Теоретическо-методологические основы деятельности муниципальных унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы состоит в исследовании деятельности муниципального унитарного предприятия, на примере МУП «СтройПроектСервис».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. изучить теоритические основы унитарных предприятий (в том числе муниципальных):

Содержание

введение………………………………………………………………..
3
1. теоретическо-методологические основы деятельности муниципальных унитарных предприятий……………………………………………………………..


6
1.1 Отличие Муниципальных унитарных предприятий от коммерческих организаций…………………………………………………

6
1.2 Нормативная база муниципальных унитарных предприятий………
10
1.3 Основные мероприятия деятельности муниципальных унитарных предприятий по вопросам управления……..……………………………

21
2. Практика деятельности МУП «стройпроектсервис» в мо го «воркута»………………………………………………………

26
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУП «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»……………………..…………………………

26
2.2 Структурно-кадровые аспекты МУП «СтройПроектСервис»………
29
2.3 Основные направления деятельности и ее результаты……………….
33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУП «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»………………………………………………...

41
3.1 Основные проблемы и риски…………………………………………..
41
3.2 Пути совершенствования развития МУП «СтройПроектСервис»……………………………………………………..

54
заключение……………………………………………………………..
70
Библиографический список……………………………………...
75
приложения…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Diplom_Polina - оформление.doc

— 834.50 Кб (Скачать документ)

Основными документами, которые будут готовить отраслевые департаменты, станут:

  • отчеты экономическому департаменту об эффективности государственного/муниципального сектора региональной/местной экономики;
  • предложения по изменению правовой формы предприятий; отчеты для департамента по управлению имуществом об эффективности использования государственной/муниципальной собственности;
  • отчеты для финансового департамента о финансовых потоках между предприятиями и региональным/местным бюджетом.

Таблица 1 - Предлагаемые изменения в схеме информационных потоков между унитарным предприятием и местными администрациями

Получатель  информации

Вид информации

Отраслевые  департаменты

Бухгалтерская отчетность, индикаторы текущей деятельности, информация, собираемая Госкомстатом, уставы и контракты с директором, все дополнительные формы, которые  предполагается разработать и применить

Департаменты  по управлению имуществом

Заполненные формы, разработанные федеральным министерством  имущественных отношений

Финансовый  департамент

Данные о  прибылях и убытках, активах, пассивах, условиях заимствований предприятий (долговая книга); состояние стратегических активов

Экономический департамент

Общая информация о масштабе и развитии государственного и муниципального сектора, предоставляемая  в основном отраслевыми департаментами

Местное отделение  федерального Министерства по налогам  и сборам

Бухгалтерская отчетность для целей налогообложения

Местное отделение  Госкомстата

Статистические  формы, разработанные Госкомстатом для определенных типов предприятий


 

Для совершенствования работы муниципального унитарного предприятия «СтройПроектСервис» предложена Ведомственная целевая Программа «Приобретение дорожно-строительной и специализированной техники для нужд города» на 2012 год (приложение 3). Программа позволит повысить эффективность работы специализированных муниципальных унитарных предприятий и обозначит повышение экономических параметров применения новой спецтехники, соответствующей более высоким технологическим параметрам европейского уровня: менее энергоемкой, потребляющей меньше ресурсного обеспечения (топливо, материалы, запчасти и пр.), но имеющей лучшие мощностные характеристики, с новыми технологическими возможностями выполнения производственных задач, обеспечивающей возможность применения предприятиями города современных материалов и сопутствующей продукции.

Применение  специализированной техники нового образца, соответствующей современным международным стандартам по экологическим параметрам,  обеспечит более совершенное решение проблем санитарной очистки территории города.

Для совершенствования  предприятия МУП «СтройПроектСервис» можно провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, систему управления качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др.

Из всего  вышесказанного следует, что повышения  платежеспособности МУП «СтройПроектСервис» можно добиться путём обеспечения прибыльного и устойчивого развития на перспективу.

Третья глава  посвящена вопросам разработки программы оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

 Впервые  разработаны: изменения к модели предоставления отчетности унитарным предприятием и местными администрациями; изменения в схеме информационных потоков между унитарным предприятием и местными администрациями. Для совершенствования управления МУП «СтройПроектСервис» предложена доработка примерного устава унитарного предприятия и трудового договора с его руководителем; предложение проведения аттестаций руководителей унитарного предприятия и внедрение конкурсной системы их назначения; со стороны региональных (муниципальных) органов власти можно рассматривать разработку программ деятельности унитарных предприятий и контроль за руководителем унитарного предприятия.

 Разработанные  мероприятия могут быть применены для выработки рекомендаций по комплексному совершенствованию управления МУП «СтройПроектСервис» города Воркуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В Российской Федерации  основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный  закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия бывают трёх типов:

    1. Федеральное государственное унитарное предприятие 
    2. Государственное унитарное предприятие 
    3. Муниципальное унитарное предприятие 

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Муниципальное унитарное предприятие «СтройПроектСервис» создано 01.06.2000г. в соответствии с Постановлением Главы администрации МО «Город Воркута № от 11.05.2000г. №767.

     Предприятие  является коммерческой организацией, созданной для осуществления  финансово-хозяйственной деятельности.

Предприятие находится  в ведомственном подчинении администрации  муниципального образования «Город Воркута». Учредителем МУП «СтройПроектСервис» является Отдел по управлению муниципальной собственностью администрации МО «Город Воркута».

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, расчетный и иные счета  в учреждениях банков, круглую  печать со своим наименованием, штамп, бланки. Имущество МУП «СтройПроектСервис»  находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. МУП «СтройПроектСервис» действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования.

Традиционно муниципальные  предприятия предоставляют следующие  виды услуг: водоснабжение и водоотведение, утилизация отходов, производство электроэнергии, дорожное строительство, общественный транспорт, аэропорты, военные объекты и т. д. Однако муниципальные унитарные предприятия часто осуществляют свою деятельность в сферах, где отсутствуют какие-либо стратегические интересы или «провалы рынка». Многие региональные и местные администрации учредили унитарные предприятия в абсолютно коммерческих секторах экономики: строительство, торговля, сельское хозяйство и т. д.

При таком положении  дел это может привести к снижению активности в экономике в целом. Следующей проблемой унитарных  предприятий, в частности МУП «СтройПроектСервис», является отсутствие единого учета и ведения реестра регионального и муниципального имущества, необходимого для обеспечения управления унитарным предприятием. Подтверждением этого является несоответствие данных Госкомстата, Росимущества и Счетной палаты Российской Федерации.

Также важной проблемой МУП «СтройПроектСервис» является неэффективное управление.

Еще одной основной проблемой  унитарного предприятия является отсутствие надлежащего контроля над ним, что позволяет руководству МУП «СтройПроектСервис» преследовать свои собственные интересы при проведении финансовой политики. Это ведет к таким негативным явлениям, как увод активов, декапитализация, неадекватная инвестиционная политика, что в свою очередь обусловливает низкую эффективность, тяжелое финансовое положение или даже банкротство предприятия МУП «СтройПроектСервис».

Важно подчеркнуть, что  вывод о том, какой из видов  деятельности прибылен, а какой субсидируется, без раздельного учета сделан быть не может. Так, например, МУП «СтройПроектСервис» с ценами ниже рыночных может считаться прибыльным. Однако издержки по содержанию помещения (тепло- , электроэнергия и т. д.) относятся на основной вид деятельности. В результате невозможно определить, «кто кого субсидирует».

По результатам  анализа на МУП «СтройПроектСервис» должна быть разработана программа оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

Основными направлениями  деятельности органов управления на этом поле следует считать:

  • приведение деятельности унитарных предприятий в соответствие с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и принятыми в его исполнение на местах нормативно-правовыми актами;
  • эффективное применение правомочий собственника в рамках действующего законодательства: определение объема правоспособности; утверждение показателей экономической эффективности и программ деятельности унитарных предприятий; контроль за их достижением и выполнением, а также использованием имущества; проведение кадровой политики посредством назначения руководителей на конкурсной основе, решений аттестационных комиссий и расторжения трудовых договоров; пополнение неналоговых доходов бюджетной системы за счет регулярного перечисления унитарными предприятиями установленной доли прибыли от текущей деятельности.

Предлагаемая  для реализации этих направлений  программа мер включает:

  • доработку примерного устава предприятия;
  • доработку примерного трудового договора с руководителем предприятия (включая изменение системы оплаты его труда);
  • совершенствование системы аттестации руководителей предприятий и их конкурсного назначения;
  • использование программ деятельности предприятий в качестве важного инструмента управления и ряд иных мер.

Совершенствование информационных потоков между МУП «СтройПроектСервис» и администрацией города также может стать одним из способов повышения эффективности работы унитарного предприятия, поскольку информационные потоки между унитарным предприятием и органами государственной власти и местного самоуправления усложнены.

Для совершенствования работы муниципального унитарного предприятия «СтройПроектСервис» предложена Ведомственная целевая Программа «Приобретение дорожно-строительной и специализированной техники для нужд города» на 2012 год. Программа позволит повысить эффективность работы специализированных муниципальных унитарных предприятий и обозначит повышение экономических параметров применения новой спецтехники, соответствующей более высоким технологическим параметрам европейского уровня: менее энергоемкой, потребляющей меньше ресурсного обеспечения (топливо, материалы, запчасти и пр.), но имеющей лучшие мощностные характеристики, с новыми технологическими возможностями выполнения производственных задач, обеспечивающей возможность применения предприятиями города современных материалов и сопутствующей продукции.

Применение  специализированной техники нового образца, соответствующей современным  международным стандартам по экологическим параметрам,  обеспечит более совершенное решение проблем санитарной очистки территории города.

Для совершенствования  предприятия МУП «СтройПроектСервис» можно провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, систему управления качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др.

Из всего  вышесказанного следует, что повышения  платежеспособности МУП «СтройПроектСервис» можно добиться путём обеспечения прибыльного и устойчивого развития на перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. ст.215. –М.: Контракт, 1995. – С.176.
  3. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, М.: Редакция журнала «Хозяйство и право», Фирма «СПАРТАК», 1995. – 597с.
  4. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ.
  5. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. №1251 // Городское управление. – 1996.-№2.
  6. Постановление главы муниципального образования «Воркутинский район» «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества» №368 от 3 мая 2006г. // Текущее делопроизводство комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Воркутинский район» за 2006 год.
  7. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) (ред. от 07.11.2006)
  8. Программа приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве. – М., 1995.
  9. Перечень объектов недвижимости, состоящих в муниципальной собственности МО «Воркутинский район» по состоянию на 01.01.2009г. // Текущее делопроизводство комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Воркутинский район» за 2009 год.
  10. Ежемесячный отчет. Поступление средств от использования государственного и муниципального имущества в бюджет муниципального образования «Воркутинский район» по состоянию на 01.11.2009. // Текущее делопроизводство комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Воркутинский район» за 2009 год.
  11. Реестр муниципальной собственности МО «Воркутинский район» по состоянию на 01.01.2010.// Текущее делопроизводство комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Воркутинский район» за 2010 год.
  12. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Изд. Официальное / Отв. за выпуск З.С. Богатыренко. М.: Институт труда Минтруда России. 1999, 256 с.
  13. Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих. Изд. официальное / Отв. за выпуск З.С. Богатыренко. 3-е изд., с доп. и изм. М., 1999. С. 3 - 115.
  14. Анимица, Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. – М., 2008. – С.158.
  15. Ансофф, И. Стратегическое  управление  / Научн. ред. и автор предисл. Л.И. Евенко. М.:  Экономика .1989.
  16. Богатыренко, З.С., Регламентация трудовой деятельности   менеджеров // Трудовое право
  17. Бондарь, Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. Ростов н/Д, 2006. – С.34.
  18. Вейл, П. Искусство менеджмента. Новые идеи для мира хаотических перемен. М.: Новости.1993.
  19. Воронин, А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – М., 2006. – С.94-98.
  20. Вудкок, М., Френсис Д. Раскрепощенный  менеджер . М.: Дело. 2001.
  21. Выдрин, И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 2008. - 368с.
  22. Догиль, Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес. Минск:   Высшая школа, 1997, 264 с.
  23. Емельянов, Н.А. Становление местного самоуправления в России: конституционные нормы и реальность. Тула, 2007. – С.132.
  24. Князев, С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право: Учебное пособие.- Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 2007. – 344с.
  25. Максимов, В.А., Игнатова С.И., Игнатова Т.В., Кочергин А.Л. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития: Учебное пособие - Ростов н/Д, 2004. – 118с.
  26. Морозова, Т.Г. Муниципальный менеджмент: Учебн. пособие для вузов / Т.Г.Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др., Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 263с.
  27. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело. 1992.
  28. Муниципальный менеджмент / Под ред. Е.Н.Чадаева. – Хабаровск: ДВАГС, 2008. – 229с.
  29. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Н.М. Горбунов, Н.М. Байков, В.Н. Шиян и др., Под ред. Н.М. Горбунова. – Хабаровск. ДВАГС, 2009. – 237с.
  30. Маркварта ,Э. Создание муниципальных предприятий и контроль за их деятельностью. / под ред. Э. Маркварта. - Обинск, 2008. – 158с.
  31. Журавлева, Г.П, Мильчаковой Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой – М., 2007. - С.136.
  32. Кошкина, В.И., Шупыро В.М. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. – М: ИНФРА-М, 2007. - 496с.
  33. Самолетова, Т.В. Основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления и Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 2008. С. 127.
  34. Семенов, А. К., Набоков В. И., Основы менеджмента. Издательский дом Дашков и К - 2008, 556 с.
  35. Гордеевой, М., «Куда смотрит правительство? Эй, правительство!» //Вакансия, 2007, № 7 (февраль)
  36. Колюшин, Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. - 2007.- № 9. - С.80.
  37. Жаров, В.П. Особенности управления муниципальной собственностью: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Владивосток, ПИППККГС,2009. – С.89-93.
  38. Игнатова, Т.В. Социально-экономические перспективы развития муниципальной собственности // Известия вузов. Общественные науки. – 2008. - № 3.- С.57.
  39. Плевако, С.М. Об эффективности местного управления // Муниципальный мир.- 2009.- № 3.- С. 48–49.
  40. Рудева, Л.Н. Особенности управления муниципальной собственностью в Приморском крае (проблемы, пути решения): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Владивосток, ПИППККГС,2009. – С.217-221.
  41. Ярошенко, А.В. Кто является субъектом местного самоуправления, тот и муниципальной собственностью владеет. // Муниципальная власть.- 2010.- №3.- С.18-31.

Информация о работе Теоретическо-методологические основы деятельности муниципальных унитарных предприятий