Управление муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:22, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, объектов, относящиеся к муниципальной собственности, средств местного бюджета, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика права муниципальной собственности 7
1.1. Понятие и признаки права муниципальной собственности. Законодательное и муниципальное регулирование отношений по поводу муниципальной собственности 7
1.3. Правовые ограничения по составу собственности муниципальных образований 15
1.4. Правовое регулирование возникновения и прекращения права муниципальной собственности 21
1.5. Регистрация и учет объектов муниципальной собственности 33
Глава 2. Особенности регулирования права муниципальной собственности на отдельные виды имущества 37
2.1. Классификация объектов права муниципальной собственности. 37
2.2. Право муниципальной собственности на землю 40
2.3. Право муниципальной собственности на объекты инфраструктуры и объекты культуры 50
3. Организация правового обеспечения управления муниципальной собственностью на примере МО Судромское сельское поселение 56
3.1. Административная организация Вельского района Архангельской области. Характеристика Судромского сельского поселения 56
3.3. Нормативно-правовое обеспечение управления муниципальной собственностью в МО «Судромское» 61
3.5. Характеристика муниципальной собственности МО «Судромское». 68
заключение 74
Библиографический список 83
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3. 99

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ черн.doc

— 583.00 Кб (Скачать документ)

     Муниципальные нормативные правовые акты Совета депутатов Судромского сельского поселения имеют более высокую юридическую силу, чем муниципальные нормативные правовые акты главы Судромского сельского поселения и администрации Судромского сельского поселения.

     Правом  издавать индивидуальные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления в Судромском сельском поселении наделяются:

     Совет депутатов Судромского сельского  поселения – в форме постановлений; глава Судромского сельского поселения – в форме распоряжений главы Судромского сельского поселения и распоряжений администрации «Судромского сельского поселения».  

     Иные  должностные лица и муниципальные  служащие Судромского сельского  поселения издают распоряжения  и приказы  по   вопросам,  отнесенным к их   полномочиям   Уставом муниципального образования «Судромское».  

     Совет депутатов  Судромского сельского  поселения принимает постановления  по вопросам, отнесенным к его компетенции  федеральными законами, Уставом и  законами Архангельской области  и Уставом Судромского сельского  поселения, а также по вопросам организации своей деятельности.

     Глава Судромского сельского поселения  издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, Уставом и законами Архангельской  области, Уставом Судромского сельского  поселения, решениями, принятыми на местном референдуме Судромского сельского поселения, соглашениями, заключенными с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Вельского  муниципального района, а также с органами местного самоуправления Вельского муниципального района, и решениями Совета депутатов Судромского сельского поселения.

     Глава Судромского сельского поселения  как председатель Совета депутатов  Судромского сельского поселения  издает постановления по вопросам организации  деятельности Совета депутатов Судромского сельского поселения.

     Муниципальные индивидуальные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в случаях, предусмотренных федеральными законами, Уставом и законами Архангельской  области, пунктом 4 статьи 24, пунктом 2 статьи 35 Устава Судромского сельского поселения. В этих случаях официальное опубликование (обнародование) осуществляется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) решений Совета депутатов Судромского сельского поселения. Если такие муниципальные индивидуальные правовые акты официально не опубликованы (не обнародованы), они не подлежат исполнению.

     Муниципальные индивидуальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, а  если они подлежат официальному опубликованию (обнародованию) – со дня их официального опубликования (обнародования), если в самих актах не предусмотрено иное. 

     3.3. Нормативно-правовое  обеспечение управления  муниципальной собственностью в МО «Судромское»

 

     Рассмотрим  основные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые составляют основу правового регулирования отношений муниципальной собственности в нашей стране.

     К таким нормативным правовым актам  следует отнести, в первую очередь, следующие:

     Конституция Российской Федерации;

     Гражданский Кодекс Российской Федерации;

     ФЗ  от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

     ФЗ  от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации»;

     ФЗ  от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

     Основной  закон Российской Федерации наряду с другими наиболее важными сферами  жизни общества и государства  регулирует также отношения муниципальной  собственности. В частности, пункт 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации гласит: «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Примечательно, что данным пунктом одновременно упоминается самостоятельное решение вопросов местного значения и право местного самоуправления самостоятельно осуществлять права собственника в отношении муниципальной собственности. Очевидно, что авторы Конституции неспроста увязывают данные вопросы, показывая тем самым, что местное самоуправление наделяется правом самостоятельно управлять муниципальной собственностью (п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации: «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью») для обеспечения самостоятельности в осуществлении местного самоуправления в целом.

     Одним из источников, регулирующих право  муниципальной собственности, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В п. 1 ст. 215 даётся определение муниципальной собственности – «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям». В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности участника гражданских правоотношений, в том числе права собственника могут «органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» (п.2 ст. 125 ГК РФ). Кодекс, кроме того, устанавливает закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями и учреждениями во владении, пользовании и распоряжении. В этой связи возникает такой аспект управления муниципальной собственностью, как её принадлежность муниципальным учреждениям и предприятиям на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. В первом случае предприятие значительно ограничено в осуществлении прав собственности в отношении принадлежащего ему имущества. Оно не вправе как-либо распоряжаться этим имуществом. Также собственник (муниципальное образование), в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ, «имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении». «Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами». Собственник, кроме того, решает широкий круг вопросов, как то создание предприятия, определение предмета и целей его деятельности, реорганизация и ликвидация предприятия (учреждения) и другие. Право оперативного управления даёт более широкие полномочия в отношении принадлежащего предприятию имущества: «казённое предприятие, а также учреждение в отношении закреплённого за ними имущества осуществляют … в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им» (п. 1 ст. 296 ГК РФ). При этом собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое имущество или используемое не по назначению. Важным моментом является то, что муниципальное образование (собственник) не отвечает по своим обязательствам имуществом, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.1 ст. 126 ГК РФ).

     Таким образом, анализ статей Гражданского Кодекса  Российской Федерации, касающихся отношений  муниципальной собственности, показывает, что имущество муниципальных  образований, принадлежащее им на праве собственности, используется не только непосредственно муниципальным образованием через созданные им органы управления. Муниципальное имущество (как основная часть муниципальной собственности) находится в ведении (владении, пользовании) созданных городским или сельским поселением юридических лиц (муниципальных унитарных предприятий и учреждений). При этом главенствующая роль в осуществлении прав собственника остаётся за муниципальным образованием: это хорошо показано в статьях 294 – 296 ГК РФ, где описаны правомочия (и соответствующие ограничения) предприятий и учреждений в отношении принадлежащего им имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Пункт 1 статьи 126 Кодекса (муниципальное образование не отвечает имуществом муниципальных предприятий и учреждений) показывает защищённость, с одной стороны, созданных собственником юридических лиц, а с другой – защищённость самого собственника перед другими участниками гражданских правоотношений, в отношении которых у муниципального образования могут возникать определённые обязательства. В таком случае имущество, переданное учреждению (предприятию) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, сохраняется в собственности за муниципальным образованием не зависимо от долговых или иных обязательств.

     Отношения муниципальной собственности регулируются также действующими Федеральными законами Российской Федерации. Одним из законов, регулирующих финансовые основы местного самоуправления, является Федеральный  закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со статьёй 28 закона, муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления. К тому же – в соответствии со статьёй 6 – владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесены к вопросам местного значения. Также закон отводит большую роль органам местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью» (п. 2 ст. 29).

     Финансовые  основы местного самоуправления регулируются также Федеральным законом от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации». Здесь вопросы управления муниципальной собственностью рассматриваются в разрезе использования муниципального имущества в качестве источника доходов местного бюджета.

     Для наиболее полного изучения правовых основ управления муниципальной собственностью необходимо рассмотреть также Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», так как приватизация, будучи сложным и значительным процессом «возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц» (ст. 1 закона), является довольно значительным аспектом взаимоотношений муниципальных образований (через создаваемые ими органы) с физическими и юридическими лицами, действующими на данной территории и зачастую являющимися собственниками. Покупателями муниципального имущества (по сути – участниками отношений, возникающих в ходе приватизации), в соответствии с пунктом 1 статьи 5 закона, могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и других лиц (в соответствии с законом). Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п.1 ст. 13) предусматриваются следующие способы приватизации муниципального имущества:

  • продажа муниципального имущества на аукционе,
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе,
  • продажа муниципального имущества на конкурсе,
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг,
  • продажа муниципального имущества посредством публичного предложения,
  • продажа муниципального имущества без объявления цены,
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления,
  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество,
  • внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

     Таким образом, приватизацию муниципального имущества можно проводить большим  количеством способов, основная часть  которых сводится к продаже данного  имущества. При этом, приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом (п. 5 ст. 13).

     В систему муниципальных  нормативных правовых актов Судромского  сельского поселения включаются Устав Судромского сельского  поселения, решения, принятые на местном референдуме Судромского сельского поселения, муниципальные нормативные правовые акты органов и выборных должностных лиц местного самоуправления Судромского сельского поселения.

     Устав муниципального образования «Судромское» от  04.05.2010   г.

     Положение о порядке предоставления земельных  участков, находящихся в границах территории МО «Вельский район», утвержденное решением XIX сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» третьего созыва от  13.09.2006г.  № 301

     В соответствии с  этим положением сельское поселение  «Судромское»:

  • обеспечивает прием заявлений от участников земельных отношений;
  • принимает участие в формировании материалов инвентаризации земель, установлении границ земель поселений;
  • утверждает проект границ земельных участков;
  • ведет учет и контролируют поступление арендной платы за земельные участки, предоставленные гражданам на соответствующих территориях;
  • ведет учет землепользователей;
  • подготавливает проекты договоров аренды с физическими лицами;
  • готовит проекты постановлений о предоставлении земельных участков, о прекращении права аренды, продлении срока аренды, заключении договоров аренды ранее предоставленных земельных участков, за исключением случаев, когда земельный участок расположен в границах территорий, подведомственным двум и более муниципальным образованиям.

     Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Судромское».

     Закон Архангельской области от 23 сентября 2004 года N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской  области в сфере правового  регулирования организации и  осуществления местного самоуправления"

     Устав муниципального образования «Судромское» имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов местного самоуправления и по вопросам регулирования муниципальной собственности базируется на положениях  Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это свидетельствует от том, что общие принципы регулирования отношений муниципальной собственности на территории сельского поселения соответствуют прописанным в федеральном законодательстве. Следовательно, особенности управления муниципальной собственностью, присущие данному муниципальному образованию, раскрыть через анализ Устава муниципального образования «Судромское» не представляется возможным. Это возможно при изучении нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов – представительным органом муниципального образования.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью