Социально-экономическая сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция

Описание

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.

Работа состоит из  1 файл

логистика - лекции.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

Кругооборот промышленного капитала состоит из трех стадий. На первой стадии денежная форма капитала (Д) переходит в товар (Т) т. е. деньги превращаются в средства труда, предметы труда и рабочую силу. На второй стадии (производственной) создаются новые товары Т1, которые по стоимости больше чем первоначально купленный товар Т. На третьей стадии – стадии обращения, в которой товары превращаются в деньги (Т1 – Д1) на величину прибавочной стоимости Д.

При кругообороте транспортного капитала нет третьей стадии, т.е. она слита со второй стадией, т.е. процесс производства есть одновременно процесс потребления. Поэтому на транспорте оплачивается и потребляется не вещественный продукт производства, а эффект процесса производства (перемещение созданной продукции). По характеру продукции транспорт отличается от других отраслей материального производства. Во-первых, продукция не имеет вещественной формы, но в тоже время она материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются значительные средства: происходит износ подвижного состава и средств обслуживания, используется труд работников транспорта.

Поскольку транспортная продукция не имеет формы вещи, то вторая особенность заключается в том, что ее нельзя накопить на складе. Транспорт должен иметь резервы пропускной и проводной способности в перевозках при любых условиях.

Третья особенность заключается в том, что транспортная продукция – это дополнительные транспортные издержки, которые связаны с перемещением промышленной продукции. Их относят к издержкам обращения что подчеркивает двойственный характер этих издержек. Они необходимы поскольку перевозки являются продолженным процессом производства, а с другой стороны необходимо учитывать, что транспорт нового продукта не создает. Транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях.

Продукция транспорта продается и покупается, т.е. выступает в виде товара, а следовательно имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость транспортной продукции является ее способность удовлетворять потребности в перевозках различных видов грузов. Потребительная стоимость транспортной продукции может быть выражена доставкой ее потребителю точно в срок и в определенном количестве. Стоимость продукции или стоимость перевозки определяется суммой необходимых затрат транспортных предприятий. Покупая транспортную продукцию потребители оплачивают эти затраты в форме тарифов и фрактовых ставок, которые являются одновременно денежным выражением стоимости транспортной продукции.

Действия направленные на совершенствование качества логистического сервиса могут в общем представлены в виде схемы, приведенной на рис.9.2.

Желание повысить качество логистических услуг

Запросы клиентуры

Пересмотр системы оказания услуг

Текущий уровень оказания услуг

Стратегия достижения качества

Маркетинговая стратегия

Применение стратегии

Оперативная стратегия

Мониторинг и контроль за качеством

Постоянное повышение качества услуг

Рис.9.2.Схема совершенствования качества логистических услуг

Одной из современных тенденций является формализация качества обслуживания. Процесс повышения качества любой операции включая области логистики начинается с контроля за качеством и включают переход к гарантированному качеству и далее к полному контролю за качеством и в завершении к полному содействию клиенту. Ниже приведены формализованные характеристики, которые описывают этапы возрастания качества логистического обслуживания.

 

Характеристика

Этапы

1.

Контроль за качеством

Обслуживание без срывов и без допущения дефектов в работе

2.

Гарантированное качество

100% удовлетворение потребностей клиентов. Акценты на изучение запросов клиентуры

3.

Полный контроль за качеством

Значительное конкурентное преимущество. Весь персонал компании и посредники нацелены на качество операций

4.

Полное содействие клиенту

Обеспечение наилучшего обслуживания. Содействие работе клиента через логистику в целом.

 

9.2. Экономическая сущность и формирование грузовых тарифов

Грузовые тарифы по своей экономической природе являются ценами за услуги по транспортировке грузов. Будучи ценой грузовые тарифы способствуют рациональному размещению продукции и правильному сочетанию интересов производства и потребления.

Грузовые тарифы как и любая цена обладает рядом функций: во-первых, цены выражают затраты труда; во-вторых, оказывают материальное стимулирование развития и совершенствования производства; в-третьих, формируют общественные потребности; в-четвертых, цена обладает распределительной функцией, поскольку через цену идет важный и сложный процесс распределения вновь созданной стоимости на нужды производства, потребления и накопления.

Установление тарифов (цен) – один из самых важных областей принятия решений в любом бизнесе. Установление цены не имеет ничего общего (или имеет мало общего) с затратами, понесенными в ходе перевозок и реализации рассматриваемого продукта или услуги, но зато весьма прочно связано с рыночной конъюнктурой. В основе построения тарифов (цен) лежат средние затраты, связанные с перевозками продукции, плюс прибыль (надбавки к издержкам). Уровень надбавки определяется целями, которые преследует организация и которые могут оказывать влияние на установленную в качестве цели норму прибыли на вложенный капитал. Процент надбавки имеет тенденции к росту когда прибыль получить проще б период экономического подъема и к снижению когда прибыль получить труднее в период экономического спада.

В наиболее общем виде рассмотрим график определения максимальной прибыли и доходов. который отражает зависимость совокупных затрат, совокупные доходы и совокупная прибыль в зависимости от величины материалопотока.

Движение цен (тарифа) на рынке материалопотока определяется спросом и предложением. Функция спроса показывает зависимость спроса от цены. Т.е. при прочих равных условиях на любом рынке существует обратная зависимость между ценой (тарифом) и спросом на материалопоток. Спрос расчет при снижении тарифа и наоборот Аналогично спросу определяется и функция предложения.

Закон предложения гласит, что с ростом цены (тарифа) расчет и предложение. Общий для обоих функций фактор (тариф) оказывает на них противоположное влияние и кривые предложения и спроса движутся в противоположных направлениях. Точка их пересечения определяет значение Ро и называется рыночной или равновесной ценой. Если рыночная цена (тариф) оказывается в какой-то момент выше равновесной, то она порождает избыток предложения над спросом. Если ниже точки равновесия – то она порождает дефицит предложения над спросом. Поэтому на рынке цена (тариф) стремится к равновесию. Анализ графиков спроса и предложения позволяет оценить возможное поведение организаций логистической системы в конкретной политике цен (тарифов).

В практической деятельности применяют показатель эластичности. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой величины выраженное как отношение процентных изменений. Коэффициент эластичности проса (предложения) показывает на сколько процентов изменяется спрос данного товара (материалопотока) при изменении определяющего фактора.

Е а = Изменение спроса, % / Изменение цены, %;

Такие же расчеты можно проводить и при определении коэффициента эластичности предложения и дохода.

Типовой поход к разработке ценовой стратегии – это анализ издержек. Организация при доставке продукции несет расходы и поэтому она стремиться определить диапазон цен (тарифов).которые обеспечивали покрытие постоянных и переменных затрат и получить прибыль. Цены рассчитанные на основе издержек без явного учета рыночных факторов называют ценами исходящими из издержек. Необходимо выделить 3 типа цен (тарифов) каждый из которых отвечает конкретным целям по покрытию издержек и рентабельности.

Предельный тариф Рп соответствует переменным издержкам, т.е. ведет к нулевой предельной рентабельности. Предельный тариф = Переменным издержкам, т.е. абсолютно нижняя граница тарифа ниже которой организация не может опуститься.

Технический тариф Рт (тариф безубыточности) соответствует постоянным и переменным издержкам. Обычно технический тариф обеспечивает полное покрытие расходов в расчете на конкретный объем материалопотока и не применим к другим объемам.

Целевой тариф Рц устанавливается введением некоторой надбавки к техническому тарифу Рт и определяется обычно относительно инвестированного капитала К. Целевой тариф можно определить через фиксированную надбавку (маржу) к техническому тарифу:

Целевой тариф = Технический тариф / (1 -Желательный тариф);

Эти методы игнорируют спрос к цене и реакцию конкурентов.

 

9.3. Транспортная характеристика грузов и грузовых перевозок

Груз – это продукт производства принятый транспортом к перевозке. Если груз упакован в соответствующих условиях перевозки тару, упакован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения называется транспортной характеристикой груза. Груз характеризуется режимом хранения, способами упаковки, перегрузки и перевозки, физико-химическими свойствами, размерами, объемом, массой и формой предъявления к перевозке.

Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики