Социально-экономическая сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция

Описание

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.

Работа состоит из  1 файл

логистика - лекции.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий направленных на преобразование материальных и информационных потоков по реализации логистических функций через систему логистических отношений. Параметры логистических операций задаются множеством начальных условий, а управление ими зависит от состояния внешней и внутренней среды логистической системы. Переменные, которые корректируют выполнение логистических операций с точки зрения конкретной логистической системы являются неуправляемыми, которые могут быть 3 видов:

       фиксированными;

       случайно фиксированными;

       неопределенными.

На выбор и реализацию логистических операций влияет также стратегия субъекта логистической системы и характеристики целевых функций. По отношению к логистической системе операции могут быть классифицированы:

       внешние, ориентированные на интеграцию системы с внешней средой;

       внутренние, ориентированные на выполнение внутри системы.

Внешние логистические операции подвержены влиянию случайных переменных в большей степени чем внутренние. По характеру выполнения работ операции подразделяются: – операции с добавленной стоимостью; – операции без добавления стоимости. Логистические операции подразделяются:

       односторонние, которые выполняются внутри логистической системы;

       двухсторонние.

По отношению к логистическим операциям важнейшее значение имеет такой показатель как приоритетность. Приоритет в логистике – это величина характеризующая значимость некоторой логистической операции по отношению к другой, если между ними возможна конфликтная ситуация. Различают 2 вида приоритета:

       абсолютный, при поступлении требования более высокого класса обслуживания требование более низкого класса прерывается;

       относительный при котором обслуживание текущего требования доводится до конца, а затем поступившие требования принимаются к обслуживанию вне очереди.

Инверсионный порядок обслуживания, когда требования поступившие раньше обслуживаются позже. Логистические системы функционируют в условиях неопределенности и наиболее распространенными являются системы с динамическими приоритетами. Последовательность выполнения логистических операций определяется количественными и качественными признаками поступающих требований.

Понятие скорость в числе других характеризует уровень организации производственно-хозяйственной деятельности. Чтобы управлять логистическими процессами снизу, т.е. через логистические операции широко используются технологические карты. Карты представляют собой форму технологической документации, в которой расписан технологический процесс, указаны перечень и последовательность логистических операций при работах. Они устанавливают порядок, условия и требования к выполнению операций.

 

Тема 5. Формирование логистических систем

 

5.1.Сущнсть логистических систем

Логистическая система – эта экономическая система, обладающая высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций. Она формируется из нескольких подсистем, которые широко интегрированы между собой и с внешней средой. Субъектами системы могут быть предприятия, территориально-производственные комплексы, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а также связей на различных уровнях – локальном. региональном и государственном. Целью создания системы является обеспечение доставки продукции в заданное место в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Логистическая система представляет собой целостную совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы и субсистемы, которые тесно взаимодействуют между собой. Все подсистемы системы делятся на 2 категории:

1.       функциональные подсистемы – производственная, транспортная, складская;

2.       обеспечивающие подсистемы – информационная, правовая, кадровая

Логистическая система как система массового обслуживания обладает внутрисистемными связями и связями с внешней средой, которые обладают высокими интегральными свойствами:

       материальными

       денежными

       информационными

Связи могут быть как прямыми так и обратными. Внутрисистемные связи являются более мощными, чем связи с внешней средой. Как правило связи имеют циклический характер так как они отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между звеньями. По отношению к логистическим система планирование, организация и контроль процессов и сфер деятельности строятся таким образом, что влияние отдельных внутренних или внешних факторов не может кардинально изменить поступательный характер осуществляемых работ.

Логистическая система характеризуется как система с временными ограничениями, когда нарушение одного из ограничений связано с обязательным и немедленным появлением соответствующих санкций. Отличительными признаками логистической системы от других экономических систем являются:

       наличие управляемых потоковых процессов;

       специфическая системная целостность;

       инфраиндустриальность организации и управления.

Важнейшими свойствами логистической системы являются:

       оптимальность;

       адаптивность.

Оптимальность является необходимым и предварительно заданным свойством, т.к. от результатов управляющих воздействий и осуществляемых оценок зависит эффективность применения данных систем.

Адаптивность – способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. В таких динамических условиях способность логистических систем к адаптации позволяет занять соответствующее устойчивое положение на рынке.

Важнейшей характеристикой логистических структур является показатель логистического цикла, который выражается периодом времени необходимым для оформления заказа на поставку определенного товара, его изготовления, включая приобретение нужных для этого средств производства и непосредственно на доставку заказанной продукции на склад потребителя или к другому месту назначения. Логистический цикл в общем виде состоит из следующих элементов:

1. Время на формализацию заказа и его оформление в установленном порядке.

2. Время на доставку или передачу заказа поставщику.

3. Время на выполнение заказа поставщиком.

4. Вемя доставки изготовленной продукции заказчику.

По отношению к заказчику элементы логистического цикла могут быть частично управляемые и неуправляемые. Эти элементы выступают в свою очередь наиболее важными критериями для покупателя в процессе выбора и оценивания поставщика.

Понятие «цикл материального потока».

Понятия и показатели логистического цикла используются при формировании логистических каналов (цепей) при проектировании и создании логистических систем. Особенностью логистического цикла в современных условиях развития производства и обращения является его неуклонное сокращение.

 

5.2.Типы и виды логистических систем

Логистические системы делятся на 2 типа:

       макрологистические;

       микрологистические.

Макрологистическая система представляет собой крупную экономическую систему управления потоковыми процессами.включая предприятия не ограниченных в территориальном расположении. Выделяют 3 вида: региональные, национальные (межрегиональные) и межнациональные (трансконтинентальные).

Особое внимание уделяется взаимоувязке интересов каждого участника независимо от его роли в формируемой системе. Критерием оценки функционирования макрологистических систем является получение максимума эффекта при снижении совокупных затрат до минимума. Макрологистическая система представляет собой высокоинтегрированную инфраструктуру экономики региона.страны или группы стран (Общеевропейский рынок). Макрологистические системы на основе межгосударственных программ предполагают создание единого экономического пространства.

Микрологистические системы управления охватывают внутрипроизводственную логистическую область одного предприятия или группы предприятий.объединенных на корпоративных основах. Системы представляют собой технологически связанные производства.объединенные единой инфраструктурой и работающие на единый экономический результат.

Выделяют 3 уровня управления микрологистической системой:

Высший (первый) – предприятие, группа предприятий в корпорации;

Средний (второй) – сферы деятельности предприятия;

Нижний (третий) – отдельные процессы, протекающие в подразделениях предприятия.

В зависимости от вида логистических цепей (каналов) логистические системы делятся на 3 вида:

1.       логистические системы с прямыми связями, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе прямых хоздоговоров;

2.       эшелонированные логистические системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием как минимум одного посредника:

3.       гибкие логистические системы, в которых доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям так и с участием посредников.

 

5.3. Основные элементы и факторы, влияющие на выбор модели логистических систем

Важнейшей характеристикой логистических систем является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и выделяют, следующие элементы:

       закупка материальных ресурсов;

       запасы, в том числе производственные запасы и товарные запасы;

       склады (система хранения и переработки продукции);

       транспорт (транспортная система);

       обслуживающие производства;

       информационная связь и контроль: информационная и контролирующая подсистемы. Обе подсистемы регулируют уровень и структуру статичных и динамичных потоков, направляют производство, определяют тактику предприятий в хоздеятельности.

       кадры.

Вышеназванные элементы логистики определяют структуру модели логистической системы. При разработке моделей логистических как макро так и микро систем пользователи должны учитывать влияние многих объективных и субъективных факторов, действующих на определенный момент времени. Важнейшие из них:

1.Количество субъектов, входящих в логистическую систему и их размещение.

2.Число и размещение трансформационных центров – складов и перевалочных пунктов.

3.Транспортные модели.

4.Связь

5.Информационная система.

Логистическим системам свойственна полиструктурность, которая выражается во взаимопереплетении разнокачественных подсистеме, образующих несколько интегрированных иерархических структур. Особенностью логистических систем является то что они относятся к системам с переменной структурой так как они подвижны. формируются применительно к условиям функционирования, обладают свойством быстрой реструктуризации.

 

5.4. Разработка логистических систем

Практическое использование логистики выступает как сильнейший фактор развития предпринимательской деятельности. Выбор наилучшего варианта происходи на основе его соответствия максимально эффективному достижению логистических целей. Выделяют следующие этапы действий при разработке локальной логистической системы на начальной стадии.

1. Определение целей и формализация задач для их достижения.

2. Выбор стратегии формирования общей логистической концепции.

3. Определение границ системы, объема работ, структуры функциональной деятельности и области поиска

4. Информационное обеспечение о потенциальных потребностях, технологии, производстве, действующих факторах, природе материальных и иных потоковых процессов.

5. Обработка данных для выявления коммуникационных и иных видов связей в логистической системе

6. Выявление тупиков, узких мест и недостатков в действующей экономической системе.

7. Прогнозирование и дополнительный сбор информации.

8. Разработка альтернативных вариантов моделей.

9. Оценка разработанных вариантов моделей с целью выбора наиболее эффективного.

10. Если цель достигнута, то переходим к п. 11, если нет, то переходим к этапу 7.

11. Детальная разработка наилучшего варианта модели.

Выделяют следующие основные данные, которые учитываются при создании логистических систем:

1. Информация о рынке;

2. Информация о производстве;

3. Информация о материальных потоках;

4. Данные об информационных потоках.

В единой логистической системе взаимодействие между составляющими компонентами предполагает поиск последовательных компромиссов, которые в традиционных экономических системах осуществляются интуитивно без всестороннего применения математических и технических возможностей Изначально технология логистического управления разрабатывается с учетом возможных нестандартных ситуаций в условиях неопределенности.

Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики