Управление муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:22, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, объектов, относящиеся к муниципальной собственности, средств местного бюджета, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика права муниципальной собственности 7
1.1. Понятие и признаки права муниципальной собственности. Законодательное и муниципальное регулирование отношений по поводу муниципальной собственности 7
1.3. Правовые ограничения по составу собственности муниципальных образований 15
1.4. Правовое регулирование возникновения и прекращения права муниципальной собственности 21
1.5. Регистрация и учет объектов муниципальной собственности 33
Глава 2. Особенности регулирования права муниципальной собственности на отдельные виды имущества 37
2.1. Классификация объектов права муниципальной собственности. 37
2.2. Право муниципальной собственности на землю 40
2.3. Право муниципальной собственности на объекты инфраструктуры и объекты культуры 50
3. Организация правового обеспечения управления муниципальной собственностью на примере МО Судромское сельское поселение 56
3.1. Административная организация Вельского района Архангельской области. Характеристика Судромского сельского поселения 56
3.3. Нормативно-правовое обеспечение управления муниципальной собственностью в МО «Судромское» 61
3.5. Характеристика муниципальной собственности МО «Судромское». 68
заключение 74
Библиографический список 83
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3. 99

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ черн.doc

— 583.00 Кб (Скачать документ)

     Учет  муниципального имущества – функция  управления, заключающаяся в получении, регистрации, накоплении, обработке информации об объектах муниципальной собственности, их использовании, движении, состоянии и т.д. Так как органы местного самоуправления не являются собственниками имущества, они должны проводить учет объектов муниципальной собственности, которой они управляют от имени собственника, для обеспечения контроля собственником состояния имущества и управления им48.

     Существуют  различные виды учета: оперативный, бухгалтерский, статистический. Оперативный учет – наблюдение, измерение, регистрация, первичная обработка и обобщение исходной информации, необходимой для оперативного управления (не путать с правовым режимом собственности!). Ведение бухгалтерского учета в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении обязательно. Осуществление бухгалтерского учета регулируется нормами специального законодательства о бухгалтерском учете49.

     Статистический  учет использует результаты оперативного и бухгалтерского учета и данные специально проводимых обследований. Официальный статистический и бухгалтерский учет в соответствии со ст. 71 Конституции РФ отнесены к ведению Российской Федерации. Учет, осуществляемый в целях управления, могут проводить все собственники и организации. К полномочиям органов местного самоуправления ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ отнесена организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.

     Статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом. В данной норме речь идет об официальном бухгалтерском и статистическом учете, регулируемых нормами специальных законов. В данных актах не предусматриваются особенности учета объектов муниципальной собственности, связанных с правовым положением публичной собственности. Такие особенности должны быть урегулированы50.

     Кроме официального учета с использованием утвержденных форм официальной отчетности, в целях управления собственностью органы местного самоуправления могут применять и собственные правила учета объектов муниципальной собственности, в том числе по различным основаниям51.

 

Глава 2. Особенности  регулирования права муниципальной собственности на отдельные виды имущества

     2.1. Классификация объектов  права муниципальной  собственности.

 

     Классификация объектов права муниципальной собственности  может быть представлена следующим  образом. Право муниципальной собственности распространяется на следующие объекты:

     1. Недвижимое имущество (недвижимость):

     а) земля (земельные участки);

     б) объекты, неразрывно связанные с  землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты  растительного мира;

     в) здания, сооружения, помещения, иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания).

     2. Движимое имущество:

     а) вещи, входящие в состав основных и оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и др.); б) деньги и ценные бумаги.

     3. Квази-вещи:

     а) доли (паи) в уставных капиталах коммерческих юридических лиц (хозяйственных  товариществ и обществ, производственных кооперативов);

     Юридическая характеристика объектов права муниципальной  собственности означает, прежде всего, исследование особенностей их правового режима. Это понятие достаточно давно вошло в обиход юридической науки, но, к сожалению, не получило глубокого анализа52.

     По  правовому режиму все объекты  муниципальной собственности разделяются  на имущество муниципальной казны и имущество муниципальных предприятий и учреждений. Объекты муниципальной собственности по правовому режиму объединяются в различные фонды, существующие как в натуральной, так и денежной форме. К числу первых относятся муниципальный жилищный фонд, муниципальный фонд нежилых помещений, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; муниципальный музейный фонд и др. Примерами второго рода являются муниципальные бюджетные и внебюджетные фонды. Право муниципальной собственности как разновидность права публичной собственности реализуется в первую очередь по отношению к такой совокупности объектов, как фонды муниципального имущества, путем установления их правового режима, управления (распределения и перераспределения), контроля за их использованием и охраной (защитой) прав собственности на это имущество53.

     В составе муниципальной казны  необходимо различать денежные средства муниципального бюджета и иное имущество (как движимое, так и недвижимое), не закрепленное на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления за каким-либо предприятием либо учреждением.

     К числу важнейших видов такого имущества относятся муниципальные  земли, жилищный и нежилой фонд; объекты  городской инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, денежные средства внебюджетных муниципальных фондов и другие вещи, чей правовой режим не позволяет считать их объектами права хозяйственного ведения либо права оперативного управления муниципальных предприятий или учреждений. Оперативное управление такими объектами осуществляют органы местного самоуправления54.

     В составе распределенного муниципального имущества, во-первых, следует назвать  имущество (основные и оборотные  средства) жилищно-эксплуатационных, ремонтно-строительных, транспортных и иных муниципальных предприятий, осуществляющих обслуживание, эксплуатацию, содержание или ремонт вышеуказанных объектов муниципальной собственности. Во-вторых, в составе этой группы объектов нужно назвать имущество муниципальных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также муниципальных предприятий, обеспечивающих их работу (оптовой торговли, заготовительных, ремонтно-строительных, переработки и хранения и др.). В-третьих, имущество муниципальных учреждений здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

     ГК  РФ допускает возможность закрепления  отдельных объектов в исключительной собственности муниципальных образований (п. 3 ст. 212 ГК). Однако какого-либо закона по вопросу об исключительных объектах муниципальной собственности до сих пор не принято. Хотя определенные шаги в этом направлении предпринимаются, что свидетельствует о действительной значимости этой проблемы. Так, например, был принят закон о сохранении статуса муниципальных учреждений и объявлении моратория на их приватизацию. Этим нормативным актом была запрещена приватизация образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры.

     Право муниципальной собственности предполагает включение объекта в перечень (реестр) муниципальной собственности. Это было предусмотрено распоряжением  Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп, утвердившим Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, исходя из интересов местного населения. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

     Основанием  для включения (исключения из реестра) выступают также акты органов  государственной власти и управления Российской Федерации и субъекта Федерации, решения судов. Право собственности на муниципальное недвижимое имущество, а также ограничения и обременения этого права (ипотека, аренда, арест) подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним55.  

     2.2. Право муниципальной собственности на землю

 
 

     Органы  местного самоуправления владеют, пользуются, распоряжаются муниципальными землями  и другими природными ресурсами  в интересах развития муниципального образования и социально-экономических  интересов его граждан.

     В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • право муниципальной  собственности  на  которые  возникло  при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям,  установленным  гражданским законодательством.

     В муниципальной собственности могут  находиться непредоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ о разграничении государственной собственности на землю. В собственность муниципальных образований  для  обеспечения их  развития могут безвозмездно передаваться земли,  находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

     В субъектах РФ - городах федерального значения Москве  и Санкт-Петербурге  земельные  участки  в муниципальную собственность при  разграничении  государственной собственности на землю не передаются56.

     Органы  местного самоуправления или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр.

     К полномочиям органов  местного  самоуправления  в  области земельных  отношений относятся изъятие,  в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд,  установление, с  учетом требований    законодательства    Российской    Федерации,   правил землепользования  и  застройки  территорий  городских  и  сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования  и  охраны  земель,  а также  иные  полномочия  на  решение  вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

     Органами  местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками,  находящимися в муниципальной собственности. Землевладение бессрочное (постоянное) и временное пользование земельными участками и их аренда являются платными. За земельные участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог. Механизм возникновения муниципальной собственности на землю включает в себя три источника формирования муниципальной собственности, которые можно обозначить как публично-правовые (т.е. присущие муниципалитетам как публично-правовым образованиям)57.

     Первый  источник — это разграничение некогда единой государственной собственности на землю с выделением федеральных и муниципальных земель. Итоги данной процедуры закреплены в п. 3 ст. 37 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», а также в Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Последний нормативный правовой акт не был напрямую посвящен вопросам муниципальной собственности на земельные участки, однако определял перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых в федеральную, региональную и муниципальную собственность, что впоследствии стало основанием для закрепления и соответствующих земельных участков58.

     Непосредственный же механизм разграничения государственной собственности на землю и выделения из ее состава муниципальной собственности был прописан в Федеральном законе от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Предусмотренная данным Законом процедура составления перечней земельных участков, на которые должно было возникать право соответствующей публичной собственности, грозила растянуться на несколько десятилетий, причем однозначных критериев распределения всех земельных участков в Законе не содержалось. Например, было неясно, в собственность какого уровня должны попасть городские леса или земли общего пользования59.

     ЗК  РФ, принятый в октябре 2001 года, построен на презумпции, что разграничение государственной собственности на землю уже состоялось. Это было далеко не так в 2001 году, и даже по состоянию дел на начало 2009 года нельзя сказать, что процедура разграничения государственной собственности подходит к концу60. Такое несоответствие законодательной презумпции правовой реальности было необходимо устранить. Для этого в апреле 2006 года в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли61.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью