Социально-экономическая сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция

Описание

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.

Работа состоит из  1 файл

логистика - лекции.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

Способ транспортировки, погрузочно-разрузочные механизмы, а также тип вагона. судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства и транспортные средства. За перевозку грузов и выполнение погрузочно-разрузочных работ взимается плата, которая определяется по единой тарифной номенклатуре грузов.

Транспортная классификация грузов, единая для всех видов транспорта, которые определяют различные стороны процесса перевозки и хранения отсутствуют. На каждом виде транспорта существует своя классификация, учитывающая его особенности.

Наиболее удобна транспортная классификация применяемая на морском транспорте По которой все грузы делятся на: массовые, общие (генеральные) и особорежимные.

Большое значение для транспортной характеристики груза имеют его линейные размеры, показатели объема и массы, учет их при выборе типа подвижного состава позволяет правильно решить задачу использования вместимости транспортных средств. Перевозимый груз состоит из собственно груза и тары. Полная масса груза и тары называется массой брутто, а чистая – массой нетто. На железной дороге в массу брутто входит т масса подвижного состава.

Все грузы, принимаемые для перевозке независимо от вида сообщения должны иметь маркировку одинаковую для всех видов транспорта

Маркировкой называют различного вида знаки. рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры сохранности при транспортировке. Маркировку наносят так, чтобы она была видна и сохранялась до конца перевозки. Различают маркировку товарную, отправительскую, специальную и транспортную.

Товарная (фабричная маркировка) содержит наименование изделия и названия производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТа и другие необходимые сведения о товаре.

Отправительная маркировка содержит номер места и число мест, наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов. Транспортная маркировка наносится отправителем наносится отправителем в виде дроби и указывается номер грузовой накладной. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировке. При отправлении продукции следует определять массу груза.

Рассмотрим классификацию и характеристику грузовых перевозок. На каждом виде транспорта установлены различные виды грузовых сообщений, отправок и скорости перевозок грузов.

Железнодорожный транспорт. Виды грузовых сообщений: местное, в пределах одной дороги, прямое – в пределах двух и более дорог, прямое смешанное – перевозка по единому перевозочному документу с участием различных видов транспорта; международное – по единому перевозочному документу с участием дорог двух и более государств.

В зависимости от количества груза принятого по одной накладной перевозки выполняются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.

Скорость доставки подразделяют на следующие виды: грузовая, большая, пассажирская.

Автомобильный транспорт и его перевозки различают по следующим признакам:

       отраслевому;

       размеру партий грузов – массовые и мелкопартионные перевозки;

       территориальному признаку;

       способу выполнения: местные, прямого сообщения, смешанного сообщения, в том числе комбинированные;

       времени освоения: постоянные, сезонные и временные перевозки;

       по организационному признаку: централизованные и децентрализованные.

Речной транспорт и его виды сообщений:

       внутреннее водное – в границах одного пароходства;

       прямое внутренне водное – в границах двух и более речных пароходств;

       прямое водное с участие речных и морских пароходств;

       прямое смешанное.

Размер партии: судовая, сборная, мелкая

На речном транспорте в зависимости от срочности доставки различают большую и грузовую скорости.

Морской транспорт. Классификация морских перевозок предусматривает деление по видам перевозок, плавания и сообщений. По видам перевозок грузовые перевозки подразделяются на сухогрузные и наливные.

В зависимости от вида плавания морские перевозки делятся на малый и большой кабатаж и заграничное плавание.

Различают следующие виды сообщений: междупортовые, прямое водное и прямое смешанное. Применяют две формы организации работы флота: линейное плавание (регулярное) и рейсовое (нерегулярное).

 

9.4. Обслуживание потребителей и фирм автомобильным транспортом

Рассмотрим основные технико-эксплуатационные показатели автомобильного транспорта, которые характеризуют количество и качество выполняемой работы. Показатели использования подвижного состава в транспортном процессе необходим разделить на 2 группы. К первой группе следует отнести показатели, которые характеризуют степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта:

       коэффициент технической готовности, выпуска и использования подвижного состава;

       коэффициент использования грузоподъемности и пробега;

       среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки;

       время простоя под погрузкой-разгрузкой;

       время в наряде;

       техническая и эксплуатационная скорости.

Вторая группа характеризуют результативные показатели работы подвижного состава:

       количество ездок;

       общее расстояние перевозки и пробег с грузом;

       объем перевозок и транспортная работа.

Наличие автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов называют списочным парком подвижного состава.

Движение автотранспорта происходит по маршрутам. Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок. Основные элементы маршрута: длина маршрута – путь проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута; оборот автомобиля – законченный цикл движения, т.е. движения от начального до конечного пункта и обратно; езда – цикл транспортного процесса, т.е движение от начального до конечного пункта. Маршруты движения могут быть маятниковые и кольцевые.

Построение модели транспортного обслуживания потребителей и фирм основывается на рациональных маршрутах перевозки и графиках (расписаниях) доставки продукции потребителям, т.е. маршрутизации перевозок. Маршрутизация перевозок – наиболее совершенный способ организации материалопотока грузов с предприятий оптовой торговли потребителям. Создание маршрута позволяет точно определить оптимальный объем перевозок грузов и количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки.

Для составления согласованных графиков доставки продукции потребителям необходимо выполнить следующий ряд работ.

1. Базовый рынок и его рациональный радиус. На этом этапе должны быть определены потребности потребителей. Удовлетворение потребностей потребителей может выражаться предоставлением товара или слуг. Определяя базовый рынок необходимо провести маркетинговое исследование всего рынка или же сфокусировать внимание на одном из его сегментов. Для этого необходимо провести сегментационный анализ рынка и получить сегментационную сетку Эта сетка покажет фирме товарный рынок и различные сегменты, которые входят в состав рынка. Сам рынок состоит из абсолютного потенциала рынка (емкости) и текущего потенциала рынка.

Абсолютный потенциал рынка – это объем продаж, которые мог бы воспринять рынок, т.е. предел к которому стремится спрос на рынке.

Текущий потенциал рынка – соответствует ожидаемому спросу при суммарном маркетинговом давлении.

Разрыв между текущими и абсолютными уровнями спроса указывает на степень развитости или неразвитости рынка. Чем больше разрыв тем выше потенциал роста глобального спроса. Изучая реальный спрос базового рынка организация должна рассмотреть различные стратегии.

2. После определения базового рынка и его потенциала необходимо охарактеризовать и предприятие оптовой торговли, которое должно обслужить этот рынок. Ключевыми моментами в этой части являются размеры предприятия, его производственные и финансовые возможности. Важным является расчет издержек предприятия, которые связаны с его производственно-хозяйственной деятельностью. Выделяют следующие виды издержек: постоянные, переменные, общие и предельные издержки.

3. Рассчитав эти издержки необходимо определить рациональный радиус действия предприятия по обслуживанию потребителей и тариф, при котором буде обеспечена нормальная прибыль.

 

Тема 10. Внешнеторговые сделки и логистические системы международного товародвижения

 

10.1. Внешнеторговые сделки и логистические системы

Исследование экономических связей между государствами обуславливает рассмотрение таких экономических категорий как мировой рынок, международное разделение труда и международная торговля. Производственная специализация стран и регионов способствуют росту международного обмена и развития транспортного сообщения. Мировой рынок как экономическая категория одновременно сфера товарного производства и обращения, осуществляемого посредством перевозок грузов разных стран при расширяющимся международном разделении труда. Расширение промышленного и сельскохозяйственного производства во многих странах при дальнейшем углублении международного разделения труда в условиях НТП повышает значение внешней торговли и в первую очередь морского судоходства как одного из важнейших факторов экономических связей.

В основе всех внешнеторговых операций лежат коммерческие сделки с иностранными контрагентами по продаже или покупке товаров и по транспортированию и страхованию грузов. Сущность первичных коммерческих операций, т.е. внешнеторговых сделок выражается в действиях направленных на установление, изменение или прекращение правоотношений в области внешней торговли. Фиксация правоотношений с иностранным контрагентом является основополагающим признаком внешнеторговых сделок. Другой важнейший признак – фиксация условий платежа или иных видов компенсаций по внешнеторговым сделкам.

Основными видами внешнеторговых сделок связанных с перевозкой товаров являются импортные и экспортные сделки. В импортных сделках фиксируется покупка и ввоз иностранных товаров для непосредственной реализации их на внутреннем рынке страны-импортера либо для обработки и переработки их с последующей реализацией новой продукции у себя в стране либо за границей.

В экспортных сделках фиксируются операции по продаже и вывозу товаров для реализации их на внешнем рынке. Часто проводят реэкспортные и реимпортные сделки.

К внешнеторговым сделкам относятся договоры мены, которые подразделяются в свою очередь на товарообменные и компенсационные сделки. Эти виды безвалютных сделок сравнительно широко распространены. Мена в широком смысле – это договор по которому с иностранным контрагентом производится обмен товара одной страны на товары другой страны. Мена как и сделки купли продажи товаров означает, что право собственности на товар переходит от одной стороны к другой за определенный эквивалент. В отличие от сделок по купле-продаже товаров в данном случае таким эквивалентом являются не деньги, а определенные договором товар либо услуга.

Приведем ниже на рисунке 10.1. классификацию внешнеторговых сделок. Товарообменная сделка фиксирует обязательство контрагентов двух стран по обмену товаров установленной стоимости одной страны на другие товары соответствующей стоимости из другой страны. В тех случаях когда не фиксируется стоимость обмена обязательно указывается их количество. Такой обмен фиксированного количества товара одной страны производится на фиксированное в сделке количество товара, поступившего из другой страны в обмен.

При компенсационной сделке контрагентом предусматривается взаимная поставка разных товаров на равную стоимость. Особенностью этих операций является то, что контрагентом могут быть несколько экспортно-импортных фирм. При этой сделке взаимные обязательства могут погашаться не только товарами но и уплатой обусловленной суммы денег или непосредственным удовлетворением интересов контрагентов в какой либо другой форме.

Виды внешнеторговых сделок

Импортные

Экспортные

Невидимый экспорт (импорт)

Договор мены

Комиссионные сделка

Консигнационные сделка

Товарообменная сделки

Компенсационная сделки

Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики