Управление муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:58, дипломная работа

Описание

Объект исследования – муниципальная собственность.
Предмет исследования – управление муниципальной собственностью.
Цель исследования – изучить управление муниципальной собственностью: современные проблемы и перспективы.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ!Упарвление мун собственностью.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

     Состав, социально-демографические, психологические  и экономические характеристики населения во многом определяют функции, содержание деятельности и механизм взаимодействия остальных субъектов ОМС. В условиях снижения уровня социальной защищенности граждан, миграции определенной части населения, повышения «агрессивности» социальной среды, обуславливающих изменение средней продолжительности жизни, уровня прироста населения, уровня заболеваемости, эффективное решение вопросов социально-экономического прогнозирования и долгосрочного планирования использования финансовых ресурсов является основополагающим фактором способности системы ОМС выполнять свою роль как одного из системообразующих механизмов социальной сферы.

       Проектирование мероприятий и  программ развития и совершенствования охраны здоровья населения включает оценку затрат общества на их проведение и получение результатов. Результаты – продление активной жизни граждан – можно оценить по данным медицинской статистики (снижение уровня смертности, заболеваемости, инвалидности).

       Социально-экономическое прогнозирование в системе ОМС – обоснование вариантов развития и выбор наиболее оптимального из них (исходя из имеющихся финансовых ресурсов), способного обеспечить реализацию главной цели существования обязательного медицинского страхования.

       Цель социально-экономического прогнозирования в системе ОМС – достижение максимальных социальных показателей при минимальных финансовых затратах, т.е. выбор оптимальной системы оплаты за медицинскую помощь в соответствии с медико-экономическими стандартами, при максимально возможном удовлетворении потребностей населения.

       Прогнозирование и последующее  планирование с точки зрения  управления означает комплекс работ, подготавливающих принятие управленческих решений, связанных с будущими событиями. Речь идет о выверке поставленных целей и разработке комплекса мероприятий, необходимых для их достижения в рамках доступных возможностей и действующих ограничений. Планирование, таким образом, представляет собой систематическое формирование будущего системы на определенный период времени.

       Главный смысл работ по планированию  финансовых ресурсов системы ОМС заключается в повышении эффективности использования финансовых ресурсов системы с учетом возможных вариантов ее развития. И, прежде всего:

  • целевая ориентация и координация всех событий в рамках интересов системы ОМС;
  • выявление рисков и снижение их уровня (в том числе в сфере управления страховыми резервами);
  • оптимизация процессов деятельности;
  • повышение устойчивости системы за счет гибкости, приспособляемости к изменениям.

     При решении задач социально-экономического прогнозирования и долгосрочного планирования финансовых ресурсов системы ОМС можно выделить три основных направления проведения этих работ, имеющих свои четко определенные задачи:

  • целевое развитие системы;
  • собираемость средств;
  • управление страховыми резервами.

       В отношении получаемых прогнозных  оценок долгосрочное планирование заключается не только в балансе между приходными и расходными статьями бюджета системы ОМС, но и возможном активном воздействии на социально-экономическую ситуацию, проведении упреждающих мероприятий, снижающих влияние негативных тенденций.

     Основными требованиями к организации процесса социально-экономического прогнозирования  и планирования финансовых ресурсов системы ОМС являются:

  • целенаправленность;
  • целостность и полнота;
  • структуризация прогнозов (планов) по содержанию, масштабам и времени;
  • целеориентированная интеграция разделов;
  • гибкость, актуальность, эффективность.

     Финансовый  план является завершающим, итоговым документом, поэтому должен строиться с учётом всех предшествующих пунктов, в противном случае любые попытки планирования финансовых ресурсов ОМС будут давать результаты заведомо искажённые.

     Информационной  обеспечение при проведении долгосрочного  планирования финансовых ресурсов должно учитывать все основные факторы, влияющие на движение финансовых ресурсов, как в части поступления, так и в части расходования.

       Поэтому при полномасштабном  решении данной задачи в системе  ОМС следует учитывать, прежде  всего, следующие данные.

       По направлению расходования средств в ЛПУ (с привязкой к конкретной территории):

  • Данные о застрахованном (с указанием пола, возраста, адреса и т.п.);
  • Данные о состоянии здоровья населения (по каждому застрахованному – установленные диагнозы, хронические заболевания, наличие форм диспансерного учёта и др.)
  • Данные по уровню и динамике потребления медицинских услуг застрахованным (коды услуг, их количество, даты, специальности медработников);
  • Данные о расходах ЛПУ по различным статьям;
  • Данные об потенциальных возможностях ЛПУ по выполнению различных видов медицинских услуг по различным технологиям (специалисты, оборудование)

     По  направлению сбора платежей в  системе ОМС:

  • Данные о месте работы застрахованного и его заработной плате (предприятие-отрасль, характер деятельности, расположение, экономическое положение, собираемость средств и т.п.);
  • Данные об уплаченных страховых взносах предприятием и уровнем потребления медицинской помощи работающими на этом предприятии;
  • По платёжеспособности банков, задействованных в сборе страховых взносов.

       По направлению управления инвестированием  страховых резервов в системе  ОМС:

  • Текущий анализ рынка государственных бумаг;
  • Оценка эффективности размещения временно свободных средств страховыми компаниями;
  • Изучение платёжеспособности банков, задействованных при размещении средств СМО;

     Принципиальное  значение имеет анализ деятельности специалистов, работающих в здравоохранении:

  • Загруженность специалистов – во временном диапазоне, в динамике, в срезе ЛПУ или всех ЛПУ;
  • Услуги, оказываемые специалистом одному пациенту (в разрезе половозрастных групп, диагнозов) – средняя стоимость посещения, затраченное время на одного обратившегося;
  • Распределение затрат на лечение по специалистам в разрезе ЛПУ.

       В соответствии с современными  взглядами планирование финансовых ресурсов системы ОМС должно быть основано на методике, в основе которой лежит оценка эффективности структуры финансовых вложений измеримых социально-экономических факторов.

       Очевидно, что на сегодня не  стоит переоценивать возможности  влияния системы обязательного медицинского страхования с учётом ее места и роли в системе здравоохранения на уровень здоровья населения страны или отдельных регионов. Можно лишь предположить, что по мере развития медицинской науки, учреждений здравоохранения, новых технологий лечения, совершенствование законодательной базы, устанавливающей ответственность за ухудшение социально-экономических условий жизни населения, система ОМС сможет более активно влиять на эффективность деятельности системы охраны здоровья. Рекомендации по совершенствованию финансового планирования в системе ОМС представлены в таблице 6.

     Таблица 6

Рекомендации  по совершенствованию Результат
Оптимизация планирования медицинской помощи на основе внесения изменений в законодательной базе на региональном и местном уровне Сокращение  разрыва между объёмом декларируемых государством социальных гарантий в области медицинского обслуживания населения и финансовым обеспечением этих государственных гарантий
Реализация  региональной программы по подготовке высококвалифицированных менеджеров по управлению финансовыми ресурсами ОМС на основе четко сформулированных целей и принципов Обучение и  переобучение врачей на управленцев позволит руководствоваться экономическими принципами подхода к планированию объёмов медицинской помощи , позволит более эффективно управлять финансовыми потоками, направленными на реализацию территориальной Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи
Повышение устойчивости системы за счёт гибкости, приспособляемости к изменениям Планирование  будет приближённое к реальным условиям существования учреждения

 

     Выводы:

     Финансовое  планирование ведется по ряду показателей, отражающих все особенности финансовой деятельности отдельных ЛПУ и  здравоохранения в целом. Достижение запланированных показателей является необходимым условием обеспечения самофинансирования учреждений здравоохранения и основой для расчета необходимых ассигнований, если самофинансирование невозможно. Весьма широкое распространение в здравоохранении получило финансирование на основе сметы расходов.

     Программы Государственных гарантий направлены на обеспечение социальной справедливости в сфере оказания медицинских услуг населению. Достижение этой цели зависит от финансовой сбалансированности обязательств государства и средств, выделяемых на их реализацию, а также от эффективности использования ресурсов при оказании бесплатной медицинской помощи. Поэтому планирование этих программ должно быть направлено на обеспечение их финансовой сбалансированности и достижения необходимого уровня структурной и локальной эффективности системы оказания бесплатной медицинской помощи населению.

     Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами. Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. В отрасли растет социальная напряженность.

     Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный. 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.).

     Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности.

     Принципиальное  значение приобретает также смещение акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами) на "управление результатами".

     В существенной мере такое положение  обусловлено отсутствием теоретических представлений, адекватно отражающих возможности программно-целевого управления, специфику его содержания и организации применительно к городским и сельским муниципальным образованиям. Несовершенен и методический аппарат, применяемый при разработке и реализации целевых программ местного развития. Значительный вклад в формирование концептуальных построений, раскрывающих сущность и содержание программно-целевого управления, его методологическую основу внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как А.Аганбегян, И.Галушка, А.Гранберг, Л.Евенко, Ф.Каст, Ю. Катасонов, С. Качаунов, К. Костев, В.Лексин, Б.Мильнер, Н.Моисеев, Х.Попов, Г.Поспелов, Б.Райзберг, В.Рапопорт, Дж. Розенцвейг, К.Симеонов. Н.Стефанов, Ч.Хитч, А.Швецов.

     Несмотря на большой интерес исследователей к названной проблематике, многие принципиальные вопросы только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с выявлением особенностей и принципов организации программно-целевого управления развитием муниципальных образований, обобщением позитивного отечественного и зарубежного опыта такого управления, обоснованием направлений и методического обеспечения его совершенствования.

     Конституция Российской Федерации гласит, что  муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности. Одной из важнейших проблем является то, что в нормативно-правовых актах нет точного определения муниципальной собственности. Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" определяет ее через ее состав: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

     Проблема  правового регулирования муниципальной  собственности на сегодняшний день заключается в том, что законодательство недостаточно четко определяет порядок  формирования и управления муниципальной  собственностью, отсутствует единая методика расчета арендной платы за муниципальную собственность, а также ряд других документов, которые позволили бы более эффективно управлять муниципальной собственностью и более эффективно осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления в данной сфере.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью