Управление муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:22, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, объектов, относящиеся к муниципальной собственности, средств местного бюджета, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика права муниципальной собственности 7
1.1. Понятие и признаки права муниципальной собственности. Законодательное и муниципальное регулирование отношений по поводу муниципальной собственности 7
1.3. Правовые ограничения по составу собственности муниципальных образований 15
1.4. Правовое регулирование возникновения и прекращения права муниципальной собственности 21
1.5. Регистрация и учет объектов муниципальной собственности 33
Глава 2. Особенности регулирования права муниципальной собственности на отдельные виды имущества 37
2.1. Классификация объектов права муниципальной собственности. 37
2.2. Право муниципальной собственности на землю 40
2.3. Право муниципальной собственности на объекты инфраструктуры и объекты культуры 50
3. Организация правового обеспечения управления муниципальной собственностью на примере МО Судромское сельское поселение 56
3.1. Административная организация Вельского района Архангельской области. Характеристика Судромского сельского поселения 56
3.3. Нормативно-правовое обеспечение управления муниципальной собственностью в МО «Судромское» 61
3.5. Характеристика муниципальной собственности МО «Судромское». 68
заключение 74
Библиографический список 83
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3. 99

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ черн.doc

— 583.00 Кб (Скачать документ)

     Для решения вышеназванных вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, часть из которых может быть передана по соглашению органам местного самоуправления муниципального района. Передача вопросов местного значения законодательством не допускается26.

     Более того, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  установлено, что правомочия муниципального собственника имущества унитарного предприятия не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту РФ или иному муниципальному образованию. Таким образом, по соглашению между поселениями и муниципальными районами не могут передаваться полномочия по учреждению муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Следовательно, соответствующее имущество не может находиться в муниципальной собственности района. Аналогичные нормы содержатся в названном законе и в отношении передачи правомочий собственника государственного имущества. Правомочия собственника имущества федерального унитарного предприятия не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту РФ или муниципальному образованию. Правомочия собственника имущества унитарного предприятия субъекта РФ не могут быть переданы субъектом РФ ни Российской Федерации, ни иному субъекту РФ, ни муниципальному образованию27.

     Нахождение в собственности муниципального образования имущества, необходимого для осуществления переданных по соглашению полномочий органов местного самоуправления иного типа муниципальных образований, вряд ли можно считать обоснованным. Дело в том, что, в отличие от передачи отдельных государственных полномочий, которая может осуществляться на постоянной основе, передача полномочий между органами местного самоуправления различных типов МО всегда строго ограничена по срокам. Исходя из этого, по истечении срока передачи полномочий имущество становится не соответствующим требованиям ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ и подлежит на основании положений ГК РФ отчуждению в течение года с момента прекращения действия соглашения. При этом законодательно не установлена обязанность органов местного самоуправления передать имущество обратно в собственность того муниципального образования, чьи полномочия осуществлялись. В результате муниципальное образование может быть лишено экономической основы реализации своих ранее переданных по соглашению полномочий. Гораздо логичнее передавать соответствующее имущество, необходимое для реализации переданных по соглашению полномочий, во временное пользование другому муниципальному образованию28.

     Органы  местного самоуправления не вправе создавать  муниципальные учреждения для осуществления  отдельных переданных государственных  полномочий, так как переданные государственные полномочия могут осуществляться только местной администрацией29.

     1.4. Правовое регулирование возникновения и прекращения права муниципальной собственности

 

     Гражданское законодательство РФ регулирует вопросы формирования имущественного комплекса муниципальных образований. Право муниципальной собственности возникает по различным не запрещенным законом основаниям. В отличие от частной собственности, право муниципальной собственность может возникнуть в процессе разграничения, передачи общегосударственной собственности. Первичное формирование муниципальной собственности происходило на основе разграничения общегосударственной собственности и началось до принятия новой Конституции Российской Федерации.

     С вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ формирование муниципальной собственности осуществлялось также за счет перераспределения публичной собственности между уровнями власти, а для районов и поселений также в процессе разграничения собственности муниципальных образований иного типа.

     Порядок разграничения и перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями установлен федеральным законодательством, в частности, ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ. и ст. 154 (части 11 и 11.1) Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Право собственности на недвижимые вещи при передаче и разграничении имущества в указанных случаях возникает не с момента государственной регистрации недвижимого имущества, а с момента, установленного органами государственной власти при принятии решения о передаче или разграничении имущества между публично-правовыми образованиями. Основанием возникновения права собственности является соответствующее решение органов государственной власти30.

     Муниципальное образование, имущество которого передано иному муниципальному образованию в процессе разграничения собственности несет субсидиарную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.

     В дальнейшем формирование муниципальной  собственности может идти путем  создания новых объектов собственности, приобретения на основании различных допускаемых законодательством сделок, приобретения на основании приобретательной давности; получения в дар, принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов и другими законными способами, в том числе путем принудительного изъятия для муниципальных нужд в судебном порядке земельных участков31.

     Основания прекращения права собственности  также определяются ГК РФ. Согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при:

  • отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
  • отказе собственника от права собственности;
  • гибели или уничтожении имущества;
  • утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом, в частности при обращении взыскания на имущество.

     При этом Гражданский кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень случаев принудительного изъятия имущества у собственника. Это важно знать, в том числе и для понимания обязанностей и пределов полномочий действующих от имени муниципального образования органов местного самоуправления. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц (приватизация)32.

     Принудительное  изъятие у собственника имущества  не допускается, кроме случаев, когда  по основаниям, предусмотренным законом, производятся (в отношении муниципальных образований):

  • обращение взыскания на имущество по обязательствам;
  • отчуждение (возмездное) имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
  • отчуждение (возмездное) недвижимого имущества в связи с изъятием участка;
  • выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;
  • выплата стоимости доли в праве долевой собственности при невозможности выдела доли в натуре.

     В соответствии с п. 1 ст. 126 Гражданского кодекса РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, за исключением имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Это может привести при невыполнении обязательств муниципального образования к утрате объектов муниципальной собственности33.

     Обращение взыскания на муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, возможно при неисполнении обязательств данным хозяйствующим субъектом, его банкротстве34.

     Особенности приобретения и прекращения права  собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им, в том числе и невозможность обращения взыскания, в зависимости от того, находится имущество в частной либо государственной или муниципальной собственности могут устанавливаться, как это определено ст. 212 Гражданского кодекса РФ, лишь законом. В настоящее время в ряде федеральных законов имеются указания на такие виды объектов (о недрах, Лесной кодекс, Земельный кодекс и некоторые др.), однако их число в муниципальной собственности незначительно.

     Конституционная реформа потребовала введения нового института – приватизации. Это  безвозмездное или возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности  Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц35.

     Безвозмездное отчуждение муниципального имущества  в частную собственность ограничено. Безвозмездно приватизируются гражданами занимаемые или забронированные ими жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде. Безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях осуществляется передача культовых зданий и сооружений и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения.  Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

     За  последние годы в значительной степени  обновилось земельное и приватизационное законодательство РФ. Перед органами местного самоуправления ставятся новые цели и задачи, связанные с расширением сферы действия приватизационных отношений, изменением способов и порядка приватизации муниципальной собственности, а также с введением новых гражданско-правовых, рыночных отношений в сфере землепользования36.

     Часто органы местного самоуправления считают, что приватизация регулируется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и при применении этого термина используют его только в значении, установленном названным законом и по отношению к имуществу, определенному данным законом. Вместе с тем действие вышеназванного федерального закона не распространяется на ряд отношений, возникающих при отчуждении.

     Приватизации  не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских  прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Поэтому данное имущество выводится из сферы регулирования Законом о приватизации. Если Законом о приватизации не урегулированы какие-либо отношения по отчуждению государственного или муниципального имущества, к данным отношениям  применяются нормы гражданского законодательства, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ37.

     Приватизация  жилья регулируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года № 1541-1. Этот закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

     Условия и порядок перехода в частную  собственность земельных участков определяются Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами, законами субъектов РФ38.

     Регламентация федеральными законами порядка и  условий приватизации государственной и муниципальной собственности обусловлена прежде всего тем, что такие отношения носят преимущественно публично-правовой характер и оказывают исключительное влияние на  состояние государственной и муниципальной экономики, и, тем самым, на различные сферы публичных интересов, включая экономическую безопасность государства, а также права и законные интересы различных лиц.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью