Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

049343_2D3CD_shpory_po_psihologii_i_pedagogike.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

Гражданский брак, в просторечии сожительство, в психологии называют «промежуточной семьёй», т.к. в любой момент она  может либо развалиться, либо трансформироваться в официальную семью. Такая форма  брака приобретает всё большую популярность.

Семья выполняет  несколько важных функций: 1.продолжение рода (репродуктивная); 2.хозяйственная; 3.организации досуга; 4.воспитательная.

В зависимости  от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенной из них является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип – сложная или патриархальная семья. Она включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным основанием для выделения типа семьи является наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.

Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности  детей (особенно маленьких). В ходе семейного воспитания ребенок научается жить по правилам, соблюдать определенные требования и налаживать взаимоотношения с другими людьми. В семье с течением времени созревает не только организм ребенка, но также формируются его психические функции - внимание, память, мышление, воля, рефлексия.

Семейное  воспитание - лишь часть общественного  воспитания. В семье осуществляется: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное воспитание, видоизменяясь от возраста к возрасту.

С учетом воспитательного  воздействия выделяют следующие  модели негативных семейных взаимоотношений.

Безнадзорность встречается, когда родители излишне заняты и не уделяют должного внимания своим детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, часто попадают под «уличное» влияние.

Семьи с гиперопекой ребёнка - жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время указания, предупреждения, запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах.

Воспитание «Золушки» в семье - это обстановка эмоциональной отверженности ребенка, безразличного, «холодного» отношения к нему. Такая ситуация способствует появлению озлобленности и невротическому поведению.

Семьи с жестоким обращением с детьми за малейшую провинность (а иногда и без нее) ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Семьи воспитывающие повышенную моральную ответственность у ребёнка с малых лет. Ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. Наиболее распространенным последствием такого воспитания являются навязчивые страхи, постоянная тревога.

В гармоничной семье  оба родителя и дети взаимно связаны  отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Для создания такой  атмосферы и достижения необходимых  результатов следует помнить  и придерживаться следующих принципов семейного воспитания: 1.целенаправленности – наличие и реализация конкретных воспитательных целей 2.научности – т.е., использование не только житейского опыта в процессе воспитания, но и достижений современной педагогики. 3.гуманизм – уважение личности ребёнка 4.планомерность, последовательность, непрерывность 5.комплексность и систематичность 6.согласованность 7.готовность и желание отвечать на вопросы ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Социальная психология – это наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых) и особенности возникающих отношений в процессе общения.

На современном этапе  развития человеческой цивилизации  социальная психология представлена такими формами, как: 1.житейская, заключенная в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок, обрядов, традиций; 2.образцы литературы и искусства; 3.научная, объясняющая личность как социально-психологический феномен; 4.мыслительная парадигма, задающая определенный взгляд на всю систему современного человекознания; 5.психотехническая, представленная различными приемами социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в конкретной ситуации, технологии управления поведением и установками других людей.

Большинство современных  ученых определяют социальную психологию как науку с двойным предметом: с одной стороны, психологические  свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, с другой – особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства.

Социальная психология как наука включает в себя следующие  основные разделы: закономерности общения  и взаимодействия людей; психологические  характеристики социальных групп; психология личности (проблемы социальной установки, социализации); практические приложения социальной психологии.

К основным категориям социальной психологии относятся:

Группа – относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и правилами поведения. Принадлежность к группе составляет необходимое условие формирования личности. Общение – установление и развитие контактов между людьми, порожденных необходимостью в совместной деятельности. Социальная роль – относительно постоянная система поступков, являющаяся нормой поведения для индивида, занимающего определенную социальную позицию. Человек неизменно оказывается перед дилеммой: служить своим собственным интересам или учитывать интересы группы, к которой он принадлежит.

Социализация – процесс  усвоения индивидом социального  опыта, осуществляемый в общении  и деятельности. Воспитание – организованная социализация. Стихийная социализация – события жизненного пути, разного  рода воздействия на личность, происходящие вне воспитания. Механизмами социализации являются имитация, копирование, подражание, идентификация.

Социальная установка  – готовность, предрасположенность  личности воспринимать других людей  определенным образом. Установка выполняет  как положительные, так и отрицательные функции.

 

 

 

 

40. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений (экономических, политических, социальных). Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно условно объединить в две большие группы:

  • конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей;
  • дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.

Межличностные отношения  в группах и коллективах могут  быть официальными и неофициальными, отношениями руководства и подчинения, деловыми и личными, горизонтальными и вертикальными, рациональными и эмоциональными.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. В отличие  от них неофициальные отношения  складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей.  Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по её поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных  отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком.

Межличностные отношения  в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором – законы их преобразования и развития.

Межличностные отношения  зависят не только от включенных в  них людей, но  также и от социальной ситуации, в которой эти отношения  формируются и развиваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. 

Общение рассматривается  на разных уровнях: общефилософском, социальном и психологическом. Общефилософский уровень – общение – форма жизнедеятельности; Социальный уровень – общение выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта; Психологический уровень – общение определяется тем, что, во-первых, в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого и, во-вторых, в общении человек самоопределяется и самопредъявляется, выражая свои индивидуальные особенности. 

Межличностное общение  выполняет три основные функции:

  • Информационно-коммуникативную – обмен информацией между людьми;
  • Регулятивно-коммуникативную. В общении вырабатываются правила поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается иерархия ценностей, шкала социализации человека;
  • Аффективно-коммуникативную. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку.

В структуре общения  выделяют: коммуникативную, интерактивную  и перцептивную стороны.

Коммуникативная сторона  общения отражает обмен информацией (идеями, позициями,сведениями) между собеседниками с учетом отношений между ними и их индивидуально-личностных характеристик (установок, целей, намерений, интересов).

Интерактивная сторона  общения отражает межличностное  взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Оно направлено на управление поведением партнера через систему психологических приемов влияния с учетом социальных норм и общественных ценностей, характерных для данного сообщества. В процессе совместной деятельности взаимодействие людей может строиться согласно ряду стратегий: соперничества, сотрудничества, компромисса и др. Общение успешно, когда поведение людей соответствует ожиданиям друг друга.

Перцептивная сторона  общения  отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его  как личности. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии. Идентификация – способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место. Рефлексия – явление осознание человеком того, каким он представляется собеседником или слушающей его аудиторией. В процессе двустороннего общения рефлексия порождает шесть образов, отображающих личностные, эмоциональные и когнитивные особенности каждого из собеседников: 1.образ «Я», каким он видит себя; 2.образ «Я», каков он есть на самом деле; 3.образ «Я», каким он представляется собеседнику.

По содержанию общение может быть разделено на: - Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности; - Когнитивное – обмен знаниями; - Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивациями,   потребностями; - Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения  возможно его деление на такие  четыре вида: - Непосредственное – осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: голосовые связки, руки, голова, туловище и т.п.; - Опосредованное – связанное с использованием специальных средств и орудий; - Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения; - Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Анонимное общение –  взаимодействие между незнакомыми  или не связанными личными отношениями  людьми. Незнакомые люди встречаются, вступают во взаимоотношения друг с  другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к  другу.

Формально-ролевое (функционально-ролевое) общение – различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли (покупатель-продавец, пассажир-проводник, врач-больной,студент-преподаватель). Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений. Конечно, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но в том лишь случае, когда оно выходит за рамки служебных отношений. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи.

К средствам общения  относятся: 1.язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения; 2.интонация, эмоциональная выразительность, передаваемая при помощи голоса. Интонация способна придавать разный смысл одной и той же фразе; 3.мимика; 4.позы, дистанция, расположение общающихся в пространстве; 5.взгляды, контакт глаз; 6.жесты.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"