Социально-экономическая сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция

Описание

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.

Работа состоит из  1 файл

логистика - лекции.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

Рис. 10.1. Внешнеторговые сделки

Еще одной разновидностью внешнеторговых сделок являются компенсационные и консигнационные сделки. Первая сделка предусматривает определенное комиссионное вознаграждение за посредническую деятельность. При консигнационной сделке дающий поручение консигнатор направляет товар для реализации своему иностранному консигнатору, т.е. фирме выполняющей это поручение через склад или посредников.

Важную роль в международной торговле играют международные фирмы и объединения.

Основные их формы: картели, пулы синдикаты, тресты и концерны.

Картель – объединение с однородной продукцией или видом деятельности. Участники такого объединения вступают между собой в договорные отношения в целях ограничения конкуренции и разделения рынка.

Пул – соглашение о порядке распределения прибыли по заранее фиксированной пропорции.

Синдикат – объединение которое сохраняет производственную самостоятельность но утрачивает права на коммерческую деятельность. Коммерческой деятельностью занимается сбытовая контора, которая на рынке выступает о т имени всех предприятий.

Трест – форма объединения при которой входящие в трест предприятия лишаются производственной. коммерческой и юридической самостоятельности Руководящий орган треста устанавливает единые цены по продажам и закупкам, регулирует объемы производства, рынки сбыта и распределение прибыли.

Концерн сложная форма объединения. Контроль над фирмой и предприятиями осуществляет компания, в которой сосредоточен контрольный пакет акций.

Существенную роль во внешней торговле стран играют союзы называемые ассоциациями и федерациями, объединяющие торговые и промышленные фирмы одной какой-либо отрасли.

Основными организационными формами объединений являются снабженческо-сбытовые органы производственных фирм, а также самостоятельные торгово-посреднические предприятия, которые выполняют посреднические операции.

Экспортно-импортные торговые фирмы вывозят товары своей страны и и ввозят иностранные. Они имеют своих агентов в других странах, которые оказывают услуги по перевозке, фрахтованию, страхованию и выполнению других формальностей.

Экспортные торговые фирмы занимаются покупкой товаров в своей стране для последующей перепродажи этих товаров в других странах.

Импортирующие фирмы закупают товар за границей с целью его реализации у себя в стране, либо в другой стране.

Оптовые фирмы – это торговые предприятия которые выступают в посреднических операциях между промышленными предприятиями и розничными торговыми фирмами либо действуют самостоятельно во внешней торговле или выполняют агентские функции в своей стране по сбыту в ней иностранных товаров.

Розничные торговые фирмы как правило представлены крупной универсальной сетью розничных магазинов одной фирмы, размещенных по всей стране.

Посреднической деятельностью занимаются брокеры, которые являются коммерсантами, выполняющими постоянно посреднические функции между покупателем и продавцом, между страховщиком и страхователем. Брокеры специализируются на посредничестве в определенных сферах деятельности. Посреднической деятельностью занимаются также агенты и коммисионеры.

В мировой практике появилась новая тенденция – глобализация, под которой понимается стратегия направленная на реализацию продукции на рынках разных стран. Построение международных логистических систем включая вопросы связанные с созданием транспортной инфраструктуры. Большую роль в международном товародвижении играют транспортные коридоры.

Создание региональных грузовых транспортных центров.

 

10.2. Торговые договоры

Межгосударственные экономические контракты и соглашения – это юридические акты между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей в охватываемых контрактом или соглашением взаимных хозяйственных, кредитных, научно-технических и других связях. В контрактах определяются права юридических лиц, договаривающихся сторон в отношении торговой и промышленной деятельности, регулируются вопросы ввоза и вывоза товаров, транзита, таможенных пошлин и ряда других вопросов.

Самой распространенной основной разновидностью межгосуларственных экономических контрактов является торговые договора. Межгосударственные торговые контракты и соглашения определяют общую правовую и экономическую основу перевозки продукции. Одним из таких документов является контракт купли-продажи, который представляет правовой документ на основании которого регулируются взаимоотношения непосредственных участников внешнеторговой сделки и преобладающая часть оформляется посредством контракта купли-продажи.

Основным признаком контракта купли-продажи является условие о том, что одна сторона продавец принимает на себя обязательства передать указанный в контракте товар в собственность другой стороне которая обязуется уплатить продавцу обусловленную в контракте цену. Продавец должен установить контакты с потенциальными покупателями и направить им предложение – оферту, которая бывает твердая или свободная. Важным моментом сделки является подтверждение заказа. К основным условиям контракта относятся: качество товара, количество товара, цена товара, сроки и дата поставки, тара и упаковка включая маркировку

 

10.3. Мировой фрактовый рынок

Спрос на морской тоннаж формируется под влиянием объемов, структуры и направлений международных морских перевозок многообразной продукции производства.. Выделяют следующие основные формы организации перевозок:

       трамповое рейсовое судоходство;

       линейное судоходство;

       перевозка судами торгово-промышленных монополий;

       регулярные линейные сообщения.

Большая роль отводится агентским фирмам, которые выступают посредниками между судовладельцами и грузоотправителями. Выделяют следующие формы фрактования судов: в наем или сдача в наем на рейс или несколько рейсов или на определенный период для транспортировки полного или частичного пароходного груза в транмповом судоходстве, а также бронирование места для перевозки частичного или полного груза – линейном судоходстве. Мировой фрактовый рынок подразделяется на рынок нефтеналивного флота и сухогрузного флота. В фрахтовании применяются в основном 2 вида фрактовых сделок: фрактование по чартерам и бронирование по коносаментам.

Переговоры как правило ведутся через брокеров судовладельцев и фрактователей которые специализируются на фрактовании судов определенного типа и по направлениям перевозок. В отличии от агента брокер не является представителем, он не вступает в договорные отношения ни с одной из сторон и действует на основе отдельных поручений.

Договор морской перевозки может иметь различные формы: чартер, коносамент, букинг-нот. берс-нот и фиксчур-нот.

 

Тема 11.Система складирования и складская переработка продукции

 

11.1. Функционирование складского хозяйства в системе распределения продукции

Складирование продукции необходимо в связи с неравномерностью циклов производства, транспортировки и потребления ее. Складские системы различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных потоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах. Кроме того выполняются внутрискладские транспортные, погрузочные и разгрузочные операции, также некоторые технологические операции. Ввиду неравномерности перевозок грузов работа их носит динамический или стохастический характер.

Складские системы способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых грузов. Цель складской системы состоит не только в том чтобы принимать с транспорта грузопоток с одними параметрами, перерабатывать и выдавать его на другой транспорт с другими параметрами но и для того чтобы выполнять эти преобразования с минимальными издержками. Отличия складских систем можно трактовать как различия в структуре складских систем. Они также могут иметь непосредственное отношение к тому типу стратегии ь функционирования которую следует применять при управлении системой.

Под стратегией функционирования понимается решение о времени и количестве заказываемой продукции. В сети распределения продукции потребителям имеется несколько маршрутов или физических каналов. Выбор нужного маршрута оказывает существенное влияние на уровень обслуживания потребителя и уровень совокупных запасов в системе распределения.

Такие воздействия должны тщательно учитываться при выборе метода распределения включающего такие аспекты как способ транспортировки, отгрузку непосредственно с предприятия или через систему отраслевых складов, количество эшелонов и связанное с этим размещение запасов. Большинство встречающихся на практике систем управления запасами через складскую четь имеют разветвленную систему.

11.2.Издержки и политика цен на складском комплексе

Для выбора стратегии функционирования складских систем важную роль играют издержки. Существует 5 основных типов издержек, которые оказывают влияние на выбор стратегии функционирования:

       издержки связанные с поставкой;

       издержки содержания запасов;

       издержки выполнения заказов потребителей;

       издержки связанные с дефицитом запасов когда поступающие требования не могут быт удовлетворены;

       издержки по сбору и обработке данных и по управлению складской системой.

Издержки поставок которые подразделяются на 2 части. Первая часть составляет сумма которую следует уплатит поставщику и она составляет стоимость поставляемого товара. Вторая часть – издержки самой системы и они могут различаться так как зависят от ряда различных факторов. Они относятся к оформлению и обработке заказа. Стоимость транспортирования запаса от поставщика к пункту хранения оплачивается обычно поставщиком и поэтому не оплачивается складской системой. Транспортные издержки зависят от используемого вида транспорта.

Издержки содержания запасов которые также можно разделить на 2 категории: на издержки зависящие от него и издержки не зависящие от размера заказа. Издержки зависящие от размера заказа определяются умножением стоимости единицы поставляемого товара на объем поставки. Издержки не зависящие от размера заказа или фиксированная стоимость. Общие издержки подачи заказа равны сумме двух вышеназванных издержек.

Издержки содержания запаса входят издержки которые не входят в стоимость эксплуатации помещения склада. В ряде случаев наиболее важными являются не прямые издержки, а косвенные экономические потери возникающие из за того что капитал приходится вкладывать в запасы. Потерянная прибыль представляет косвенные издержки содержания запасов.

Издержки выполнения заказов потребителей которые и состоят из издержек учетных операций, зарплаты работников склада занятых обработкой заказов, издержек на упаковку и транспортирование в случае если они оплачиваются складской системой. Не смотря на изменение издержек при колебаниях интенсивности спроса они не зависят от стратегии управления запасами. Поэтому их не следует учитывать при определении издержек, которые меняются с изменением стратегии функционирования системы. Издержки, связанные с дефицитом запасов в системе зависят от стратегии функционирования поскольку именно от нее зависит какое время в системе наблюдается дефицит запасов.

Издержки связанные с дефицитом которые как правило трудно определить.

Издержки по сбору и обработке данных включают расходы по сбору информации о спросе на продукцию,учет продукции.расходы по прогнозированию ожидаемого спроса. Использование этих издержек возможно при нахождении приемлемой стратегии функционирования складской системы.

Рассмотрим политику цен на складском комплексе. Целью работы склада является увеличение среднего значения двух величин: производительности и прибыли. Эту цель (выгодность работы) можно выразить следующей формулой:

В= Ф + (1 – ) П;

где: В – показатель выгодности при

Ф – пропускная способность склада;

П – прибыль склада; коэффициент выгодности.

11.3.Характеристика и классификация складов организаций внешних систем

Склад – здание вооружение устройство, которое предназначенное для приема и хранения различных материальных ценностей, подготовку их к производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей.

Склады классифицируются следующим образом:

       по характеру деятельности, т.е. назначению – материальные (снабженческие) склады, внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые) и сбытовые;

       по виду и характеру хранимых материалов: универсальные и специализированные;

       по типу здания, конструкции: закрытые, полузакрытые, открытые и специальные (бункерные сооружения, резервуары);

       по месту расположения и масштабу действий – централизованные, участковые, прицеховые;

       по степени огнестойкости – несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К материальным (снабженческим) относятся склады через которые предприятие получает сырье, материалы, изделия и заготовки которые необходимы для производства. Они входят не только в систему складского хозяйства организации, но и связаны с технологией основного производства и региональными складскими системами. Цель создания внутрипроизводственных складов состоит в том чтобы компенсировать неравномерности производственных циклов и ритма производства на различных участках и в цехах производства. Особенностью этих складов является сравнительно небольшие сроки и запасы хранения продукции, возможность прибытия и отправления продукции с небольшими интервалами и даже непрерывным потоком, ритмичность грузопотоков по сравнению со складами связанными с работой материального транспорта.

Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики