Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 01:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1-42шпоры диффиренциалка.docx

— 49.18 Кб (Скачать документ)

1. Основные факторы индивидуального своеобразия чел-ка.

    1) Конституцианальный генетический фактор – обуславливает физическое и психическое развитие, передается от родителей; 2) Клеточно-молекулярный фактор – от него зависит внешний облик чел-ка; 3) Фактор внутриутробного развития – резус конфликты, питание материи, нарушение обмена веществ, интоксикация (курение, алкоголь, наркотики, лекарства и т.д.); 4) Натальный (как прошли роды); 5) Фактор развития в раннем детстве до 3-х лет (минимум болезней, фактор тесного эмоц общения с матерью); 6) Фактор дошкольного детства; 7) Фактор младшего школьника – определяет самоотношение и уровень самооценки чел-ка; 8) Фактор учебного заведения – чем выше статус начиная от школы заканчивая университетом, тем больше шансов на развитие индивидуальности и способностей ребенка; 9) Фактор пола – большое значение для психического развития; 10) Фактор соц статуса семьи (с 3-х лет); 11) Фактор переходного возраста (12-15, 13-16) – половое созревание, интимно – личностное общение; 12) Профессия – принадлежность к определенной профессиональной группе; 13) Создание семьи.

 

 

2. Структуры индивидуальных св-в на разных уровнях психической организации.

     1) Психофизиологический: а) св-ва пола (муж и жен). Классификация С. Бена (фемининные жен, андрогенные жен, маскулинные жен, маскулинные муж, андрогенные муж, феменинные муж); б) конституция. Кречмер: астеники (вытянутые вверх), пикники (растянутые по ширине), атлетики (гармоничная конституция). Шелдон: мезоморфы (среднее тело), экзоморфы (большое тело), эндоморфы (маленькое тело); в) биоритмы (совы, жаворонки); г) св-ва НС. Павлов: возбуждение и торможение (сила, уравновешенность, подвижность). Русалов и Теплов описали более 20 св-в НС чел-ка и их влияние на интеллектуальные особенности (энергичность, лабильность, частота альфа и бэтта ритмов); д) гормоны (совокупность гормонов в организме чел-ка называется гормональный статус).

     2) Психодинамика: св-ва и типы темпераментов: Гиппократ, классификация св-в темперамента Вундта, Канта, Айзенка, Стреляу, Даймонда, Мерлина.

    3) Психические св-ва на уровне ха-ра, индивидуального стиля и установок: а) существуют классификации типов отклонения в ха-ре: классификация психопатии, классификация Ганнушкина, классификация акцентуации ха-ра (Матард и Кличко); б) существует классификация индивидуальных особенностей стиля дея-ти в отечественной и зарубежной психологии: Климов (исполнительный ориентировачный компонент), Маерс и Кейрси (интроверсия и экстроверсия, гибкость и статичность, интеллектуальность и эмоциональность, интуиция и реалистичность); в) установки исследовались Фрейдом в психоанализе, в грузинской психологии (Узнадзе), в конце 20-го века в соц психологии в Америке

     4) Интеллектуальные особенности на уровне самосознания: а) Фрейд выделил в самосознание Оно, Я, Сверх Я; б) Роджерс (Я реальное, Я идеальное); в) Столин - описывал структуру самоотношения (самоуважение, аутосимпатия, самопринятие).

 

 

3. Предпосылки возникновения диф психологии.

     Дифференциальная психология – это наука о сходстве и различии людей, ее основную идею можно выразить фразой: «Все люди похожи, но нет двух одинаковых».

     Проблема сходства и различия людей интересовала науку несколько тысячелетий. Еще древнегреческие ученые Аристотель, Платон, Теофраст, Гиппократ в своих работах пытались решить ее, акцентируя внимание, либо на уникальности личности каждого человека, либо на выделении типологических особенностей, объясняющих закономерности поведения людей. 

     Большим стимулом для появления дифференциальной психологии явилось внедрение эксперимента в психологические исследования. В 1879 году Вильгельм Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Большое значение для появления дифференциальной психологии имели  исследования биологов и генетиков второй половины Х1Х века. Один из наиболее знаменитых последователей Дарвина Фрэнсис Гальтон первым начал применить эволюционные принципы изменчивости к исследованию людей.

      В 1869 году он издал книгу «Наследственный гений», в которой, применяя биографический метод, попытался проанализировать, как наследуются способности к разным видам деятельности. Основной вывод, сделанный Гальтоном: специальные способности обусловлены конституционально-генетическим фактором, поэтому в мире существуют целые династии незаурядных художников, музыкантов, математиков и физиков.

     Математической базой дифференциальной психологии стала математическая статистика. Именно Гальтон впервые поднял проблему нормального распределения отклонений и проблему корреляции показателей в психологических исследованиях.

    Появление психологических тестов послужило еще одним стимулом для дифференциальной психологии. Вопросами психологического тестирования наиболее плодотворно занимался Джеймс Кэттелл. Именно он в 1890 году ввел понятие «интеллектуальный тест». В начале ХХ века идея психологического измерения интеллекта нашла свое применение на практике.

     Достижения в экспериментальной психологии, биологии, математической статистике и тестологии были переосмыслены в работах А. Бине «Психология индивидуальности» (1895 г.) и В. Штерна «О психологии индивидуальных различий» (1900 г.). Эти работы явились фундаментальными для дифференциальной психологии: в них были определены задачи исследований, оформлен понятийный аппарат, предложены методы анализа данных новой науки.

 

 

4. Предмет и методы исследований в диф псих.

    Самым общим содержанием предмета исследований в ДП является проблема сходства и различий между людьми и группами людей. Современные исследователи выделяют 4 основных аспекта данной проблемы: 1) Изучение наиболее существенных психологических характеристик чел-ка, составляющих структуру его индивидуальности; 2) Изучение диапазона, в котором возможно изменение индивидуальных характеристик людей – индивидуальной вариативности; 3) Изучение различий между группами людей – психологическими типами; 4) Выявление факторов, лежащих в основе индивидуальных различий.

     Методы исследования в ДП: 1) Организационные - определяют форму проведения исследований ( Лангетюдный метод для исследования развития индивидуальных особенностей человека; Сравнительно-возрастной метод использовал швейцарский психолог Пиаже, который изучал развитие сенсомоторного интеллекта у детей. Современные исследователи используют комплексный метод организации экспериментов в ДП, когда большая группа испытуемых исследуется на протяжении определенного периода их жизненного пути.); 2) Эмпирические методы в ДП используют для получения конкретных данных о свойствах темперамента, характера, индивидуального стиля деятельности, особенностях мышления испытуемых. Среди них  наиболее часто используются психологические тесты, так как они дают возможность анализировать количественные результаты измерения психологических свойств. Наряду с тестами в исследованиях используются эксперименты, наблюдения, проективные методики, биографические методы; 3) Обрабатывающие методы используют для количественного и качественного анализа эмпирических данных. Помимо коэффициентов корреляции и вариации, которые использовались еще в начале века, сейчас для количественной обработки данных применяются сложные математические процедуры: факторный, дисперсионный, кластерный анализ и другие; 4) Интерпретационные методы применяют для теоретического осмысления данных экспериментального исследования. В ДП для этого используют генетический и структурный метод. С помощью генетического метода описывают и интерпретируют связи между разными уровнями индивидуально-психологических характеристик. С помощью структурного метода описывают и интерпретируют взаимосвязи между отдельными компонентами психологической структуры.

 

 

5. Основные направления развития ДП.

     Развитие ДП на протяжении ХХ века шло в 2-х основных направлениях:  1) Связано с исследованием структур индивидуально-психологических  явлений; 2) С анализом индивидуальных и групповых различий.

     Вопрос о возможности выделения основных свойств структуры человеческой индивидуальности был очень острым в дифференциальной психологии 30-50-х годов. Американец Оллпорт настаивал на том, что черты личности – это абстракция, в каждом конкретном случае они образуют неповторимое сочетание, поэтому невозможно сравнивать людей между собой.

     Направления: 1) Очень продуктивным подходом в рамках структурного направления стало изучение биологических особенностей индивидуальных различий. В отечественной психологии данный подход был реализован в исследованиях психофизиологов Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.М.Русалова и др., благодаря которым появилась новая научная отрасль - дифференциальная психофизиология. В лаборатории Небылицына и Теплова было выделено более 20 свойств НС, тесно связанных с психологическими характеристиками человека. Анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных привели современных психофизиологов к выводу: структура свойств НС и связанные с ней особенности эндокринной и гуморальной систем организма есть физиологическая основа человеческой индивидуальности; 2) Генетическое направление дифференциально-психологических исследований связано с непосредственным анализом индивидуальных и групповых различий. В рамках этого направления исследовались группы людей, выделенные по разным основаниям: принадлежность к полу, этнической группе, социальной общности. Оказалось, что различия между группами людей не так существенны, как кажется на первый взгляд. Между мужчинами и женщинами достоверные различия были получены лишь по некоторым психологическим свойствам. С 50-х годов ведутся исследования индивидуальных различий между представителями разных этнических групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Св-ва НС и их влияние на индивид особенности чел-ка.

     Св-ва НС были впервые изучены Павловым в экспериментах с животными. Эти эксперименты послужили  основной для создания концепции св-в НС, в которой выделялось 3 св-ва: сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

     Св-ва НС являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя базисный уровень, на котором легче формируются одни формы поведения и труднее – другие. Св-ва НС (нейродинамику) нельзя отождествлять со свойствами поведения (психодинамикой), так как они относятся к разным уровням организации человека – психофизиологическому и собственно психическому соответственно.

     Св-ва НС: 1) Сила НС – одно из основных св-в, которое отражает предел работоспособности клеток коры головного мозга, т.е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее возбуждение. Показатель силы НС тесно связан с активностью, как св-вом темперамента. У человека с сильной нервной системой проявление активности:  (моторной, интеллектуальной, коммуникативной), как правило, выше; 2) Уравновешенность (баланс нервных процессов) в настоящее время рассматривается как совокупность вторичных св-в НС, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных св-в (сила, подвижность, лабильность, динамичность); 3) Подвижность – св-во, определяемое скоростью и лёгкостью смены первичных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также – скоростью возникновения и прекращения нервного процесса. В поведении человека это свойство определяет способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде; 5) Динамичность – св-во НС, характеризующееся лёгкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. От динамичности зависят скорость и успешность первичного приспособления индивида к новым условиям, обучаемость; 6) Лабильность – максимальное число импульсов НС, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений.

     Т.О. основу св-ва НС определяют базовые ха-ки психики чел-ка, что находит свое подтверждение в экспериментальных исследованиях.

 

 

7. Опросник диагностики св-в НС Я. Стреляу.

     Тест-опросник направлен на изучение 3 основных характеристик нервной дея-ти: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.   Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».

     Регулятивная Теория Темперамента (РТТ) Яна Стреляу была разработана на основе павловской идеи о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Согласно Регулятивной Теории Темперамента в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность индивида и его выносливость, или способность к работе) и активность, которая обнаруживается в объеме и охвате предпринимаемых действий (целенаправленных поведенческих акций) при данной величине стимуляции.

 

 

8. Св-ва НС и гормоны.

     Гормональная система организма тесно связана с НС. Некоторые отделы НС сами являются производителями тех или иных гормонов. Изменение гормонального статуса чел-ка часто сопровождается изменениями на уровне первого реагирования.

     Гормоны: 1) Сератонин. ЦНС влияет на двигательную активность чел-ка. Высокая концентрация повышает тонус, а низкая – понижает; 2) Адреналин – гормон тревоги. Вырабатывается на экстремальное поведение и поступки чел-ка; 3) Норадреналин – у людей с сильной НС. Обеспечивает возможность чел-ка сопротивляться при больших эмоц и физ нагрузках; 4) Эпинефрин – отвечает за внутренне беспокойство; 5) Норэпинефрин – благодаря этому гормону стрессовая ситуация становится для чел-ка приятной.

     Гормональный статус у чел-к устойчив в течении жизни. Изменение гормонального статуса происходит в подростковом возрасте в следствии чего у чел-ка может поменяться психология.

     У женщин после 45 лет второе изменение гормонального статуса. Гормональный статус чел-к определяет половое поведение, половую конституцию. Гормональный статус относят к биохимическим реакциям организма.

 

 

 

9. Ассиметрия полушарий и ее проявления в психической организации чел-ка.

     Чел-к рождается с более семетричным мозгом чем в зрелом возрасте.

     Соц влияние процесс обучения изменяет структуру мозга, распределяет психические ф-ции между правым и левым полушариями. Процесс становления ассиметрии мозга латерализация. При повреждении мозга центры которые определяют психические ф-ци чел-ка, могут оказаться в другом полушарии.

     Церебральное доминирование (мозговое) и доминирование руки связаны т.н. контр латеральными отношениями, но иногда у людей они расположены на одной стороне тела. У каждого чел-ка наблюдаются индивидуальные особенности церебрального доминирования.

     Любая психическая ф-ция чел-ка осуществляется благодаря совместной работе 2-х полушарий. Анатомический субстрат этой ф-ции представлен дважды. В правом – образный уровень, а в левом – вербольно-логический.

     Левое полушарие осуществляет переработку инф последовательно, аналитично. Правое осуществляет параллельную обработку инф и носит синтетический ха-р, по принципу инсайта. Левое отвечает за мышление и полож эмоции, так же за чтение и счет. Правое отвечает за творчество, сноведения, отриц эмоции.

     В зависимости от соотношения доминирующих и подчиненных ф-ций формируется структура личности в целом. Часто подчиненная ф-ция может оказаться самой сильной, т.к. ее трудно контролировать.

     Доминирование полушарий определяет и типичные формы неврозов. Левополушарные склонны к психостении, у них возникает мыслительная «жвачка», недостаток общения в дея-ти и т.д. Правополушарные склонны к истерии.

     На ранних этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними. До 5 лет левое и правое полушарии формируются в зависимости от внешних воздействий, но при этом чувствительность к адекватной стимуляции у каждого полушария задается генетически.

     Формирование полушарий происходит не синхронно в возрасте от 3-6 лет, быстрее развивается левое полушарие, этому способствует речевое развитие ребенка, а потом темпы развития замедляются. Правое с детства отстает в развитии и догоняет левое только в 8 лет. Окончательная ассиметрия мозга происходит в 18-22г.

     Ассиметрия является важным индивидуальным св-вом чел-ка, в ее формировании большую роль играют генетические факторы, а также факторы соц влияния, воспитания и образования.

 

 

 

10. Отличительные признаки темперамента.

     Темперамент представляет собой совокупность формально-динамических характеристик поведения. Отличительные признаки темперамента:

     1) Динамичность. Темперамент характеризует только внешнюю динамическую сторону поведения, и не характеризует его содержание.

     2) Устойчивость. Проявления темперамента, свойственные конкретному человеку, сохраняются в течение всей его жизни. Даже с возрастом, когда энергетический потенциал человека снижается, относительное место особенностей темперамента остаётся постоянным: живой, активный человек и в молодости, и в старости по этим качествам будет отличаться от своих сверстников.

     3)  Онтогенетическая первичность. Речь идет о том, что свойства темперамента человека выявляются уже в раннем детстве, при этом критерий раннего детства считается одним из наиболее надёжных для распознания этих свойств. Слишком спокойный младенец, который мало кричит и много спит, когда вырастет, с большой долей вероятности, будет проявлять в поведении свойства меланхолика

     4) Статистическая частота проявления. К темпераменту могут быть отнесены лишь те динамические особенности человека, которые наиболее часто проявляются в его жизни.

    5) Предельность или максимальность. Когда мы определяем свойства темперамента, то с наибольшей точностью это можно сделать в максимально трудных для их проявления условиях.

    6) Обусловленность темперамента особенностями НС чел-ка. Исследования психофизиологов доказали связь свойств темперамента со свойствами нервной системы. Сильные, уравновешенные, подвижные нервные процессы встречаются только у сангвиников, людей активных, работоспособных, гибко реагирующих на изменения в окружающей среде, контролирующих эмоции.

     7) Соотношение темперамента с продуктивностью дея-ти. Павлов наиболее предпочтительными типами темпераментами считал темпераменты сангвиника и флегматика; холерик  менее приспособлен к жизни из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения, а меланхолик – из-за слабости нервных процессов. Однако, современные исследователи опровергали такую оценочную характеристику темперамента: в зависимости от характера выполняемой деятельности преимущества могут иметь разные типы темперамента. В некоторых экстремальных видах деятельности от человека требуются определенные психодинамические возможности: повышенная работоспособность, высокая скорость реагирования, эмоциональная невозмутимость, способность к гибкому переключению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Типологические теории темперамента.

     Одну из первых теорий, описывающих темперамент, предложил античный философ и врач Гиппократ (5 век до н.э.). Он считал, что уровень жизнедеятельности человека зависит от соотношения четырех жидкостей, циркулирующих в его организме – крови, желчи, черной желчи и слизи. Смесь жидкостей определяет индивидуальное своеобразие поведения человека. В переводе с греческого на латынь слово «смесь» звучит как «темпераментум».  Гиппократ выделил четыре типа «смеси» (темперамента), которые получили свои названия в соответствии с преобладающей в организме жидкостью. Сангвинистический тип связан с преобладанием крови; холерический - желчи; меланхолический – черной желчи; флегматический – слизи.

     Таким образом, первая теория темперамента носила гуморальный характер. Позже гуморальная теория развивалась немецким философом  Кантом, который считал природной основой поведения человека особенности крови в его организме.

     В начале ХХ века широкое распространение получили морфологические теории темперамента, которые связывали динамику поведения человека с его соматической конституцией. Темперамент определяется сочетанием типа установки с ведущим психич процессом (мышление, чувства, ощущение, интуиция).

     Типология Юнга: 1) Мыслительные экстроверты (политики, гос деятели и т.д.). Хорошо развиты организаторские способности, есть чувство реальности; 2) Чувствующие экстроверты – гармония с окр миром (соц психологи, соц работники); 3) Ощущающие экстроверты. Хорошо развита сенсорная связь с окр миром (эргономия и инженерия, спортсмены); 4) Интуитивные экстроверты (бизнес, финансовые структуры); 5) Мыслительные интроверты (писатель-реалисты); 6) Чувствующие интроверты; 7) Ощущающие интроверты. Их психика напоминает высокочувствительную пластину, они помнят все ощущения которые были у них в жизни (художники-эмпресионисты); 8) Интуитивные интроверты – стимулируются бессознательными процессами.. Они способны предсказывать будущие (ясновидящие, пророки).

 

12. Психофизиологические теории темперамента.

     Павлов заложил основу психофизиологического подхода и описанию темперамента. Он связывал типы темперамента с особенностями соотношения между активностью коры головного мозга и подкорки: 1) Преобладает активность подкорки (подкорковый тип темперамента – холерик); 2) Активность коры превышает активность подкорки (флегматик); 3) Сильный тип (сангвиник); 4) Слабый тип (меланхолик).

     Теория Стреляу – рассматривает темперамент с точки зрения определения его ролей, приспособление чел-ка к условиям его жизни. Темперамент определяется генетически. Он устойчив, но по мере взросления под действием условий изменяется в определенное направление.

     Теория Русалова. Согласно Русалову темперамент – это психологическая категория. Темперамент – базовая ха-ка психики. От природы чел-к получает реакции: биохимические, биомеханические, нейрофизиологические на этой основе формируется индивид. Уровень обмена в-в и основных ха-к мышечного развития. Эти биологические св-ва чел-к задействованы при выполнении различных видов дея-ти, от собственных рефлексов до игры и учения.

     По мере созревания чел-ка, благодаря генетической устойчивости темперамента у него складываются основные обобщенные ха-ки динамических св-в (уровень энергетичности, эмоциональности, обобщенные ха-ки скорость, пластичности и т.д.). Эти ха-ки окрашивают поведение чел-ка и задают границы, оберегая организм и психику от чрезмерно большого или чрезмерно малого расхода энергии, сохраняя способности чел-ка.

     В основе его теории лежит учение об акценторе действия – это функциональная система на уровне мозга, которая отвечает за реализацию любых действий чел-ка.

     Психофизиологические теории темперамента основаны на тесной связи его св-в с биологическими подсистемами (нервной, гуморальной, телесной  и т.д.).

 

 

13. Темперамент и индивидуальный стиль дея-ти.

     Индивидуальный стиль дея-ти  - одна из основных характеристик личности современного человека, которая описывает способ достижения maх рез-та при мин энергетических затратах.

     По мнению Е.А.Климова, стиль деятельности  проявляется в индивидуальном однообразии способов достижения результата. Он выделил два основных параметра стиля деятельности: ориентировочный и исполнительский. Преобладание ориентировочного параметра проявляется в склонности человека к предварительному обдумыванию способов достижения результата деятельности. Затрачивая время на обдумывание, такой человек экономит его непосредственно в деятельности. Преобладание исполнительского параметра проявляется в готовности человека действовать сразу после поставленной задачи и по ходу деятельности ориентироваться в ней.

     Зарубежные исследователи выделяют следующие параметры стиля индивидуальности:

   1) Полезависимость-поленезависимость. Поленезависимость означает умение личности противостоять влиянию фоновых признаков при восприятии отдельных форм. Полезависимость - обратное свойство. Дизайнер этого типа каждый новый предмет  будет подбирать под существующий интерьер.

   2) Аналитичность-синтетичность. У «аналитиков» мыслительная операция анализа преобладает над синтезом, у «синтетиков» -  наоборот.

   3) Устойчивость-неустойчивость к новому опыту. По этому параметру определяется степень восприимчивости индивида к информации, противоречащей его картине мира. В зависимости от  этого все люди делятся на консерваторов и радикалов.

   4) Когнитивная сложность-простота. Здесь отражается склонность индивида воспринимать и оценивать окружающую действительность, либо во всем многообразии ее свойств, либо в виде общих схем.

   5) Импульсивность-рефлексивность. По этому параметру определяется склонность индивида к более или менее развёрнутому анализу ситуации перед принятием решения.

  6) Интернальность-экстернальность. У интерналов преобладает установка, что все последствия его действий зависят от него самого, у «экстерналов» - обратная установка: все последствия его действий будут зависеть от внешних обстоятельств.

     Т.О. в 20 в индивидуальный стиль дея-ти стал рассматриваться в качестве одного из основных компонентов структуры индивидуальности чел-ка, индивидуальный стиль зависит от личного развития чел-ка, его способности находить адекватные способы реализации дея-ти с целью достижения наилучшего рез-та.

 

14. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова.

     Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени. Вопросы направлены на выяснение обычного поведения испытуемого.

