Социально-экономическая сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция

Описание

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.

Работа состоит из  1 файл

логистика - лекции.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

Управление на основе логистической концепции побуждает менеджмент максимально конкретизировать все задачи управления на каждом уровне, этапе, в каждом звене на любой обозримый отрезок времени Для получения ожидаемого результата системы данного типа предполагают точное, конкретное определенное правое положение объектов и субъектов управления.

Процесс создания логистических систем управления потоковыми процессами и их последующая жизнедеятельность определяется условиями действующего правого регулирования. Правое регулирование в пределах логистических систем предполагает не простое приложение правовых норм в процессе жизнедеятельности, а их творческое комбинирование. Применение двух форм организационно-правого обеспечения: внешнее и внутреннее.

Внешнее организационно-правовое обеспечение регулирует взаимодействие логистической системы, ее звеньев и деятельности с внешней средой.

Внутреннее организационно-правовое регулирование логистических систем предполагает правое регулирование режима работы в рамках системы, взаимодействие и взаимозависимость ее структурных элементов, права и обязанности и ответственность должностных лиц.

Особая роль отводится правому регулированию для эффективного функционирования макрологических систем на межрегиональном и межгосударственном уровне.

 

7.2. Функции и формы организации логистического управления

В условиях рынка ни один товаропроизводитель не может быть заранее быть полностью уверен в том, что начиная производство и реализацию какой-либо продукции он сможет окупить свои затраты. Необходимо от предприятия высокой степени готовности к поставкам и быстрой реакции на изменение спроса. В конечном счете, задача сводится к следующему:

       организовать соответствующее производство и таким образом регулировать его, чтобы оно было максимально эффективным не только с точки зрения рентабельности ,но и соответствия потенциальных возможностей конъюнктуре рынка;

       создать систему обеспечения и реализации синхронизированную по всем параметрам производственно – хозяйственной деятельности,

       обеспечить поставку продукции нужного качества в нужное время и в нужное место при минимальных совокупных затратах

Независимость товаропроизводителей стоит дорого, если учесть что товаропроизводителю необходимо самостоятельно выполнять множество функций не только в сфере производства, но и в сфере обращения, особенно при сбыте продукции.

Рыночная эффективность производства резко возрастает, повышается качество продукции, совершенствуется сервис предоставляемый покупателям если интегрировать многочисленные материальные, информационные и денежные потоки и управлять ими из одного координационного центра. Подразделения логистики, создаваемые на предприятии становятся аналитической и управленческой структурой, которая изучает, рассчитывает, оптимизирует и планирует потоковые процессы на всех уровнях. Функциональная роль структурного подразделения организации, курирующего логистику состоит в планировании, управлении и контроле материальных и иных потоков не только в рамках предприятия, но и за ее пределами. Консультативные советы.

Организационная структура предприятия которая управляет логистической системой должна выполнять следующие обязательные функции:

1. Формировать и развивать систему логистики, строго придерживаясь концептуальных принципов и положений;

2. Разрабатывать и реализовать стратегию логистики в соответствии с рыночной стратегией фирмы.

3. Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов.

4. Координировать взаимосвязанные функции управления

5. Решать проблемы специфики и индивидуальности предприятий.

В соответствии с особенностями предприятия и обусловленными функциями действует различная организация управления логистикой. Централизованное руководство обеспечивает максимальную эффективность издержек логистики, согласованность целей и задач, синхронность действий и дополнительный синергический потенциал. Подходы к группировке и степени централизации зависит от многих факторов: рыночной среды, вида и ассортимента предмета управления логистики, а также особенностей субъектов логистической системы. Преобладает централизованная форма управления логистикой. Качество самого процесса управления зависит от двух факторов:

       состояния информационной подсистемы;

       состояния материально-технической базы логистики.

На основе данных о потребностях контрагентов разрабатывается оптимальная модель логистической системы управления начиная с операции по обработке заказов покупателей и заканчивая формированием хозяйственных связей с поставщиками для материально-технического обеспечения собственного производства. В логистической системе должно быть достигнуто оптимальное соотношение в удовлетворении противоречивых интересов различных структурных подразделений организации. Качественным критерием оценки дееспособности логистической системы выступает уровень обслуживания узловых служб предприятия. Эти службы критически контролируют логистические услуги и помогают раскрыть слабые стороны действующей системы. Основным условием для взаимного контроля является разграничение областей ответственности.

 

7.3. Интеграция логистики с основными управленческими функциями предприятия

Логистические структуры на предприятии тесно взаимодействуют со многими функциональными подразделениями. Нормативно-правовое обеспечение логистической деятельности выполняется совместно с юридическими службами. В процессе развития рыночных отношений все отчетливее проявляется тенденция усложнения продукции и ее реализации. В условиях рынка покупателя цикл разработки новых изделий становится длиннее, в жизненный цикл товара имеет тенденцию к сокращению.

Обобщенная структуризация основных управленческих функций на предприятии с точки зрения их интеграции с логистикой в зависимости от характера функций управления и сфер деятельности предприятия. Логистика интегрирует фактически со всеми основными управляющими функциями. На стадии проектирования когда формализуется идея создания нового предприятия, его размещение и дальнейшая жизнедеятельность должны учитывать логистические требования. Реализация концепции логистики на действующем предприятии предусматривает:

       наделение логистики на начальном этапе ее внедрения контрольными функциями по планированию и осуществлению соответствующих работ и операций в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

       соответствующее обучение кадров, подготовка персонала, налаживание системы постоянного повышения квалификации:

       постепенное наделение логистических служб и центра управления всеми полномочиями и ответственностью по управлению по управлению логистическими функциями и регулированию смежных функций на предприятии.

       ускоренное внедрение необходимых в каждом конкретном случае элементов автоматизации, которые должны связывать все составные части в единую систему логистики.

 

7.4. Контроль и оценка рисков в управлении логистикой

В любом виде производственно-хозяйственной деятельности включая управления потоковыми процессами для достижения постоянной эффективности необходимо иметь соответствующую систему контроля.

Логистическая система не может считаться полностью дееспособной без эффективной подсистемы контроля. Отсутствие должного контроля влечет за собой повышение рисков и значительные потери в процессе управления материальными, денежными и иными потоками. В логистике необходимость оценки рисков имеет особенно важное значение и поэтому является в высшей степени желательной. Это объясняется тем, что большая часть задач управления материальными, денежными и информационными потоками имеет долгосрочные перспективы.

В связи с тем, что тенденции и воздействия ряда факторов особенно внешнего порядка трудно предсказуемы, решение многих задач вырабатывается в условиях неопределенности. Даже небольшие изменения воздействующих факторов дают эффект мультипликации и вызывают существенные сбои или потери в производственно-хозяйственной деятельности.

Обобщенно риск – это потенциальная вероятность возникновения ущерба, потерь, неудобств или уничтожения чего-либо. В первую очередь необходимо определить, кто рискует конкретно и в какой форме выражается риск и какова его природа. При исследовании все проявления рисков необходимо формализовать в количественные и качественные параметры.

Обобщающей формой риска является потеря прибыли. В связи с этим во всех случаях возникновения рисков применяется специфический методологический подход. Данный подход заключается в проведении детального анализа взаимозависимостей и взаимосвязей управляющих воздействий и рисков. Рассматриваемые воздействия и вызванные ими изменения должны быть выражены в виде предельных допущений так называемого «диапазона минимума и максимума» в процессах управления. Должны быть рассчитаны соответствующие показатели на основе которых производится распределение вероятностей ожидаемых результатов в случае принятия тех или иных решений.

Наиболее действенным средством уменьшения ущерба а также инструментом противодействия риска является анализ реакции на риски. Концепция логистики для повышения достоверности прогнозирования рисков в процессе принятия управляющих решений предполагает разработку соответствующей модели развития ситуации на основе математической логике. Отрицательные вариации значений избранного для анализа реакции какого-либо воздействующего фактора балансируются соответствующими резервными вариантами, которые в итоге должны обеспечить достижение положительного результата.

Риски стратегического характера анализируются и вычисляются с помощью более сложного аппарата процедур и методик. Технология «дерева целей» получила широкое распространение в силу доступности и относительно низкой себестоимости. Анализ рисков путем разделения проблемы осуществляется до тех пор, пока не будет достигнут требуемый уровень детализации. Затем на достигнутом уровне проводится разработка нескольких вариантов программы, обеспечивающей положительное решение главной цели. Система контроля в рамках которой осуществляется анализ рисков могут принять правильное решение при уменьшении предполагаемой опасности.

 

Тема 8. Основные направления совершенствования управления логистикой.

 

8.1. Факторы развития логистики

Развитие логистики в промышленно развитых странах связано прежде всего с причинами экономического характера. Рост объемов производства и расширение внутринациональных и международных связей объективно приводят к увеличению издержек сферы обращения и внимание менеджеров сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращении затрат в данной сферы.

В западных странах около 93% времени движения товара от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения и главным образом на хранение. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка – 5%. Операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными чем на национальных рынках. Затраты на них составляют порядка 25-35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Кроме того развитие логистики помимо стремления организаций к сокращению временных и денежных затрат связанных с товаропродвижением определили два фактора:

       усложнением системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

       создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателя. Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции в сою очередь потребовало от фирм-изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия. Результатом стало повышение качества обслуживания и прежде всего сокращения времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке. В качестве следующего фактора наряду с усложнением проблем реализации распределения стал рост требований к качеству процесса распределения. Распределение – вид деятельности и структурные формирования, которые занимаются рекламой, реализацией, транспортированием продукции и оказания услуг покупателям. Физическое распределение охватывает ту часть системы логистики, которая связана с доставкой продукции к потребителю, а физическое обеспечение – часть логистической системы которая осуществляет движения сырья и материалов от поставщика или источника сырья. Логистика – область деятельности, к которой государственный и частные секторы проявляют растущий интерес Она приобретает все большее практическое значение. В логистических решениях взаимодействуют следующие действующие лица.

       продуценты (создающие, производящие продукты);

       поставщики;

       транспортные агентства;

       правительства; потребители.

Рассмотрим как возникает потребность в логистике. В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика, он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятия, а готовый продукт с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производственный спрос.

Правительство страны обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами. Таким образом, логистика – это наука и искусство управления материалопотоком, т.е. управления продвижения продукции от источника к потребителю. Функции логистики включают управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также управление информационным потоком, ассистирующим движение материалов.

Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики