Социально-экономическая сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция

Описание

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.

Работа состоит из  1 файл

логистика - лекции.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)


Тема 1. Социально-экономическая сущность логистики

1.1.Эволюция концепции логистики

1.2.Развитие логистики и формирование инфраиндустрии

 

1.1.Эволюция концепции логистики

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами. По свидетельству Архимеда в 4 веке до нашей эры в Греции было 10 логистов. У греков термин логистика был позаимствован римлянами, однако они придавали ему несколько иной смысл – распределение продуктов питания или продовольственное распределение.

Наиболее ранние упоминания о логистике встречаются в документах, которые относятся к эпохе царствования византийского императора Льва 4, которые относятся к концу первого тысячелетия нашей эры. Смысловое содержание понятия логистики вновь претерпело некоторое изменение. Император использовал данное понятие в учебнике по военному искусству Он толковал логистику как науку по организации материального обеспечения армии и управления ею. В искусстве управления армией выделялись не только такие факторы как численность воинов, структуризация армии и поставленные перед нею цели, но и распределение и размещение солдат по определенной территории, влияние особенностей местности на интендантское обеспечение и связь. В военном деле следует учитывать не только качество и вид вооружения, но и также важно заботиться об армии, стремиться создавать в любых условиях ей преимущества перед противником, в первую очередь материальные.

В армии Византийской империи существовала специальная должность – логистас. Логистас занимался организацией военных поставок подготовкой военных походов, обеспечением армии, а также контролировал многие вопросы, которые напрямую не относились к его компетенции. Предметных трудов Первым автором предметных трудов принято считать Джомини. В своих работах он утверждал, что логистика охватывает широкий круг вопросов, включающих планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог, туннелей и т.д. Как сформировавшаяся военная наука логистика получила развитие с середины 19 века. Под военной логистикой понималась совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей техники и боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.

В невоенной области логистика стала применяться значительно позднее. Наиболее ранние попытки комплексного использования логистики в целях планирования, распределения и управления перевозками, а также организации поставок и управления информационными потоками отмечены в Швейцарии. Применение логистики в производстве и сфере обращения приобрело форму искусства управления материальными, денежными и информационными потоками. Очень быстро расширились области логистики – от отдельных процессов и звеньев микрологистических систем до отраслевых, межотраслевых и государственных сфер, которые находясь во взаимосвязи тем не менее часто руководствуются различными и нередко противоречивыми интересами и целями. К началу 70 годов прошлого века энергетический кризис послужил катализаторов для формированных разработок срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики.

Обратились к логистике как науке наиболее эффективно координирующей взаимодействие материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка Принципиальная новизна логистического подхода заключалась в том, что открывалась реальная возможность глубоко интегрировать вышеперечисленные области хозяйственной деятельности в единую ресуросопроводящую систему. Логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению материальными потоками.

Потребовалось создание развитой, легко адаптирующейся материально-технической базы для организации управления возрастающими материальными и информационными потоками. Возникла необходимость в формировании широко развитой инфраструктуры, разработке соответствующих организационно-структурных форм, формировании требуемого компетентного и высококвалифицированного административно-хозяйственного аппарата. Логистика приобрела статус «образа мышления» или концептуальной стратегии. На практике основное внимание было обращено на решение конкретных задач. В первую очередь большие усилия были направлены на развитие складских и товарно-упаковочных комплексов, а также на создание рациональных транспортно – складских систем, информационных сетей и банков данных

Успешная координированная реализация огромной массы частных проектов, а также развитие материально-технической базы по оптимизации движения материальных и информационных потоков позволили в 80 годы прошлого века вернуться к проблеме управления материальными потоками по всему воспроизводственному циклу не только на микро, но и на макроуровне.

В 1960-х годах из концепции маркетинга выделился круг проблем связанных с обеспечение процесса производства материальными ресурсами. Причина обособления этих проблем объясняется значительным ростом в фирмах затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. Поэтому фирмы начинают производить исследования в области продвижения материалопотоков в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалось новая наука в экономике – логистика

Логистика в настоящее время широко используется во всем мире и как считают многие экономисты без решения логистических проблем трудно победить в конкурентной борьбе. На наш взгляд, логистика – это отчасти мастерство, отчасти теоретические знания и практические навыки, а также интуитивный подход к решению стратегических задач и проблем в области продвижения продукции от поставщика к потребителю. В целом говоря логистика – это искусство управления материалопотоком. Управлять материалопотоком – это означает выполнять основные функции менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля за их продвижением.

Существует несколько десятков определений логистики. Это оправдано так как на любой стадии продвижения материалопотока мы имеем дело с логистикой различного типа. Логистические системы делятся на две группы:

       макрологические системы;

       микрологические системы.

Макрологические системы изучает наука макроэкономика, а микрологические системы – микроэкономика. Рассмотрим типовую классификацию логистических система, которая приведена на рис. 1.1. Приставка макро обозначает, что это ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические явления, а ветвь микро – отражает факт, что о тот раздел экономики изучает экономические явления, совершаемые малыми экономическими явлениями.

Один из вариантов микрологического уровня показывает концепцию (принципы) логической системы, которая приведена на рис. 1.2. Концепция (принцип) логистической системы связана с управлениям материалами и управлением распределением. Американские ученые считают логистику структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами, задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением материальными потоками сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Логистические системы

Макрологические

Микрологические

Глобальные

По признаку административно-территориального деления

По объекто-функциональному признаку

Организации бизнеса (предприятия)

государственные (транснациональные), межгосударственные (международные), трансконтинентальные

районные, межрайонные, городские, региональные, областные, краевые, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские

группы предприятий, ведомственные, отраслевые, межотраслевые (межведомственные), торговые, военные, институциональные, транспортные

внутренние, внешние, (внутрипроизводственные) структурного физического подразделения распределения рабочего места. дистрибьюции

и т.д.

Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что она уделяет внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. В логичтической системе все виды деятельности взаимосвязаны и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные стороны функциональных областей. Схема на рис. 1.2. напоминает оборот капитала:

Д – Т – П – Т1 -Д1

Логистическая схема может работать как внутри производства, осуществляя внутрипроизводственные перевозки, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей. Логистика рассматривается в двух аспектах:

       управленческом;

       технологическом.

При организации управления снабжением продвижение материального потока и обеспечение сбыта является предметом организационного поведения При совершенствовании технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля оптимизируются затраты на эффективное функционирование каждой из этих служб, оптимизация затрагивается предметом технологического потока.

Логистика представляется в целом как определенная сфера деятельности, основанная на глубокой интеграции спроса, производства, обращения, транспорта и информации. Одновременно логистику рассматривают как научное направление, цель которого состоит в разработке методов и организационных форм управления потоковыми процессами для максимального удовлетворения спроса на продукцию и доведения ее до потребителя в обусловленный срок с минимальными затратами.

На первом Европейском конгрессе (1974 г) по вопросам материальных потоков логистике было дано следующее определение. «Логистика – это научное направление о системном планировании, управлении и контроле материальных потоков, потоков энергетических, информационных, а также потоков пассажирских». Конечный результат достигался на основе принципа «Любым путем, любыми средствами».

Новизна логистического подхода в управлении ресурсами заключается в смене приоритета хозяйственной деятельности. Во главу угла ставится не продукт, а процесс в форме потока. Управление потоковыми процессами, их преобразование и интеграция является новой формой управления. Оптимизация потоковых процессов в экономике стало возможным благодаря переориентации с количественных критериев оценки хозяйственной деятельности на качественные.

На практике экономический эффект отражается в сокращении издержек и времени в сферах производства и обращения. Наибольший удельный вес в снижении издержек составляют совокупная экономия на объемах складских запасов материальных ресурсов. Экономия времени в логистических процессах образуется за счет повышения скорости и точности перемещения конкретного продукта в процессе производства или доставки его заинтересованному покупателю.

Изменения в формальных системах управления потоками и перевод их на логистические основы носят характер высвобождения некой логистической мощности, которой обладают элементы и процессы материального, денежного и других видов потоков. Высвобождение дополнительной логистической мощности при формировании и моделировании логичтических в сфере производства и обращения предопределяется не только изменением объекта управления, критериев и подходов в формализации систем, а также нетрадиционными принципами, лежащими в основе подобных систем.

Это соответственно кардинально меняет традиционные взаимоотношения как между внутриструктурными элементами, так и между контрагентами в хозяйственной деятельности любого характера. К логистике как научной основе управления потоковыми процессами обращаются во многих областях деятельности.

Логистика применяется и понимается в довольно широком контексте как методология оптимизации экономических и управленческих процессов. Комплексное и полноценное использование теории логистики в прикладной сфере осуществимо лишь при достижении определенного уровня развития экономики и мышления. Степень применения логистики является косвенным критерием уровня развития общества. Использование отдельных элементов, приемов и методов логистики на первичных стадиях организации процессов производства и обращения. Применение логистической концепции в планировании, организации и контроле производственно-хозяйственной деятельности является новым качественным уровнем в понимании и практическом осуществлении системного подхода по управлению экономическими процессами и явлениями.

Революционность логистической концепции проявляется в реальном построении логистических систем на основе ломки старого и традиционного механизма управления. Революционность логистики проявляется в том, что при переходе на соответствующий уровень организации и управления хозяйственной деятельностью включаются регуляторы естественного отбора, ориентированные на дальнейшее прогрессирование всей системы в целом. Эти процессы могут происходить как путем усложнения и дифференциации действующей структуры, так и путем упрощения системы связей и отношений.

Возникновение потоковых процессов и явлений вызвано действием определенных факторов. Создание развитой инфраструктуры в сфере обращения являющейся амортизатором между производством и потреблением содействует интеграции практически всех сфер социально экономической деятельности и общества. Основное направление повышения эффективности общественного производства достигается за счет сокращения затрат именно в сфере обращения. В связи с этим во многих странах осуществляется интенсивный поиск путей снижения затрат в сфере логистики.

Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики