Управление муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:22, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, объектов, относящиеся к муниципальной собственности, средств местного бюджета, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика права муниципальной собственности 7
1.1. Понятие и признаки права муниципальной собственности. Законодательное и муниципальное регулирование отношений по поводу муниципальной собственности 7
1.3. Правовые ограничения по составу собственности муниципальных образований 15
1.4. Правовое регулирование возникновения и прекращения права муниципальной собственности 21
1.5. Регистрация и учет объектов муниципальной собственности 33
Глава 2. Особенности регулирования права муниципальной собственности на отдельные виды имущества 37
2.1. Классификация объектов права муниципальной собственности. 37
2.2. Право муниципальной собственности на землю 40
2.3. Право муниципальной собственности на объекты инфраструктуры и объекты культуры 50
3. Организация правового обеспечения управления муниципальной собственностью на примере МО Судромское сельское поселение 56
3.1. Административная организация Вельского района Архангельской области. Характеристика Судромского сельского поселения 56
3.3. Нормативно-правовое обеспечение управления муниципальной собственностью в МО «Судромское» 61
3.5. Характеристика муниципальной собственности МО «Судромское». 68
заключение 74
Библиографический список 83
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3. 99

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ черн.doc

— 583.00 Кб (Скачать документ)

содержание

 

Введение

 

     Муниципальная собственность - это огромный имущественный комплекс, в который входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее. Муниципальные образования осуществляют полномочия собственника в своих интересах. Муниципальным образованием является такое образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

     Субъектами  права муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами трех видов:

  • представительными (выборными органами);
  • органами местного самоуправления;
  • муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

     К объектам права муниципальной собственности относятся: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также другое движимое и недвижимое имущество1.

     Особенности муниципального имущества:

  • муниципальное имущество подобно государственному делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, другая — составляет казну муниципального образования, включающую средства местного бюджета и иное муниципальное имущество;
  • среди объектов муниципальной собственности есть и такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
  • объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, иначе говоря, имеют целевой характер2.

     Проблема  самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении.

     Актуальность  темы подтверждается тем, что муниципальная  собственность играет важнейшую роль в механизме регулирования социально-экономических отношений на территориях муниципальных образований. Однако современное состояние муниципальной собственности оставляет желать лучшего: муниципальные предприятия в основном убыточны; учреждения — высокозатратны; местные бюджеты в большинстве своем дотационны; обеспечение населения некоторыми видами услуг объектов муниципальной собственности, как правило, ниже социальных стандартов. Следовательно, объективно назрела необходимость совершенствования системы муниципальной собственности и механизма управления ею.

     Правовое  регулирование муниципальной собственности  в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,  Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ3.

     Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной  собственности в Российской Федерации, объектов, относящиеся к муниципальной собственности, средств местного бюджета,   а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.

     Задача  муниципального управления, профессионально  действуя в экономическом пространстве муниципальной системы, обеспечить на своей территории развитие и успешное функционирование социально-экономической системы.

     Объектом  исследования является муниципальное образование «Судромское».

     Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ литературных источников по данной теме.
  2. Закрепление теоретических знаний.
  3. Характеристика Судромского сельского поселения.
  4. Анализ правового обеспечения управления муниципальной собственностью на примере МО «Судромское».

     Дипломная работа состоит из трех глав:

     Общая характеристика права муниципальной собственности.

       Теоретические основы управления человеческим потенциалом предприятия.

     Особенности регулирования права муниципальной  собственности на отдельные виды имущества.

     Организация правового обеспечения управления муниципальной собственностью на примере МО Судромское сельское поселение.

     Для достижения поставленной цели необходимо использовать следующие методы: анализ законодательства в области регулирования прав муниципальной собственности, наблюдение, обзор литературы по данной теме.

     В результате исследования необходимо рассмотреть  систему правового обеспечения управления муниципальной собственностью в МО «Судромское», обозначить основные проблемы, преодоление которых позволит повысить эффективность использования муниципальной собственности. А так же сформулировать рекомендации по решению этих проблем.

 

     

    Глава 1.  Общая  характеристика права муниципальной собственности

     1.1. Понятие и признаки права муниципальной собственности. Законодательное и муниципальное регулирование отношений по поводу муниципальной собственности

 

     В Российской Федерации признается и  гарантируется местное самоуправление. Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения4.

     Конституция Российской Федерации, признавая и  гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия  местного самоуправления. Это находит свое выражение, прежде всего в:

  • признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности;
  • праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью5.

     Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Под муниципальным образованием понимается – городское или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

     Муниципальные образования имеют определенное имущество, принадлежащее им на праве собственности. И эта собственность рассматривается как муниципальная собственность. Право муниципальной собственности в объективном смысле есть совокупность юридических норм, закрепляющих общественные отношения по присвоению материальных благ, средств производства и предметов потребления. Право муниципальной собственности в субъективном смысле ест реальная возможность субъектов муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом в пределах, установленных законом.

     Содержанием права муниципальной собственности  являются правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Свои правомочия собственник осуществляет в соответствии с законом, не нарушая прав и законных интересов других лиц и государства, не причиняя вреда окружающей среде. Так как органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, осуществление правомочий собственника муниципального образования органами государственной власти и должностными лицами не допускается6.

     Муниципальная собственность как один из элементов  экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса муниципального образования, но и его целевое назначение.

     Конституция РФ установила, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Аналогичное положение закреплено и ГК РФ. Статьями 71-73 Конституции РФ определены предметы ведения, в том числе в области экономических отношений и регулирования вопросов собственности, Российской Федерации и субъектов РФ, а статьями 130 и 132 вопросы, решаемые  посредством местного самоуправления7.

     Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, является самым  важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является международным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших.

     Европейская хартия местного самоуправления была открыта для подписания государствами – членами Совета Европы 15 октября 1985 г. и вступила в законную силу 1 сентября 1988 г. Почти все страны – участницы Совета Европы подписали Хартию, 44 из них ее ратифицировали8.

     Хартия  ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ. Хартия обязывает государства закрепить во внутреннем законодательстве и применять на практике совокупность юридических норм, гарантирующих политическую, административную и финансовую независимость муниципальных образований9.

     Рассмотрим  основные положения законодательства РФ, связанные с регулированием отношений по поводу муниципальной собственности.

     Особенностью  отношений, связанных с публичной  собственностью, является их правовое регулирование, без которого даже грамотное распределение правомочий собственника между действующими от его имени органами не позволит обеспечить интересов публичного образования. Конституцией Российской Федерации установлены основы правового положения муниципальной собственности и владения, пользования, распоряжения ею10.

     Непосредственное  законодательное регулирование  в сфере отношений собственности  осуществляется Гражданским кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

     Вопросы муниципальной собственности регулируются также федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности устанавливаются федеральным законом. Специальный закон по данным вопросам не принят. При этом надо отметить, что соответствующие нормы могут быть включены и в ГК РФ. До введения специальных норм по названным вопросам следует руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства11.

     Собственником муниципального имущества является муниципальное образование, однако реализуются его правомочия органами местного самоуправления. Это требует  установления для данных органов муниципальными правовыми актами специальных правил осуществления от имени муниципального образования правомочий собственника муниципального имущества12.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью