Социально-экономическая сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция

Описание

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.

Работа состоит из  1 файл

логистика - лекции.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

Выделяют следующие типовые правила построения логистических систем:

1. Все производственные и снабженческо-сбытовые операции в логистической системе должны быть направлены на достижение главной цели и быть тесно связаны со стратегией корпорации

2. Материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции и транспортно-перемещающие работы должны быть организованы таким образом, чтобы реализовать возможность создания на предприятии единого координирующего подразделения.

3. Любая логистическая система должна располагать достаточным информационным обеспечением, а каждое соответствующее структурное подразделение должно иметь опыт его быстрого и рационального использования.

4. Логистические подразделения на предприятии должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами.

5. Независимо от выбора стратегии производственно-экономической деятельности предприятие должно установить тесные внешние и внутренние системные связи

6. Руководству предприятия и центру управления логистической системы легче и эффективнее управлять через учетно-плановые подразделения.

7. Для каждой конкретной логистической системы в зависимости от ее потенциала необходимо определить оптимальный уровень обслуживания потребителей.

8. Большое значение имеет серьезное внимательное отношение к любым малым мероприятиям

9. Осуществлять постоянный поиск возможностей рационального укрупнения мелких партий грузов.

10. Гласная оценка деятельности органов материально – технического обеспечения сбыта и транспорта.

 

5.5. Логистические цепи и логистические звенья

Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество конкретизированных субъектов, которые осуществляют логистические операции по доведению материального потока от одного логистического звена до другого звена или конечного потребителя. По своей сути логистические цепи представляют собой взаимосвязанные пути движения материальных, информационных, денежных и других видов потоков.

Между логистическими звеньями протягивают логистические цепи. В настоящее время при формировании логистических звеньев выделяют следующие звенья:

1. Генераторы (источники) логистических потоков;

2. Трансформационные центры и пункты структур, преобразующие материальные потоки на стадии закупок.

3. Трансформационные центры и пункты в местах производства продукции.

4. Трансформационные центры и пункты для физического распределения и отправки готовой продукции.

5. Трансформационные центры и пункты структур, преобразующие материальные потоки на пути доставки готовой продукции потребителям.

6. Пункты назначения (потребители) материальных потоков.

В процессе формирования логистической цепи и при оценке деятельности большое значение имеет показатель – коэффициент звености товародвижения. Данный коэффициент представляет собой среднее число звеньев, которое проходит материальный поток при движении от производителя к конечному потребителю. Обобщенно коэффициент звености показывает сколько раз товар был продан в сфере обращения. Различают два вида коэффициента звености материалопотоков: торгово-организационный и складской. Торгово-организационный коэффициент рассчитывается как отношение валового товарооборота предприятия или торговой системы к чистому товарообороту за определенный период. На величину коэффициента звености влияет изменение объема запасов в оптовых и розничных звеньях.

Складской коэффициент звености отражает количество трансформационных пунктов которое проходит материальный поток до конечного потребителя. В последнем случае рассчитывается коэффициент перезагрузки. Данный коэффициент представляет собой среднее количество операций произведенное с каждой физической единицей в процессе выполнения перегрузочных работ. Он относится к качественным показателям перезагрузочных работ. На эффективность логистических цепей влияет много не только внешних, но и внутренних факторов. В зависимости от вида логистические цепи должны включать все звенья движения материальных или иных ресурсов, а также информации на всех стадиях их общения и на всех стадиях их производства от начала до конца. Звеньями логистических цепей становятся пункты отправок, приема, переработки и хранения тех или иных ресурсов, а также соответствующей информации.

 

Тема 6. Модулирование и моделирование в логистике

6.1.Модулирование логистических систем

Важнейшей характеристикой микрологических систем является их построение по модульному принципу Общая модель структуры функций и взаимосвязей в пределах предварительно обусловленных допусков называется модулем. Логистические модули это сочетание унифицированных и стандартизированных взаимозаменяемых элементов. Стандартным логистическим процессом считается такой процесс, при котором ресурсу от момента поступления в данное логистическое звено до момента выдачи с него движутся непрерывно.

Непрерывность в логистической системе – это объединение процессов поступления ресурсов (материальных, денежных, информационных) в логистическое звено, хранение, подборка, а также их выдача. Эти последовательные действия, часто разделенные во времени в логистике объединяются в единый процесс. В логистике моделируются организационные, технические и технологические решения.

В организационном отношении логистические системы представляют собой комплекс, состоящий из 6 укрупненных организационных модулей:

       модуль разработки новой продукции и модификации выпускаемой;

       модуль материально-технического обеспечения;

       модуль управления запасами;

       модуль сбора и обработки заказов, включая их прогнозирование;

       производственный модуль;

       модуль подготовки к производственному потреблению и доставки готовой продукции, выпущенной по заказам.

В логистических системах можно наблюдать 3 уровня организационных модулей. В состав оргмодулей всех уровней обязательно входят технические и технологические модули. Наиболее распространенным подходом является построение программно-функциональных модулей. Они формируются на втором уровне, относятся к одному из организационных модулей первого порядка и при этом глубоко интегрированы между собой.

 

6.2. Особенности моделирования логистических систем

Важную роль в разработке и создании логистических систем играет процесс моделирования, который представляет собой особую форму эксперимента, которая заключается в исследовании объекта на его модели. Многообразие особенностей движения материальных, денежных и других ресурсов, а также информации позволяет свести к ограниченному числу стандартных моделей. Все логистические субъекты классифицируются по различным признакам, По типу производства предприятия делятся:

       единичные;

       серийные;

       массовые.

По характеру технологических процессов:

       непрерывные;

       дискретные.

Кроме того выделяются особые признаки, по которым осуществляется классификация логистических субъектов:

       по структуре поставщиков (потребителей);

       по средней удаленности поставщиков (потребителей);

       по уровню интеграции с другими предприятиями

По характеристикам множества параметров определяют приемлемость одной из имеющихся стандартных моделей и выбирают наилучшие алгоритмы управления и программы управления потоковыми процессами. Природа моделирования основывается на определении подобия рассматриваемых систем или процессов, которое может быть полным или частичным. По данному признаку все модели экономических систем делятся на 2 категории: изоморфные и гомоморфные.

Изоморфные модели – модели включающие все характеристики реального субъекта и их соответствие является полным.

Гомоморфные модели – неполное подобие выбранной модели изучаемому объекту. В этом случае упрощается построение модели и возникает интерпретация результатов исследований. Важнейшей характеристикой логистических модели является их материальность и делятся на 2 класса: материальные и абстрактные.

Материальные модели в логистике воспроизводят основные характеристики изучаемого объекта или процессов. Абстрактное моделирование может быть символическим и математическим. Символическое моделирование подразделяется на языковые модели и звуковые модели.

Математическое моделирование подразделяется на аналитическое и имитационное. Аналитическое моделирование – получение максимально точных решений и включает 3 этапа.

На первом этапе формулируются математические законы и зависимости, которые связывают отдельные объекты системы. Эти законы и зависимости формализуются в виде некоторых функциональных отношений. На втором этапе осуществляется решение уравнений и получение теоретических результатов. На третьем этапе проводится сопоставление полученных результатов с реальностью, т.е. осуществляется проверка на адекватность. Преимуществами аналитического моделирования являются большой потенциал обобщения и возможность многократного использования.

Имитационное моделирование – проведение численных экспериментов с математической моделью, описывающей поведение сложной системы в течение периодов времени заданной продолжительностью. Алгоритмы данного моделирования могут учитывать как детерминированные (определенные) так и стохастические (вероятностные) связи и зависимости, характеризующие моделируемую логистическую систему. Имитационное моделирование используется как для анализа, так и для оптимизации функционирования логистических систем и является основным методом исследования потоковых процессов. Имитационное моделирование разбивается на 2 этапа: конструирование модели реальной логистической системы и проведение экспериментов на данной модели. К недостаткам необходимо отнести высокую стоимость данного метода, модели ориентированы на конкретные условия и обычно не тиражируются. Кроме того, велика возможность ложной имитации.

Приступая к формированию логистической системы прежде всего следует перестроить весь традиционный механизм управления и выработки управляющих воздействий, в том числе принятия решений а исполнительном уровне. Прогрессивность любой логистической системы выражается в следующем:

1. Уровень организационного и правового обеспечения.

2. Уровень информационно-технического обеспечения.

3. Качество оперативного управления.

4. Содержательность экономической базы.

Создание наиболее эффективной модели управления предполагает разработку различных альтернативных моделей логичтической системы. Процесс логистического управления материальными и иными потоками позволяет выполнять определенные действия:

1. Достаточно точно определять последствия принимаемых решений в процессе управления и соответствующие затраты, связанные с решением логистических задач при четком обосновании и соблюдении уровня и меры ответственности конкретного органа управления и должностного лица;

2. Осуществлять полноценный комплексный учет влияния различных воздействующих факторов как внутреннего так и внешнего характера с целью расчета и соизмерения затрат по различным альтернативным вариантам моделей в соответствии с поставленными целями и подцелями

3. Максимально использовать унифицированные методы решения задач и логистические процедуры для минимизации затрат, связанных с моделированием и модулированием логистических систем управления.

4. Оптимизировать сравнение фактических и планируемых результатов решения стратегических и оперативных задач управления потоковыми процессами

5. Совершенствовать методологию и аппарат моделирования путем улучшения качественных и количественных параметров в процессе планирования деятельности логистических систем и реализации управленческих решений.

 

Тема 7. Логистический менеджмент

 

7.1. Организационно-правовое обеспечение логистических систем управления представляет собой совокупность правовых норм, актов инструкций, которые устанавливают систему взаимных связей между элементами, этапами и средствами управленческого процесса. Данная система имеет эшелонированную структуру, многофункциональную направленность, включает критерии оценок получаемых результатов и меры персональной ответственности при решении конкретных логистических задач.

Выделяют 4 аспекта организационно-правого обеспечения: государственное, административное, финансовое, трудовое.

В условиях рынка определяющее значение для хозяйственных структур имеют принципы самоуправления и адаптации к окружающей среде. В этой связи логистические системы помогают организовать процессы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий и его подразделений, в том числе путем эффективного использования действующего юридического и нормативного права. Они должны выполнить дополнительные организующие функции и вносить свои аспекты правого регулирования функциональной деятельности. Фактор не только эффективного, но и формального функционирования системы.

Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики