Средства выражения модальности в немецком языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования – комплексное лингвистическое изучение функционирования лексико-грамматических средств выражения объективной действительности в художественном тексте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
1 Категория модальности в немецком языке и ее роль в предложении…….
1.1 Определение понятия модальности как отношения говорящего к объективной действительности……..……………………………………….
1.2 Виды и подвиды модальности……………… ……………………………
1.3 Сущность объективной, внутрисемантической и субъективной модальности………………………………………………………………….
2 Средства выражения модальности в немецком языке…………………...
2.1 Объективная действительность как один из видов модальности….……..
2.2 Характеристика основных средств выражения отношения к объективной действительности в современном немецком языке……………………….
2.3 Модальные глаголы как одно из языковых средств выражения модальности в современном немецком языке ……………………………………………….
2.4 Модальные члены предложения как средство выражения отношения к объективной действительности …………………………………………….
2.5 Модальное поле предположения в системе категории модальности…….
3 Анализ средств выражения отношения к объективной действительности в текстах художественного стиля ……………………………………………
3.1 Роман Ф. Кафки «Америка» как пример применения в художественном тексте разнообразных средств выражения отношения к объективной действительности……………………..……………………………………..
3.2 Анализ различных средств и способов выражения модальности в контексте их специфики при формировании отношения говорящего к объективной действительности в романе Ф. Кафки «Америка» ……...…
3.2.1 Средства объективной модальности……………………………………….
3.2.2 Модальные глаголы в романе …………………………………………...…
Заключение …………………………………………………………………………60
Список использованных источников……………………………………………...62

Работа состоит из  1 файл

Диплом Зайцева печать.doc

— 374.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………..

 

  1. Категория модальности в немецком языке и ее роль в предложении…….

1.1  Определение понятия модальности как отношения говорящего к объективной действительности……..……………………………………….

    1. Виды и подвиды модальности………………  ……………………………
    2. Сущность объективной, внутрисемантической и субъективной модальности………………………………………………………………….

 

2  Средства выражения модальности  в немецком языке…………………...

2.1  Объективная действительность как один из видов модальности….……..

2.2  Характеристика основных средств выражения отношения  к объективной действительности в современном немецком языке……………………….

2.3  Модальные глаголы как одно из языковых средств выражения модальности в современном немецком языке ……………………………………………….

2.4  Модальные члены предложения как средство выражения отношения к объективной действительности …………………………………………….

2.5  Модальное поле предположения в системе категории модальности…….

3  Анализ средств выражения отношения к объективной действительности в текстах художественного стиля ……………………………………………

3.1  Роман Ф. Кафки «Америка» как пример применения в художественном тексте разнообразных средств выражения отношения к объективной действительности……………………..……………………………………..

3.2  Анализ различных средств и способов выражения модальности в контексте их специфики при формировании отношения говорящего к объективной действительности в романе Ф. Кафки «Америка» ……...…

3.2.1  Средства объективной модальности……………………………………….

3.2.2  Модальные глаголы в романе …………………………………………...…

 

Заключение …………………………………………………………………………60

 

Список использованных источников……………………………………………...62

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В современном  мире межъязыковая коммуникация осложняется  не только несовершенством знания того или иного языка, но и различием в восприятии его единиц как носителями неблизкородственного, так и близкородственного языка; в любом случае происходит столкновение языковых картин мира. Особенно остро данная проблема ощущается при выражении модальности, так как именно эта категория несет в себе отношение к действию и действительности.

Противоречия  и несоответствия при этом неизбежны, поскольку язык является не абстрактной  системой, не материалом для говорения, а субъективной деятельностью, осуществляющей говорение, слушание, письмо и чтение.

В лингвистике  до сих пор не существует единого  мнения относительно проблемы определения  понятия модальности и выделения  ее основных видов. Не вызывает сомнения лишь постоянно растущая значимость этой категории для лингвистики  текста и непосредственно для когнитивной лингвистики, где категория модальности как понятийная категория связана с важными аспектами бытия и его преломлением в сознании и языке. На них наслаиваются оценочные и эмоционально-экспрессивные оттенки смысла, что в свою очередь и создает вариативность тем и смыслов. В системе уровневых единиц начиная с предложения и далее идея авторизуется, т.е. закономерно присваивается конкретным говорящим. Присвоение идеи рождает модальный компонент, присоединяемый к предикативной структуре: модус, субъективную модальность. 

Основными видами модальности являются объективная (реальная или ирреальная) и субъективная модальность. Модальность - явление многоаспектное, и поэтому в лингвистической литературе высказываются различные мнения по поводу сущности данного феномена. О том, что объективная модальность имеет свое грамматическое выражение, лингвисты говорили давно. Авторы весьма солидных исследований рассуждают о морфолого-синтаксическом характере выражения модальности.

Объективная действительность представляет собой совершенно особый вид модального значения. Если говорящий (пишущий) недостаточно осведомлен о каком-либо факте (или же не хочет ничего категорически утверждать), он сообщает о нем как о чем-то более или менее вероятном. Способностью выражать объективную действительность обладают многие лексико-грамматические единицы.

В качестве теоретической  основы дипломной работы были использованы труды ведущих отечественных и зарубежных лингвистов в данной области, таких как: В.Г. Адмони, Е.В. Гулыга, В.А. Гуревич, Л.С. Ермолаева, К.Г. Крашенинникова, О.И. Москальская, М.Д. Натанзон, Е.И. Шендельс и др.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема употребления средств выражения объективной действительности в текстах относится к числу недостаточно исследованных, требует как теоретического, так и экспериментального изучения разнообразных ее аспектов.

Объектом исследования выступает художественный текст.

Предметом исследования служит модальное поле объективной действительности в художественном тексте, который представляет для нас особый исследовательский интерес, а именно: модальные глаголы; модальные слова, модальные частицы.

В качестве центральных  понятий данной дипломной работы выступают категории «модальность» и «объективная действительность». Под модальностью понимается функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также различные виды субъективной квалификации сообщаемого (пишущего).

Цель исследования – комплексное лингвистическое изучение функционирования лексико-грамматических средств выражения объективной действительности в художественном тексте.

Гипотеза исследования: средства выражения объективной действительности имеют место в тексте художественного стиля, но представлены неодинаково по частоте их использования.

Достижение цели настоящего исследования осуществляется через  последовательное решение следующих задач:

  1. Осуществить анализ научной литературы в плане исследуемой проблемы.
  2. Проанализировать текст художественного стиля на предмет наличия в нем средств выражения объективной действительности.

С целью проверки гипотезы автором использовались следующие методы исследования: контекстуальный, статистический и сопоставительный анализ.

Научная новизна  работы состоит в выявлении особенностей реализации средств выражения объективной действительности в художественном тексте.

Теоретическая значимость исследования заключается в параллельном анализе разнообразных средств выражения объективной действительности в художественном тексте. Такой анализ предполагает изучение арсенала средств выражения объективной действительности, выявление особенностей их функционирования.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что результаты и материалы работы могут использоваться на занятиях по практической и теоретической грамматике немецкого языка, а также на занятиях по практике устной и письменной речи немецкого языка.

Содержательная часть дипломной работы состоит из введения, трех глав и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Категория модальности в немецком языке и ее роль в предложении

 

 

1.1 Определение  понятия модальности как отношения  говорящего к объективной действительности

 

 

Термин «модальность»  используется различными науками: философией, логикой, языкознанием, литературоведением. Он происходит от латинского «modus» – мера, способ. В философии выделяются онтологическая модальность, означающая способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления, и гносеологическая (логическая) модальность, которая означает способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии.

Понятие  модальности впервые появилось в «Метафизике»  Аристотеля (он выделил три основных модальных понятия: необходимость, возможность и реальность), откуда перешло в классические философские системы.  Различные суждения о модальности можно найти у Теофраста и Евдема Родосского, комментаторов Аристотеля, позднее – у средневековых схоластов. В логике и философии Нового времени стало традиционным предложенное И. Кантом подразделение суждений на ассерторические (суждения о действительности), проблематические (суждения о возможности), аподиктические (суждения о необходимости), а также на суждения достоверные и вероятные. Михаил Эпштейн в «Философии возможного»  обобщает  подходы к изучению модальностей в различных сферах гуманитарного мышления. Он относит понятие модальностей к основополагающим и выстраивает свою теорию возможного, опираясь на три основные, истинностные модальности бытия: действительное, возможное и необходимое. Как наиболее значимую он выделяет модальность возможного, поскольку через неё определяются две другие модальности.

Таким образом, термин «модальность»– это некий угол зрения, который  определяет взгляд человека на окружающий его мир [1, с. 59].

В лингвистике модальность определяется как «функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого». В западноевропейской лингвистике наибольшее распространение получила концепция модальности Ш. Балли 6, суть которой заключается в том, что в любом высказывании можно выделить основное содержание (диктум) и его модальную часть (модус), выражающую интеллектуальное, эмоциональное или волевое суждение говорящего в отношении диктума. В концепциях разных лингвистов объем этого понятия и охват им языковых явлений не совпадают. Трактовка термина «модальность» в современном языкознании необычайно широка, трудно назвать двух авторов, которые понимали бы модальность одинаково, но в любую трактовку данного понятия обязательно входит элемент оценочности: «точка зрения», отношение в явном или скрытом виде включается в любое истолкование модальности. На основании того, что подвергается оценке: внеязыковая действительность или само высказывание, выделяются, соответственно, два типа модальности: объективная и субъективная. Категория модальности является одной из языковых универсалий, она может находить выражение на различных уровнях языка (морфологическом, синтаксическом, интонационном). Несомненно, данная категория присутствует и среди характеристик текста. Изучением данного аспекта реализации модальности занимались многие учёные. Среди лингвистов следует выделить работы А. В. Бондарко, В.Г. Адмони, Е.В. Падучевой, Д. А. Парамонова  и др [2, с. 20].

Поскольку текст является главным объектом изучения литературоведов, то категория модальности пришла в литературоведение именно как  категория, характеризующая текст  в целом. Литературоведческий термин представляет собой конгломерат  значений модальности как философско-этической категории и модальности как категории языкознания. «Словарь литературоведческих терминов»  даёт определение модальности схожее с её определением в лингвистике: «категория высказывания, которая выражает отношение повествователя к изображаемой им действительности».

Понятие модальности  встречается в работах многих литературоведов. Аластэйр Фаулер, специалист по английской литературе, профессор  Эдинбургского университета, писал  о близости понятий «жанр» и «модальность» [3, с. 43]. Различие между жанром и модальностью заключается в том, что жанр определяет группу схожих по определённым признакам произведений, а модальность – некое качество, присущее наиболее характерным произведениям того или иного жанра. Модальная характеристика добавляется к жанровой (например, сатирическая драма, комический роман).  Подробное рассмотрение данного вопроса можно найти у Ж. Женетта в его «Работах по поэтике». Ж.Женетт употреблял термин «модальность»  в узком значении, подразумевая под ним нарративную модальность, и выделял следующие её виды: повествовательную, драматическую, смешанную. Таким образом, модальность является универсальной лингвистической формой, а жанр – её тематической разновидностью (spécification thématique): водевиль является тематической разновидностью комедии, новелла – нарративного жанра [4, с. 102]. Вместе с тем, не существуёт жёсткой привязанности жанра к какой-нибудь одной определённой модальности. «Нарративная модальность предполагает, что можно излагать более или менее надёжно то, что является объектом изложения, и излагать это с той или иной точки зрения». В зависимости от того, с чьей точки зрения рассматриваются события, повествование принимает по отношению к рассказываемой истории ту или иную перспективу. Дистанция и перспектива представляют собой два основных признака модальности, два основных способа регулирования информации. Дистанция определяет то, насколько подробно и детально передана та или иная информация, перспектива – насколько полно или неполно она передана (в зависимости от того, с чьей точки зрения рассматривается рассказываемая история). Женетт предлагает интересную типологию нарративных ситуаций, основанную на модальной детерминации.

1. Повествование ведётся  от лица всеведущего повествователя (повествователь говорит больше, чем знает любой персонаж).

2.  Повествование ведётся с некоей точки зрения (повествователь говорит только то, что знает персонаж).

Информация о работе Средства выражения модальности в немецком языке