Социально-экономическая сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция

Описание

Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.

Работа состоит из  1 файл

логистика - лекции.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

Какую бы мы логистическую систему не рассматривали производственную или работающую в сфере обращения), ее структура образована следующими функциональными областями.

1. Транспорт. При логистическом подходе транспорт включает перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад со склада на склад, доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта является стоимость и надежность.

2. Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.

3. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя или же ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

4. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. С их помощью передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.

5. Другие функциональные области. К ним относятся производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производстве.

5.1. Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.

5.2. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства должны не только определять его потребности но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения.

Составляя логистическую систему, как правило, используют функциональные области логистики. Поэтому основные издержки логистики складываются из расходов на транспортирование продукции, складирование ее, поддержание товарно-материальных запасов, получение, отгрузку и упаковку товаров, расходов по обработке заказов, административных расходов и другие. Доля функциональных областей логистики от общей суммы затрат на нее приведена в нижеследующей таблице 1.3. Логистическая система – это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса на продукцию. За счет совершенствования логистической системы можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем дополнительных клиентов. Логистическая система взаимодействует с управленческими функциями – планированием, организацией и контролем.

Доля функциональных областей логистики в процентах к общей сумме затрат

Функциональная область

Доля от общей суммы затрат, %

Транспорт

46

Складирование

26

Запасы

10

Прочее

18

Всего

100


Логистическая система взаимодействует с управленческими функциями – планирование, организацией и контролем. Логистическая система используемая фирмой для выработки стратегии в таких видах деятельности как планирование и производство взаимодействует с функциональными областями: производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование.

В планировании логистика оказывает влияние на производство и технологию за счет выбора места размещения фирмы, планирование складской сети, складской обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели; в области маркетинга логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей; финансирование и администрирование связаны с разработкой информационной системы, контроля за запасами и бюджетом.

Производственная деятельность логистики связана с составлением производственного календарного планирования, прогнозом продаж, обработкой заказов, диспетчеризацией, контролем за деятельностью, управлением запасами готовой продукции, внешним и внутренним транспортом и другими функциями.

Процесс производства взаимодействует с системой логистики по двум направлениям. Во-первых, производство должно регулярно пополнять запасы готовой продукции в системе распределения и что особенно важно удовлетворять спонтанные потребности независимо от того, является ли продукция стандартной, модифицированной или специальной. Во-вторых производство зависит от системы материального обеспечения в части сырья, материалов и комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества.

Управление производственным процессом направлено на снижение издержек производства и ориентировано на ритмичную работу с минимально возможным временем производственного цикла и срока выполнения заказа.

Рост требований к качеству процесса распределения вызвал у продуцентов аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. Образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существующих моделей организации в сфере снабжения и сбыта. Активно развернулись работы по оптимизации отдельных направлений товародвижения.

Работа по принципу «малыми партиями» повлекла соответствующие измерения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной степени покрывались за счет сокращения складских издержек. Необходимо также выделить следующие факторы, определившие развитие логистики:

       использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

       унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности.

Формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. Признание важности всех видов информации, ее внутренних и внешних потоков, контроля за ними и их использование привело во многих организациях к изменению форм деятельности подразделений, ответственных за функционирование информационных систем.

 

8.2. Уровни развития логистики

Ранее были рассмотрены 4 уровня развития логистики, которые характеризуют 4 стадии развития логистических систем управления на предприятиях. Восхождение от низшей стадии развития системы логистики к более высоким происходит постепенно, а при возникновении благоприятных условий – скачкообразно. Переход на более высокий уровень в лучшем случае обычно длится от 6 месяцев до 2 лет, а переход от первой стадии развития к четвертой занимает около 20 лет. Однако ожидается сокращение срока до 10 лет с связи с возросшим давлением международной конкуренции и возможностями использования опыта организаций, которые проделами этот путь.

Организации с неодинаковым уровнем развития логистики существенно различаются по целевому направлению инвестиций. Организации, находящиеся на различных уровнях развития логистики существенно различаются по целевому направлению инвестиций. Предприятия, находящиеся на низшем уровне развития логистики крупные капитальные вложения направляют на нейтрализацию негативных воздействий, а на более высоком уровне развития – преимущественно на формирование логистической инфраструктуры.

В странах с развитой рыночной экономикой развитие логистики характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным фирмам – внешним агентам. В этом проявляется непрерывный процесс углубления общественного разделения труда. Одним из видов дальнейшего развития логистики является создание консультативных отделов для получения диагноза состояния логистики на предприятии. Кроме того они выполняют также исследования в области логистики, разрабатывают предложения по ее совершенствованию, проводят занятия по изучению проблем логистики, а также перенимают опыт других организаций.

Вопросами генерации идей, обмена опытом и выработкой научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в странах занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объединяющие предприятия и научные организации. Объединения имеют исследовательские центры с хорошо поставленной методикой анализа ситуации в промышленности, консультативные центры, базы данных.учебные центры и т.д.

 

8.3. Основные направления исследований в области логистики

Одной из причин быстрого развития логистики стал процесс дерегулирования экономики и в первую очередь он затронул транспортную сферу. Одной из направлений исследования логистики связано с взаимоотношениями логистики и издержек. Концепция предполагает проведение анализа новаций любого вида деятельности логистики с учетом общих издержек системы. Комплексный анализ логистики позволяет определить пропорции системы и эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, выработать управленческую политику. Системный анализ помогает функционированию и повышению эффективности системы логистики

Выделяют следующие причины исследования логистики.

Во-первых, эффективная деятельность одной функции может нарушить равновесие всей балансовой системы логистики.

Во-вторых, система логистики становится важным конкурентным инструментом и основой для контроля над распределением.

В-третьих, достижения НТР ускорили консолидацию системы логистики в единое целое.

В-четвертных логистика стала определять стратегию в целом, а не только минимизировать затраты.

При оценке создаваемой модели логистической системы необходимо пользоваться такими критериями как минимизация затрат, максимизация прибыли или минимизация рисков. Модели логистики должны включать задачи создания стахостической модели. Перспективной областью исследования является разработка эффективных методов оптимизации взаимодействия

Темы исследований в области логистики необходимо объединить в 3 независимые группы: разработка моделей и алгоритмов решения задач; включение более реалистичных допущений моделирования; объединение логистических моделей.

 

Тема 9. Транспортные аспекты в логистической системе

 

9.1. Экономическая сущность транспорта. продукции и качества обслуживания

В логистике транспорт играет значительную роль связывая между собой отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт тем самым участвует в процессе воспроизводства материальных благ. Транспорт является отраслью материального производства, так как имеет свою продукцию, которая определяется как перемещение. При транспортировке продолжается процесс производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения. Процессы производства и потребления на транспорте не разделены во времени. Продукция на транспорте потребляется в процессе производства (перемещения) как его полезный эффект, а не вещь. Это находит отражение в формуле кругооборота капитала для промышленного и транспортного капитала согласно рис.9.1.

Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики