Особенности принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью
Предметом исследования является процесс принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью
Объектом исследования являются отношения возникающие в процессе создания и реализации управленческого решения в процессе управления муниципальной собственностью
Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи, в частности рассмотреть:

Работа состоит из  1 файл

1452 Особенности принятия ршений в процессе управления муниципальной собственностью.docx

— 30.80 Кб (Скачать документ)

Особенности принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью

 

 

Введение

В современной Российской экономической науке, определились и достаточно выявились проблемы исследований муниципальных образований

 В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Как отмечает судья Конституционного Суда РФ профессор Н.С. Бондарь, "конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления есть безусловное требование децентрализации публичной власти, связанное с приближением последней к населению, созданием условий для наиболее полного и оперативного выявления и удовлетворения потребностей населения"

Вместе с тем серьезной  проблемой текущего этапа развития местного самоуправления в Российской Федерации как составной части  системы публичной власти является ее неэффективность, по мнению ряда ученых и экспертов, - даже кризис

Бесспорно, текущее состояние  системы местного самоуправления можно  охарактеризовать как кризисное. Для  этого не обязательно анализировать  его правовые основы - достаточно глазами  простого жителя посмотреть на то, как  в большинстве российских территорий решаются вопросы местного значения, как развивается местная инфраструктура. Вместе с тем именно правовые основы являются инструментом решения проблем  местного самоуправления. Механизмы, закладываемые  в законодательстве, могут как способствовать становлению и развитию института местного самоуправления, так и серьезно ограничивать это развитие.

Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью

Предметом исследования является процесс принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью

Объектом исследования являются отношения возникающие в процессе создания и реализации управленческого решения в процессе управления муниципальной собственностью

Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи, в частности рассмотреть:

 

 

  1. Понятие муниципальная  собственность и специфика управления

 

Конституция РФ конкретно обозначило, что местное самоуправление, это важный элемент, который составляет основу конституционного строя

Местное самоуправление является самым первым уровнем публичной  власти, а так же учувствует для  реализации задач государством и  тем самым, в следствии своего полного анализа интересов населения, поскольку органы местного самоуправления сформированы населением и наиболее им понятны и доступны. Поэтому местное самоуправление обладает всеми возможностями использование максимальных ресурсов для удовлетворения местных потребностей населения

Огромное количество проблем  в сфере законодательного регулирования  местным самоуправлением наблюдается  сегодня в РФ

Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой  совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в  процессе реализации ими социально-экономических  функций и иными субъектами экономической  деятельности и обеспечивающих условия  сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования  в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества.

Муниципальная собственность - экономическая категория, ее статус и правосубъектность определяются установленными правилами, соответственно разграничивая экономический и юридический аспекты понятия "муниципальная собственность", необходимо подчеркнуть приоритет экономической природы данного феномена.[2,с.23]

Определение системы местного самоуправления для муниципального образования очень важно, так  как включает в себя совокупность организационно-правовых форм самоуправления в данном муниципальном образовании, посредством которых населением осуществляется местное самоуправление. Однако в отношении системы местного самоуправления в муниципальном праве сегодня нет однозначного толкования. В частности, С.Д. Князев и Е.Н. Хрусталев полагают, что применительно к системе местного самоуправления в качестве преобразующих ее элементов необходимо рассматривать отдельные институты народовластия на муниципальном уровне, призванные обеспечить в границах отдельных самоуправляющихся территорий право и реальную способность населения решать вопросы местного значения.

Вместе с тем Е.А. Крашенинников  высказывает критическое отношение к положению п. 2 ст. 209 ГК РФ, согласно которому собственник может передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения в отношении своего имущества, оставаясь при этом его собственником. Передача права приводит к изменению его принадлежности. В результате передачи своих правомочий собственник, по мнению Е.А. Крашенинникова, лишился бы их и перестал бы быть собственником.

Рассматривая систему  органов местного самоуправления, участвующих  в управлении муниципальной собственностью, следует отметить ее двухуровневость. Первый уровень составляют органы МСУ; второй уровень - органы муниципального управления - структурные подразделения, осуществляющие оперативное управление муниципальной собственностью.

Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной  собственностью являются актуальными  в современных экономических  условиях, так как муниципальная  собственность наряду с местными финансами составляет экономическую  основу местного самоуправления.

В частности, экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества. [4,с.53]

Система управления муниципальной  недвижимостью имеет свою специфику, определяемую в основном спецификой использования муниципальной недвижимости. Критерием эффективности использования  муниципального имущества может  выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских  и местных интересов природопользования, экологической безопасности и т.д.

Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается  эффективность использования муниципальной  недвижимости: земельный; градостроительный; природоохранный.

С позиций первого аспекта  эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с позиций второго - созданием  пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса  города; с позиций третьего - максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося в конечном итоге на здоровье населения.

На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной недвижимости можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление и т.д.).

Общим основанием для планирования проведения любого из перечисленных  мероприятий является определение  реальной рыночной стоимости объекта  недвижимости. Основным критерием отбора варианта является максимальный доход  от реализации того или иного варианта использования объекта недвижимости.

Касаясь вопроса бюджета  муниципального образования, необходимо отметить, что неналоговые доходы приобретают все большее значение для местных бюджетов. В частности, за последние годы было продано 18 тысяч  квадратных метров. Именно поэтому Департамент по финансам, бюджету и контролю по Новороссийску рекомендовал продавать только то имущество, которое не приносит доход и требует капитальных затрат на ремонт и содержание. В соответствии с п. 3 ст. 11 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 функции по организации  продажи приватизируемого федерального имущества предоставлены Федеральному агентству по управлению государственным  имуществом

Широко используются в  муниципальном образовании договоры аренды. За последние годы они были заключены на 47 тысяч квадратных метров из 578 тысяч квадратных метров площади муниципальных помещений. Остальную площадь занимают бесплатно  муниципальные предприятия, учреждения, федеральные структуры.

Некоторые арендаторы нелегально сдают площади, которые им достались  бесплатно, в аренду коммерческим организациям. Задача Комитета - выявить такие "свободные" площади и сдавать их в аренду. Комитет предлагает также извлекать  доход в местный бюджет, высвобождая  дополнительные площади, которые изымаются  у нерентабельных муниципальных  предприятий. В частности, были приняты  постановления о ликвидации двух неэффективных МУПов ("Такси-Сигнал" и "Комфортные услуги").

В последние годы более 70 тысяч квадратных метров площади  муниципальных помещений переданы в безвозмездное пользование  федеральным и краевым структурам. Если перевести их на арендные условия и взимать за квадратный метр арендуемой площади хотя бы по минимальной ставке (21 рубль), то новороссийская казна будет получать ежемесячный доход, равный 1,1 миллиона рублей, который можно направить на решение вопросов местного значения. [2,с.33]

В результате проведенного анализа  можно выделить следующие задачи экономического механизма эффективного управления муниципальной собственностью:

создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов;

совершенствование экономических  условий для развития малого и  среднего предпринимательства;

финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов посредством  предоставления ресурсов города и различных  льгот;

формирование благоприятных  условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и  для создания конкурентоспособной  продукции и услуг;

координация деятельности предприятий, связанных технологическими цепочками;

поддержка отечественного производителя  в соответствии с финансовыми  возможностями города;

стимулирование внутренних преобразований на предприятиях, необходимых  для успешной работы в условиях рыночной экономики;

использование долей (пакетов  акций), находящихся в собственности  города, как эффективного средства управления хозяйствующими субъектами и источника доходов города.

2. Особенности процесса принятия управленческих решений на муниципальном уровне.

 

Муниципальное управление обладает определенной спецификой управления и принятия решений, предполагается осуществление управляющих воздействий субъектом (население, органы местного самоуправления) на объект управления (муниципальное образование).

Сами субъекты определяются как источники и причины субъективности решений местного самоуправления

Сами особенности муниципального управления определяются особенностями  муниципального образования, как объекта  управления, и муниципального управления как вида деятельности по управлению

Как правило само муниципальное управление, в прочем как и другие виды управления, производится воздействием на те характеристики которые можно изменить. И включает в себя изучения и анализ создавшейся ситуации, выявление проблем, определение цели, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, а также контроль их реализации.

Но существуют особенности  принятия  и реализации решений  в управлении муниципальным образованием:

-необходимость учета мнений разноплановых групп обществ муниципального образования в процессе подготовки управленческих решений;

-самые важные решения принимаются коллегиально, на основании федерального законодательства и уставам муниципальных образований

- необходимость создания определенного механизма для создания взаимоотношений между органами местного самоуправления (глава муниципального образования —представительный орган —администрация);

-наличие, помимо обычных видов контроля реализуемых управленческих решений, дополнительной формы контроля —общественного.

Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и  более эффективный контроль их исполнения, а их нарушение приводит к сбоям  в системе муниципального управления, вызывая конфликты между ветвями  муниципальной власти и недовольство населения. [2,с.23]

Технология управленческого  решения проблем муниципального образования включает три этапа:

-подготовку,

-принятие

-и выполнение управленческих решений .

Эффективность социального  управлениязависит от соблюдения всех требований на каждом из этапов. Для управления социальными процессами необходимы социальные цели и нормы, в соответствии с которыми и будут оказываться целенаправленные воздействия.

Таким образом, социальные проблемы непосредственно побуждают к  разработке и принятию новых управленческих решений. Они связаны с различными отклонениями фактического состояния  управляемой подсистемы от планируемого, а также с изменениями механизма  функционирования системы в целом. При этом если характер и частота  каких-либо отклонений и изменений  оказываются не случайными, а проявляются  последовательно, это может рассматриваться  как свидетельство несовершенства данной системы.

Информация о работе Особенности принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью