Теоретические основы логистической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:22, контрольная работа

Описание

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский словарь и сегодня приводит слово «logistics» как; воен. 1) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспечение, 3) организация и осуществление работы тыла.

Содержание

1. Теоретическая концепция логистической системы………………..3
2. Товародвижение – основа маркетинговой логистики……………12

Работа состоит из  1 файл

Логистика.docx

— 61.53 Кб (Скачать документ)

Финансовый университет  при правительстве Российской Федерации

 

 

 

 

                          

 

Контрольная работа по дисциплине “Логистика”

 

На тему: “Теоретические основы логистической деятельности”

 

 

 

                                                          Выполнил: Артеменко В.В.

                                                  Факультет: менеджмента и маркетинга

  Специальность: Менеджмент  Организации

                                                            Курс: 5

                                   Личное дело: №09ммд46361

                                       Преподаватель: Бугакова Н.П.

 

 

 

 

Краснодар-2012 г.

Содержание 

1. Теоретическая концепция логистической системы………………..3

2. Товародвижение – основа маркетинговой логистики……………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая концепция логистической системы

Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и  регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника  до конечного потребителя.

Исторически логистика развивалась  как военная дисциплина. Здесь  термин известен с 9 века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную  работу тыла по обеспечению войск  всем необходимым, то есть работу, которая  является значимым составляющим боевого  успеха

По сути, это была наука и практика управления материальными потоками в военной области.

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский  словарь и сегодня приводит слово  «logistics» как; воен. 1) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспечение, 3) организация и осуществление  работы тыла.

Другое направление в развитии логистики - экономическое. Здесь под  логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся  в эффективном управлении материальными  и связанными с ними информационными  и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Началом широкого использования логистики  в экономике можно считать 60-70 годы XX века.

Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятия  логистики в каждом из названных  направлений, оба они выделяют общий  и в совокупности специфичный  признак: согласованность, рациональность и точный расчет.

По мнению ряда западных ученых, логистика  выросла в науку благодаря  военному делу. Создателем первых научных  трудов по логистике принято считать  французского военного специалиста  начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

Логистика стала активно применяться  в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом  снабжении армии США на европейском  театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых  и фронтовых снабженческих баз  и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных  материалов и продовольствия в необходимых  количествах.

Вот почему во многих западных странах  логистику поставили на службу эффективности  управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика  постепенно стала переходить из военной  области в сферу хозяйственной  практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

Таким образом, возникшие в странах  с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных  систем, в которых бы увязывались  функции снабжения материалами  и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления  научных исследований и форму  хозяйственной практики - логистику.

Логистика - это планирование, контролирование  и организация всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение  материального и связанного с  ним информационного потоков  от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

Рисунок 1.1 - Логистическая цепь

Функциональные области логистики

Логистика является системой, содержащей функциональные области. Между областями  логистики существуют связь и  взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья:

поставка материалов, сырья и  полуфабрикатов;

хранение продукции и сырья;

производство товаров;

распределение (включая отправку товаров  со склада готовой продукции);

потребление готовой продукции;

Каждое звено логистической  цепи включает свои элементы, что в  совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам  логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское  хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Возможность планирования различных  операций и проведения анализа уровней  элементов логистической системы  предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные  вопросы в рамках отдельных звеньев  и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия  планируются различные логистические  операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров  внутри промышленных предприятий.

В отечественной литературе функциональными  областями логистики принято  считать:

снабжение (закупки) МР и/или ГП;

поддержку производства (в широком  смысле - все логистические операции и функции, обеспечивающие производственно-технологический  цикл предприятия);

распределение.

Выделение функциональных областей привело  к появлению понятий логистика  снабжения (логистика закупок), производственная (промышленная) логистика, логистика  распределения и книг с соответствующими названиями в отечественной литературе. В зарубежном логистическом менеджменте часто встречаются термин «логистика на входе», относящийся к логистическим функциям в снабжении (закупках), и термин «логистика на выходе», ориентированный на интеграцию логистических операций и функций в распределении.

Рисунок 1.1 - Функциональная схема  логистики

Теоретическая концепция логистической  системы

Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному  вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также - ведущий замысел, методологические принципы, постулатную  основу в научно-исследовательской  разработке.

Используя это определение, логистическую  концепцию для организаций бизнеса  можно трактовать как парадигму (руководящую идею), как платформу  поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при  управлении основными и сопутствующими потоками.

Возникновение и развитие логистических  концепций тесно связано с  эволюцией бизнеса в промышленно  развитых странах.

Фундаментальными концепциями  в логистике являются:

- информационная;

- маркетинговая;

- интегральная.

Информационная концепция логистики  появилась в конце 1960-х годов  и тесно связана с развитием  информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается  в том, чтобы сформулировать общую  проблему управления материальным потоком  некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для  моделирования самих объектов, так  и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения  состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку  для решения более сложных  оптимизационных логистических  задач. При этом оптимизация всего  процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции.

Практическими примерами использования  информационной концепции логистики  являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP1, MRPII, DRP, ОРТ, QR, CR и т.п., применяемые  при автоматизации внутрифирменного планирования и управлении запасами и закупками МР, а также производства и поставок ГП потребителям. В этих модулях КИС решаются и конкретные задачи оптимизации, например определения  оптимальной партии поставки (заказа) или уровней запасов продукции, оптимизации производственных мощностей  и работы подъемно-транспортного  оборудования и др. В то же время  ЛС, первоначально построенные исключительно  на принципах информационно-технологической  концепции, не обладали необходимой  гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном  этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений  производителей с поставщиками и  конечными потребителями продукции.

С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных  ЛС часто применяется маркетинговая  концепция. Маркетинговая концепция  логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации  логистического процесса в области  распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая ЛС должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы  на рынке за счет принятия оптимальных  решений в распределении, прогнозировании  спроса на продукцию, интеграции логистических  операций и функций физического  распределения, определенной перестройки  управления логистикой в компании.

В последние годы на Западе укоренилась  и активно распространяется новая  логистическая концепция, которую  большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной  логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

1. Новое понимание механизмов  рынка и логистики как стратегического  элемента в конкурентных возможностях  фирмы.

2. Перспективы интеграции между  логистическими партнерами, новые  организационные (структурные) отношения.

3. Новые технологические возможности,  в частности, в области гибких  производств и информационно-компьютерных  технологий, контроля и управления  во всех сферах производства  и распределения продукции.

Концепция интегрированной логистики  заключается в рассмотрении логистики  в качестве некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. Данная концепция  отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как  центры логистической активности, прямо  или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными  и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

 

 

 

 

 

 

2. Товародвижение – основа  маркетинговой логистики

Товародвижение (маркетинговая логистика) — это деятельность по планированию, выполнению и контролю физи-ческого  перемещения материалов, товаров  и относящейся к ним информации от места их производства к месту  продажи или потребления. В отличие  от традиционного товародвиже- 
вание продаж. Издержки товародвижения у посредников в каналах распределения еще выше в связи с их функциями накопления, сортировки и распределения товаров. Посредники оценивают своих поставщиков, во-первых, по качеству товаров, а, вовторых, по эффективности товародвижения. Для многих фирмпокупателей решающий фактор при выборе поставщика — не наименьшая цена, которую он может предложить, а гарантии своевременной поставки товара и надежного сервиса. То есть товародвижение в настоящее время является важным средством в конкурентной борьбе за покупателя. 
Большое значение товародвижению придают и фирмы, занимающиеся потребительскими товарами, которые не могут допустить риск отсутствия товара из-за неудовлетворительного контроля запасов или несвоевременной поставки, так как из-за отсутствия товара в магазине покупатели будут приобретать аналогичные товары у конкурентов. 
Опыт «Eastman Коёак» с фотоаппаратами для моментальной съемки в конце 70-х годов является иллюстрацией того, как не-удовлетворительная организация товародвижения приводит к поражениям в конкурентной борьбе. Рекламная кампания, орга-низованная вышеназванной фирмой, вызвала интерес у потре-бителей, но в магазинах эти фотоаппараты часто отсутствовали в продаже. В итоге интерес к ним у многих потребителей пропал, продажи сократились. Даже самые лучшие рекламные кампании и стратегии ценообразования бесполезны, если фирма не располагает эффективной системой товародвижения, обеспечивающей наличие товара в нужном месте и в нужное время. 
Следовательно, целью товародвижения является обеспечение своевременной отгрузки товаров и надежность поставки, то есть поступление товаров на регулярной основе, в целости, в нужной форме и требуемом количестве. Достаточно сложной является задача достижения основной цели товародвижения: одновременно максимизировать уровень обслуживания и минимизировать при этом затраты на распределение товаров. Максимальный сервис для клиентов предполагает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов. А ведь все это способствует росту издержек по распределению. Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материаль- 
ных запасов и наличие небольшого числа складов, что приводит к учащению случаев невыполненных заказов в срок. Решение вышеназванной задачи состоит в том, чтобы максимизировать прибыль, а не объем продаж, соотнося выгоды от более высокого уровня обслуживания с затратами на его осуществление. 
Одним из организационных методов решения этой задачи является использование японской системы «Kanban» или «точно вовремя», позволяющей минимизировать запасы, затраты на хранение и т. д., а значит, и издержки товародвижения. «Kanban» предполагает выпуск продукции строго в соответствии с рыночным спросом и в момент, когда ее требуется доставить покупателю. Эта система была разработана японскими специалистами для производства продукции, но в 80-х годах ее стали применять и для системы распределения. Система «точно вовремя» базируется на четырех принципах. Во-первых, быстрая обратная связь от покупателей относительно их потребностей. Если производитель имеет возможности их быстрого удовлетворения, следовательно, получает перед конкурентами преимущества в виде снижения необходимых товарных запасов, уменьшения риска накопления непроданных товаров, а значит, имеет возможность торговать по более низким ценам. Второй принцип — наличие эффективной компьютерной системы управления производством и сбытом. Для того чтобы товары оперативно поступали с производства к покупателю, необходимо уже на сборочном конвейере сортировать их с учетом заказов. Это делается с помощью лазерных сканеров, которые сопоставляют штрих-коды с информацией на заводе и местах комплектования заказов (магазинах, торгующих по каталогам; выставках и т.п.). По отзывам одного предпринимателя такая компьютерная система «делает почти все, разве что не завязывает шнурки на ботинках». Третье требование — быстрая и эффективная транспортировка. Более высокая частота поставок означает отгрузку более мелкими партиями, что увеличивает транспортные расходы, но при этом сокращаются издержки хранения запасов. Четвертое условие — наличие центров комплектования, то есть перевалочных пунктов, куда продукция поступает для быстрой отправки, а не для хранения. 
Основными функциями товародвижения являются обработка заказов, складирование, управление запасами и транспортировка. 
Обработка заказов начинается с получения заказов от потребителей различными способами: по почте, по телефону, через торговых агентов, по электронной почте, по Интернету. Служба сбыта, менеджеры по обработке заказов обрабатывают поступившие заказы: оформляют счета-фактуры, передают их на склады и в бухгалтерию и т.д.; работники складов готовой продукции упаковывают, грузят и отправляют заказанное количество товара, бухгалтерия выписывает и отправляет по назначению счета. Солидные фирмы используют для данной работы автоматизированные системы управления. 
Складирование в маркетинговой логистике связано прежде всего с хранением товарных запасов как готовой продукции, так и сырья, и материалов, требующихся для собственной производственной деятельности. Хранение необходимо, по-скольку производство и потребление товаров во времени часто не совпадают, особенйо по товарам колеблющегося спроса. Главными вопросами для фирмы-производителя при выполнении этой функции собственными силами являются следующие: сколько складов необходимо, какими должны быть эти склады и где они должны находиться ? Решение этих вопросов должно быть увязано с принципом рационального соотношения уровня обслуживания потребителей с затратами на хранение. Все чаще складирование осуществляется специализированными дистрибьюторами, владеющими автоматизированными складами с компьютерными системами управления. 
Поддержание товарных запасов призвано разрешить аль-тернативные задачи: удовлетворить покупателя в сроках, ко-личестве и качестве поставляемых товаров и минимизировать при этом затраты на хранение. Здесь наиболее эффективной является система «точно вовремя». 
Транспортировка. Издержки товародвижения во многом зависят от вида транспорта, который будет использовать фирма для доставки товаров потребителю. В настоящее время это могут быть железнодорожный, водный (речной или морской), автомо-бильный, воздушный или трубопроводный виды транспорта. Кри-териями выбора являются скорость доставки, надежность соблю-дения графика, способность перевозить различные виды грузов (например, необходимость охлаждения), доступность потребите-лей для данного вида транспорта, стоимость перевозок: затраты на транспортировку, хранение, упаковку и управление распре 
делением. Например, воздушные перевозки дороже морских, но для последних требуется особая «морская упаковка» и дополни-тельные затраты на это могут повлиять на выбор способа пере-возки с учетом еще и выигрыша во времени. 
Увеличение конкурентоспособности фирмы за счет сокра-щения сроков поставки и организации образцового сервисного обслуживания требует, как правило, дополнительных затрат для фирмы. Это связано с необходимостью содержания собственных транспортных средств и персонала, сооружения промежуточных складов на территории района сбыта, увеличения запасов, использования высокоскоростного транспорта, ускорения процедуры обработки заказов. При этом чрезвычайно трудно определить влияние этих дополнительных издержек на величину дополнительного дохода, получаемого фирмой. При выборе наиболее рационального варианта товародвижения часто при-ходится решать вопрос минимизации затрат при заданном вре-мени поставки. Время поставки и затраты при большом районе сбыта зависят от числа промежуточных складов. В то время как поставка с ростом числа складов ускоряется за счет уменьшения времени транспортировки, общие затраты сначала снижаются, затем начинают возрастать. 
Для решения вопроса о выборе транспортного средства рекомендуется использовать традиционное нахождение точки равновесия, то есть точки на оси абсцисс, в которой пересекаются графики функций затрат от объема перевозок конкурирующих видов транспорта.

Информация о работе Теоретические основы логистической деятельности