Управление муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:22, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, объектов, относящиеся к муниципальной собственности, средств местного бюджета, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика права муниципальной собственности 7
1.1. Понятие и признаки права муниципальной собственности. Законодательное и муниципальное регулирование отношений по поводу муниципальной собственности 7
1.3. Правовые ограничения по составу собственности муниципальных образований 15
1.4. Правовое регулирование возникновения и прекращения права муниципальной собственности 21
1.5. Регистрация и учет объектов муниципальной собственности 33
Глава 2. Особенности регулирования права муниципальной собственности на отдельные виды имущества 37
2.1. Классификация объектов права муниципальной собственности. 37
2.2. Право муниципальной собственности на землю 40
2.3. Право муниципальной собственности на объекты инфраструктуры и объекты культуры 50
3. Организация правового обеспечения управления муниципальной собственностью на примере МО Судромское сельское поселение 56
3.1. Административная организация Вельского района Архангельской области. Характеристика Судромского сельского поселения 56
3.3. Нормативно-правовое обеспечение управления муниципальной собственностью в МО «Судромское» 61
3.5. Характеристика муниципальной собственности МО «Судромское». 68
заключение 74
Библиографический список 83
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3. 99

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ черн.doc

— 583.00 Кб (Скачать документ)

     Гражданское законодательство РФ регулирует вопросы  формирования имущественного комплекса муниципальных образований. Право муниципальной собственности возникает по различным не запрещенным законом основаниям. В отличие от частной собственности, право муниципальной собственность может возникнуть в процессе разграничения, передачи общегосударственной собственности. С вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ формирование муниципальной собственности осуществлялось также за счет перераспределения публичной собственности между уровнями власти, а для районов и поселений также в процессе разграничения собственности муниципальных образований иного типа.

     В дальнейшем формирование муниципальной  собственности может идти путем  создания новых объектов собственности, приобретения на основании различных  допускаемых законодательством сделок, приобретения на основании приобретательной давности; получения в дар, принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов и другими законными способами, в том числе путем принудительного изъятия для муниципальных нужд в судебном порядке земельных участков Основания прекращения права собственности также определяются ГК РФ. Согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при:

  • отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
  • отказе собственника от права собственности;
  • гибели или уничтожении имущества;
  • утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом, в частности при обращении взыскания на имущество.

     Безвозмездное отчуждение муниципального имущества  в частную собственность ограничено. Безвозмездно приватизируются гражданами занимаемые или забронированные  ими жилые помещения в государственном  и муниципальном жилищном фонде. Безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях осуществляется передача культовых зданий и сооружений и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения.  Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. Нормативное введение и соблюдение процедур по распоряжению собственностью, является гарантией населению, что муниципальная собственность будет служить стратегическим целям муниципального образования, а ее приватизация не ущемит интересов местного сообщества. Законом о приватизации установлено, что государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Исходя из этого, при проведении приватизации существенной может быть нормативная цена.

     Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами («Об общих принципах МСУ», «О финансовых основах МСУ», «О приватизации государственной и муниципальной собственности»). Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальной собственностью, а также принципы и способы использования муниципальной собственности.

     Право муниципальной собственности распространяется на следующие объекты:

     1. Недвижимое имущество (недвижимость):

     а) земля (земельные участки);

     б) объекты, неразрывно связанные с землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты растительного мира;

     в) здания, сооружения, помещения;

     г) иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам  имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания).

     2. Движимое имущество:

     а) вещи, входящие в состав основных и  оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и др.);

     б) деньги и ценные бумаги.

     3. Квази-вещи:

     а) доли (паи) в уставных капиталах коммерческих юридических лиц (хозяйственных  товариществ и обществ, производственных кооперативов);

     По  правовому режиму все объекты  муниципальной собственности разделяются  на имущество муниципальной казны и имущество муниципальных предприятий и учреждений.

     Объектом  исследования является муниципальное  сельское поселение «судромское». Муниципальное образование "Судромское" является муниципальным образованием, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, находится на территории Вельского муниципального района Архангельской области и наделено законом Архангельской области статусом сельского поселения.

     В состав муниципального образования «Судромское» входят территории деревень Горы, Ивановская, Коллектив, Луневская, Пайтовская, Прилуки и поселков Важская Запань, Иванское, Погост.

     Административным  центром Судромского сельского  поселения является поселок Погост.

     В систему муниципальных нормативных правовых актов Судромского сельского поселения включаются Устав Судромского сельского поселения, решения, принятые на местном референдуме Судромского сельского поселения, муниципальные нормативные правовые акты органов и выборных должностных лиц местного самоуправления Судромского сельского поселения.

     Нормативные правовые акты Российской Федерации, которые составляют основу правового регулирования отношений муниципальной собственности в нашей стране следующие:

     Конституция Российской Федерации;

     Гражданский Кодекс Российской Федерации;

     ФЗ  от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

     ФЗ  от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации»;

     ФЗ  от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

     Основу  правового регулирования отношений  муниципальной собственности на муниципальном уровне составляют следующие нормативные правовые акты:

     Устав муниципального образования «Судромское» от  04.05.2010   г.

     Положение о порядке предоставления земельных  участков, находящихся в границах территории МО «Вельский район», утвержденное решением XIX сессии Собрания депутатов  МО «Вельский муниципальный район» третьего созыва от  13.09.2006г.  № 301

     В соответствии с этим положением сельское поселение «Судромское»:

  • обеспечивает прием заявлений от участников земельных отношений;
  • принимает участие в формировании материалов инвентаризации земель, установлении границ земель поселений;
  • утверждает проект границ земельных участков;
  • ведет учет и контролируют поступление арендной платы за земельные участки, предоставленные гражданам на соответствующих территориях;
  • ведет учет землепользователей;
  • подготавливает проекты договоров аренды с физическими лицами;
  • готовит проекты постановлений о предоставлении земельных участков, о прекращении права аренды, продлении срока аренды, заключении договоров аренды ранее предоставленных земельных участков, за исключением случаев, когда земельный участок расположен в границах территорий, подведомственным двум и более муниципальным образованиям.

     Положение о порядке владения, пользования  и распоряжения имуществом, принадлежащим  на праве собственности муниципальному образованию «Судромское».

     Закон Архангельской области от 23 сентября 2004 года N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской  области в сфере правового  регулирования организации и  осуществления местного самоуправления"

     В Архангельской области и в Вельском районе, в частности, формирование муниципальной собственности проходило способами, характерными для Российской Федерации в целом. Наряду с реформированием политической и экономической систем в стране после распада СССР имела место также реформа местного самоуправления. В период реформы МСУ формирование муниципальной собственности происходило за счёт:

  • муниципальной собственности, имеющейся на момент создания МО «Судромское» (2006 год);
  • объектов государственной собственности, переданных на безвозмездной основе в муниципальную собственность для осуществления полномочий МСУ;
  • безвозмездной передачи находящихся в государственной собственности предприятий, включая акции приватизированных предприятий, расположенных на территории МО;
  • приобретения собственности и создание муниципальных предприятий засчёт собственных или заёмных средств;
  • имущества на территории МО, не имеющего собственника.

     От  имени Судромского сельского  поселения права собственника  осуществляют Совет депутатов Судромского  сельского поселения, глава Судромского сельского поселения и администрация Совершение сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение объектов, находящихся в муниципальной собственности Судромского сельского поселения, в частную собственность осуществляется только в порядке и на условиях, определенных законами о приватизации и решениями  Совета депутатов. Администрация Судромского сельского поселения ведет реестр муниципального имущества. Отчет об изменениях в реестре муниципального имущества представляется  Совету депутатов Судромского сельского поселения одновременно с представлением ежегодного отчета об исполнении бюджета.

     На  дату реорганизации - 2006 год в муниципальной  собственности МО «Судромское» учитывалось:

  • здание администрации;
  • транспортные средства – 11 + 4шт.;
  • жилищный фонд социального использования   - 80 жилых домов;
  • нежилой фонд - 7 нежилых зданий;
  • объекты инженерной инфраструктуры (тепловые, канализационные, водопроводные, электрические сети) - 34 сетей.

     Последние несколько лет в МО «Судромское» продолжена работа по уточнению состава муниципальной собственности: проведена инвентаризация сетей уличного освещения и жилищного фонда. За 2008 год в муниципальную собственность принято 10 жилых зданий, нежилые помещения.

     Анализ  муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов местного самоуправления МО «Судромское» по участию в управлении муниципальной собственностью.

     Рассмотрение  муниципальной собственности МО «Судромское» показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным и при этом она находится в надлежащем, пригодном для эксплуатации состоянии.

     Органы МСУ (Судромский Совет депутатов, Администрация и глава сельского поселения) в процессе управления муниципальной собственностью занимаются решением основных вопросов. Ими осуществляются функции в области планирования, экономики, управления имуществом и финансами. Участвуя в управлении объектами муниципальной собственности на своей территории. Действуя на конкретной ограниченной территории, они являются довольно осведомлёнными по вопросам управления муниципальным имуществом, лучше видят обстановку. Именно они олицетворяют саму идею местного самоуправления – самоуправление на местах намного эффективнее ввиду лучшего видения ситуации.

     Для наиболее эффективного использования муниципальной собственности предлагаем следующие рекомендации:

  • подготовка кадров в сфере муниципального управления;
  • внедрение в сферу управления муниципальной собственностью системы управление по «слабым сигналам» населения как элемента демократии «на местах», что даёт возможность наладить более конструктивные отношения с населением.

     Наиболее  сложной проблемой остаётся обслуживание ветхого и аварийного жилищного  фонда и коммунального хозяйства (а также других аварийных объектов: дороги и пр.). Очевидно, что в сложившейся ситуации без помощи федерального или областного бюджетов не обойтись.

     Исходя  из представленного здесь анализа, можно констатировать – задачи, стоящие перед автором работы, выполнены, что позволяет нам говорить о достижении цели дипломного проекта. В заключение, стоит отметить, что тема дипломного проекта является довольно широкой: в рамках дипломного проекта не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое поле для исследования проблем управления муниципальной собственностью.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью