Социально-экономическая сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция

Описание

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.

Работа состоит из  1 файл

логистика - лекции.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

Методологической основой сквозного планирования потоковыми процессами является системный подход. Он представляет собой комплексное изучение явлений, ситуации или объектов как единого целого с позиций системного анализа. Системный подход можно характеризовать как совокупность определенных принципов, соблюдение которых позволяет целенаправленно ориентировать теоретические исследования и практическую деятельность

В процессе создания логистических систем необходимо руководствоваться следующими положениями системного похода:

       согласование ресурсных, информационных и других характеристик, которые выражаются через количественные и качественные показатели проектируемых или действующих систем;

       ликвидация несоответствия между интересами, целями, задачами и показателями всей логистической системы и ее отдельных подсистем;

       соблюдение последовательности продвижения по этапам создания или анализа функционирования логистических систем.

Широкое применение в логистике нашел макроподход, при котором система рассматривается как единое целое. В этом случае внутренняя структура и взаимосвязи в отдельных хозобъединениях и процессах не принимаются во внимание. Изучаются лишь подходы и входы в целостную структуру системы, а также процессы протекающие в логистической среде на общеструктурном уровне.

Микроподход позволяет исследовать внутреннюю структуру и внутренние связи между его элементами.

Детерминированность системы предполагает полную предсказуемость результатов логистических процессов. Логистическая система отработана до такой степени, что отрицательное влияние воздействующих факторов на конечные результаты сведено до минимума за счет высокой адаптивности.

Стохастический или вероятностный подход означает.что под влиянием внешних и внутренних факторов и случайных воздействий конечные ожидаемые результаты могут принимать неустойчивый характер.

Статический подход помогает исследовать логистические проблемы по состоянию на определенный момент времени.

Динамический подход означает изучение логистических систем, подсистем и их взаимосвязей в развитии, в непрерывном движении под влиянием действующих тенденций во внешней и внутренней среде.

Функциональный подход использует понятия: процесс функционирования системы и закон функционирования системы.

Процесс или режим функционирования логистической системы показывает изменения в ее состоянии, которые выражаются изменением любой величины, характеризующей эту систему. В качестве закона функционирования выступает совокупность правил и определенная последовательность действий. Зная законы функционирования логсистемы, их исходное состояние и задавая конечные результаты в процессе планирования и управления разрабатываются модели и прогнозы их дальнейшего развития.

Экспериментальный подход предполагает проведение необходимых исследований путем активного вмешательства в ход логистических процессов и дальнейшего наблюдения за результатами.

Кроме того, применяются дискриптивный, нормативный и другие подходы. Совокупность подходов, используемых в логистике на основе логистиченских принципов и требований образуют так называемый логистический подход. Традиционные подходы обуславливают переход от частного к общему или так называемый индуктивный поход. Логистический подход к процессу создания целостной системы состоит из трех этапов:

На первом этапе определяются цели отдельных подсистем и формализуются задачи, которые необходимо решать силами и в рамках этих подсистем. На втором этапе анализируется

информация необходимая для жизнеобеспечения этих систем и одновременно формируется система информационного обеспечения. На третьем этапе из имеющихся составных элементов образуются требуемые функциональные подсистемы, совокупность которых путем подстройки входных и выходных контактирующих узлов составляет более или менее работоспособную систему. Отличительная черта логистического подхода заключается в последовательном переходе от общего к частному. Начальной точкой исследования и критерием в процессе управления является конечная цель для реализации которой создается логистическая система. Если система еще не создана, то алгоритм действий сводится к 4 этапам.

На первом этапе устанавливаются общие цели будущей логистической системы, определяется круг проблем и задач, требующих решения, рассчитываются конкретные показатели, отражающие конечные и промежуточные результаты функционирования всей системы.

На втором этапе проводится анализ системных целей, задач влияния внешних и внутренних факторов, определяются требования которым должна соответствовать логистическая система и ее элементы, а также условия и ограничения, в которых она будет функционировать.

На третьем этапе руководствуясь целями задачами и требованиями проектируются варианты моделей логистической системы и ее подсистем. После этого осуществляется отбор наиболее эффективных моделей.

На четвертом организационном этапе создаются и преобразуются элементы сначала общесистемного значения, а затем подсистемного значения. Далее осуществляется формирование единой логистической системы и структуризации ее на подсистемы.

С точки зрения логистики по ряду характерных признаков все методы можно условно объединить в 3 группы:

       ЭММ, в том числе методы разработки оптимальны решений;

       методы прогнозирования;

       неформальные методы.

 

Тема 4 Важнейшие категории и понятия логистики

 

4.1.Материальный поток и его характеристики

Понятие материального потока является важнейшим в экономической логистике. Понятие обобщает непрерывность изменений и движения продуктов труда в сфере обращения и производства, в том числе и рециркуляцию отходов. Материальный поток рассматривается как некоторое явление в процессе которого к определенному объекту прилагают различные логистические операции в установленный отрезок времени. В логистике материальные потоки представляют собой взаимосвязанную особым образом совокупность логистических операций, процессов, звеньев и предметов начиная с добычи, переработки и заканчивая потреблением (перераспределением) материальных ресурсов, готовой продукции для достижения общих целей логистической системы.

Форма существования материального потока обусловлена самим определением и проявляется в материально-вещественных образованиях, которые могут меняться в зависимости от этапа продвижения. В тех случаях когда материальные потоки рассматривают не во временном интервале, а в определенный момент времени они образуют материальные запасы. Материальные потоки могут находится в двух противоположных состояниях в виде:

       динамичного материального потока;

       статичного материального потока.

Материальные потоки могут быть классифицированы по нескольким признакам. По отношению к логистической системе:

       внешние, которые протекают во внешней среде,

       внутренние, которые протекают внутри логистической системы.

По предназначению материальные потоки подразделяются:

       входные, внешний поток, поступающий в систему из внешней среды;

       выходной, поток выходящий из системы и поступающий во внешнюю для не среду.

Входные и выходные потоки материальные потоки являются формой реализации циклических связей, т.е. связей в которых выход из одной системы одновременно является входом в другую и наоборот.

По ритмичности материальные потоки подразделяются на 3 группы:

       непрерывные;

       дискретные, организация обеспечения потребностей в форме складских и транзитных поставок, подача на рабочие места.

       блиц-поток, разовые поставки.

В зависимости от предмета изучения материальные потоки могут быть:

       продуктовые;

       операционные;

       участковые;

       системные.

Продуктовые материальные потоки – объект изучения перемещение конкретных продуктов и средств труда.

Операционные материальные потоки – потоки материальных ресурсов по отношению к отдельным логистическим операциям.

Участковые материальные потоки – совокупные потоки, рассматриваемые на отдельном участке логистической системы.

Системные потоки – материальные потоки, циркулирующие в целом по логистической системе.

Материальные потоки характеризуются количественными и качественными показателями. Основными из них являются напряженность и мощность материального потока. В сфере производства эти показатели зависят в первую очередь от формы производства (мелкосерийное, массовое или индивидуальное), технологии выполнения логистических операций, уровня механизации и автоматизации работ, от вида продукции и назначения продукции.

Напряженность материального потока – интенсивность перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции. Мощность материального потока – объемы продукции перемещаемые за единицу времени. Русло материального потока – путь движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от источника генерации до пункта назначения. Глубина русла – потенциальная мощность материального потока по данному пути перемещения. Векторная направленность русла – направление движения материального потока внутри логистической системы:

вертикальная – перемещение материальных ресурсов в последовательности снабжение – производство – сбыт.

горизонтальная – перемещение ресурсов, которое осуществляется между структурными подразделениями и рабочими местами.

Процессы управления материальными потоками разделяются на 2 сферы:

1.       материальное управление – планирование, организация и управление перемещением материальных ресурсов и полуфабрикатов на пути к предприятию и в его переделах.

2.       материальное распределение – распределение готовой продукции среди ее потребителей и организация доставки к месту назначения.

Транспортные работы включают любые перемещения материалов и продукции на любом участке системы и работы такого характера называют транспортно-перемещающими. Все вышеназванные работы и перемещение готовой продукции за пределами предприятия в сферу обращения и доведения ее до сферы потребления образуют единый транспортно – перемещающий комплекс.

 

4.2. Информационные потоки в логистике

В логистических системах материальные потоки сопровождает определенный объем информации. По сути содержание информационного потока как правило отражает данные материального потока, но по временным параметрам они могут не совпадать. Векторное соответствие друг другу материальных и информационных потоков также имеет специфическую особенность, так как они могут однонаправлены и разнонаправлены. Информационный поток может в частности направлен в противоположную материальному потоку сторону. В наиболее общем виде информационный поток представляет собой движение в некоторой среде данных, которые выражены в структурированном виде. Применительно к логистике информационный поток – это совокупность циркулирующих в рамках логистической системы, а также между логистической системой и внешней средой сообщений необходимых для контроля и управления логистическими операциями.

Формы проявления информационных потоков можно свести к 4 видам:

       бумажный документ;

       электронный документ;

       визуальный документ;

       вербальные (устные) сообщения.

По отношению к логистической системе информационные потоки делятся:

       внешние;

       внутренние.

По предназначению информационные потоки делятся:

       входные;

       выходные.

По ритмичности информационные потоки делятся:

       постоянные;

       дискретные или периодические;

       разовые.

Формирование и управление информационными потоками зависит от множества субъективных и объективных факторов. Управление информационными потоками представляет собой деятельность по ограничению скорости передачи определенной информации до величины, соответствующей скорости ее приема и закрепления, а в области количественных показателей – в ограничении объема информационного потока до установленных параметров пропускной способности обусловленного участка или распределительного узла пути следования.

Управление информационным потоком проявляется также в изменении структуры и корректировке направления потока. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой информации за единицу времени. Расходы по формированию и переработке информационного потока являются важной составной частью логистических издержек.

 

4.3.Логистические операции и другие понятия в логистике

Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики