верна их оценке и описанию». Позднее,
в «Русской идее», Бердяев во многом
процитирует свою статью в сборнике
«Из глубины», где он разбирал образы
национальной жизни у великих
русских писателей — Гоголя, Достоевского,
Льва Толстого. «Долгий исторический
путь, — писал он в самом начале
статьи,— ведет к революциям,
и в них открываются
Написанный еще ранее,
в связи с началом первой мировой
войны, весьма поэтичный этюд «Душа
России» (впервые вышел отдельной
книгой в Москве, в 1915 г.), вошел позднее
целиком в книгу «Судьба
"О вечно-бабьем в
русской душе" – появилась
впервые в "Биржевых
"Война и кризис
"Темное вино" - там же, в том же году, в октябре;
"Об отношении русских к идеям" - в "Русской мысли", январь 1917 г.;
"Конец Европы" - "Биржевые ведомости", июнь 1915 г.;
"Задачи творческой исторической мысли" - там же, в декабре 1915 г.;
"Судьба Парижа" - одна из ранних в этом сборнике - там же, в ноябре 1914 г.;
"Религия германизма" - там же, в июне 1916 г.;
"Движение и неподвижность в жизни народов" – там же, в мае 1916 г.;
"О частном и историческом взгляде на жизнь" - там же, в сентябре того же года;
"Об отвлеченном и
абсолютном в политике" (в сборнике
название статьи несколько
"Слова и реальности в общественной жизни" - там же и тогда же;
"Дух и машина" - там же, в октябре 1915 г.
Этот неполный перечень говорит о том, какой подход к составлению книги избрал автор. Она не являлась сиюминутным откликом на события, происходившие в стране в 1918 году, когда книга увидела свет. Напротив, дописав отдельные статьи для сборника, Бердяев словно бы выступал с позиций последовательного ретроспективного анализа и оценки сложившейся ситуации, революционных преобразований, возможных перспектив общественного переустройства.
Начинал он с общих рассуждений о России, переходил к болевым проблемам
опутавшей Россию войны, а заканчивал насущными задачами политики,
общественной и социальной жизни.
Книга увидела свет быстро. Тираж ее был в значительной степени
ограничен. Вот почему сборник стал ныне настоящей редкостью.
Выпущенная на желтой, очень
плохого качества бумаге, она предварялась
краткой справочкой, тщательно вклеенной
в часть тиража перед титульным
листом: «Книгоиздательство извиняется
перед автором и читателями, что
выпускает настоящее издание
в таком мало привлекательном
виде. Но цены на бумагу и типографские
работы дошли до пределов, явно угрожающих
русскому просвещению, и единственная
возможность сделать книгу
И в самом деле, быть может, это издание с едва читающимся шрифтом было единственным в своем роде за всю жизнь автора...
Книга увидела свет в апреле-июне 1918 года. Чуть ранее то же издательство "Лемана и Сахарова" выпустило небольшую книжечку Бердяева "Кризис искусства", представляющую из себя также сборник статей. Таким образом, из крупных книг, посвященных вопросам социально-политического и философско-исторического плана, "Судьба России" стала последней книгой
Бердяева, опубликованной на родине. Ибо "Философия Достоевского" (1921 г.)
и "Конец Ренессанса" (1922 г.), выпущенные в Петрограде, уже не имели
столь решающего и этапного значения, как сборник статей 1918 года – более
объемный и по составу и по содержанию.
Бердяев, выпуская эту книгу в свет, уже осознавал начало новой эры в истории России и, самое главное, некоторую запоздалость своих оценок. Вот
почему он без обиняков так и начинает предисловие к сборнику:
"С горьким чувством
перечитывал я страницы
за время воины до революции. Великой России уже нет, и нет стоявших перед
ней мировых задач... Все переходит в совершенно иное измерение. Те оценки,
которые я применял в своих опытах, я считаю внутренне верными, но
неприменимыми уже к современным событиям. Все изменилось вокруг в мире, и нужны уже новые реакции живого духа на все совершающееся".
В «Судьбе России» Бердяев уже неоднократно и уверенно употребляет понятие «русская идея», причем в самом разнообразном контексте. Но главный из них — уже определился: Россия имеет некоторую миссию по отношению к Европе, причем не просто абстрактную миссию «спасения» и избранности, но конкретную — связанную с уже тогда предощущаемой Бердяевым мировой войной. «Темные разрушительные силы, убивающие нашу родину, все свои надежды основывают на том, что во всем мире произойдет , страшный катаклизм и будут разрушены основы христианской культуры. Силы эти спекулируют на мировой войне, и не так уж ошибочны их ожидания... Жизнь народов Европы будет отброшена к элементарному, ей грозит варваризация». И далее: «Россия призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в ее особенном духе. И справедливость мировых задач России предопределена уже духовными силами истории. Эта миссия России выявляется в нынешнюю войну. Россия не имеет корыстных стремлений».
Эту особенную роль России
Бердяев, всячески интерпретируя, в
конечно итоге не связывал со ощущением
особенной национальной исключительности
русских. Более того, он считал, что
отсутствие чувства обостренного национализма
у русского человека и есть его
преимущественная, поразительная
Но именно в этой книге
почувствовались уже
Так есть ли эта «идея» или ее нет? Существует ли она или ее еще нужно заиметь?
Бердяев от книги к книге, от работы к работе по много раз проговаривает эту тему, словно бы спорит сам с собой. Постепенно, исподволь он приходит к видению «русской идеи» в чем-то, что он называет «третьим». А именно: не в западничестве и не в славянофильстве, не в Востоке и не в Западе, не в национализме и не в космополитизме. Не в том и не в этом. А — в «третьем».
«Чтобы понять эту тайну (тайну русской души. — К.К.), нужно быть в чем-то третьем, нужно вознестись над противоположностью двух начал — восточного и западного».
Но что это — «третье»?
В конечном итоге, можно сказать, что Бердяев выдвигает идею «примера», идею «русского примера», того самого примера, который Россия, жертвуя собой, должна подать всему человечеству при преображении мировой жизни и переходе ее в новое общественное христианское состояние, называемое им, как уже говорилось, «Новым Средневековьем». Образно говоря, Бердяев, вослед за некоторыми своими предшественниками, стремился выразить идею невечернего света, который укажет Европе путь в предстоящем сумраке и который исходит из окна, с таким упорством прорубленного когда-то Петром Великим.
Если спросить француза, что такое «французская идея», то он наверняка кое-что скажет по этому поводу. То же и англичанин, и итальянец, и американец. Но ни у кого разговор этот не вызовет какого-то особенного возбуждения, волнения, душевного напряжения, что ли.
Однако, когда речь заходит о «русской идее», тема приобретает некоторую остроту. Дело, видимо, в том, что «русская идея», по мнению тех, кто признает ее существование, имеет «международное» значение, то есть как бы претендует и покушается на суверенитет идей других народов.
Из этого вырастает боязнь.
Рождаются кривотолки.
«Русский мессианизм» становится притчей во языцех, и им, как и русскими ядерными боеголовками, пугают детей от рождения.
Только еще один народ, по убеждению Бердяева (и не только его, но и многих предшественников и последователей), — еврейский — имеет подобную «всемирную идею» и ощущает свою «всемирную роль». По этой самой причине, читаем мы, взаимосуществование и взаимопонимание еврейского и русского мессианизма происходит наиболее трудно, наиболее обостренно.
«Германская идея», пытавшаяся
в XX столетии занять силой положение
«мировой», — потерпела крах. «Русская
идея» никогда не проповедовала
силу, потому и казалась сильной. Однако,
не обладая необходимой