     ОСТ содержит следующие шкалы: 1) Предметная эргичность - в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к дея-ти, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс дея-ти; 2) Социальная эргичность - связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы дея-ти, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию; 3) Пластичность - выражается в скорости переключения с одного вида дея-ти на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной дея-ти; 4) Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ; 5) Темп или Скорость - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной дея-ти; 6) Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик рече двигательных актов в процессе общения; 7) Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, и чувствительность к не удачам в работе; 8) Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфереФ; 9) «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний. 

 

15. Опросник стиля личностного поведения Д. Кейрси.

          Разработан в 1956 г. Дэвидом Кейрси на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник содержит 4 биполярные шкалы, отображающие содержание 8 психологических факторов темперамента. К этим факторам (шкалам) относятся: экстраверсия-интроверсия (Е-I); сенсорика-интуиция (S-N); логичность-чувствование (T-F); решение-восприятие (J-P).

     Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых относятся к шкале экстраверсии-интроверсии, остальные раскрывают содержание последующих трех шкал. Испытуемый получает в результате характеристику экстраверта либо интроверта; сенсорика либо интуитива и т.д.

     Экспресс-диагностика типа темперамента и функционального портрета с помощью опросника является предварительной. Окончательное заключение выдается в случае совпадения результатов при повторном обследовании через полгода. Основное диагностическое значение имеет принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента; функциональный портрет служит дополнительной характеристикой. Словесные обозначения портретов условны и диагностического значения не имеют.

     Описание типов: ESFP - "Тамада", ISFP - "Художник", ESTP - "Антрепренер", ISTP - "Мастер", ESFJ - "Торговец",  ISFJ - "Консерватор", ESTJ - "Администратор", ISTJ - "Опекун", ENFJ - "Педагог", INFJ - "Предсказатель", ENFP - "Журналист", INFP - "Романтик", ENTJ - "Фельдмаршал", INTJ - "Исследователь", ENTP - "Изобретатель", INTP - "Архитектор".

     Для полноценной интерпретации данных, полученных при исследовании типа темперамента, необходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, о его поведении и характере, условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении. Это дает возможность сделать обоснованное диагностическое заключение и дать необходимые рекомендации.

16. Понятие ха-ра. Черты ха-ра. Отклонения в ха-ре.

     Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, определяющих типичные отношения человека к окружающей жизни и к самому себе. Зная характер, можно с большой долей вероятности предвидеть  поведение человека в разнообразных ситуациях. Поступок, связанный с характером, индивид совершает автоматически, с минимальным сознательным контролем. Совершая очередной хороший поступок, человек с добрым характером не задумывается о его последствиях, потому что привык поступать так в сходных ситуациях. Хороший характер способствует социальной адаптации на среднем уровне.

     Согласно Платонову в структуре характере отражаются устойчивые отношения человека.  Общительность, замкнутость, тактичность, грубость – черты характера, связанные с отношением  к другим людям. Ответственность, добросовестность, трудолюбие, леность – к труду. Щедрость, жадность, аккуратность, неряшливость -  к собственности.  Скромность, самовлюблённость, гордость, приниженность - к самому себе.

      Черта характера – это наиболее яркая его особенность. Обобщенная совокупность черт ха-ра получила название личностного фактора. Это понятие широко используется в диагностике личности: а) один из способов описания ха-ра психодиагности является анализ наиболее ярких черт личности, которые определяются с помощью нескольких методик; б) выделение личностных факторов с помощью специализированных опросников; в) выделение типов ха-ра.

     Отклонение в ха-ре чел-ка связаны с нарушениями соц поведения и адаптации. Наиболее грубое отклонение – это патология.

     Акцентуация ха-ра – пограничное нарушение ха-ра по психопатическому типу. В обычной жизни акцептуанты адаптированы, но в кризисных ситуациях способны к декомпенсации.

     Детям у которых проявляются в поведении особенности свидетельствующие о низкой соц адаптации, принимается понятие патологическое формирование личности.

 

 

17. Типология ха-ра: сопоставление разных подходов.

    

 

 

18. Типология ха-ра П.Б. Ганнушкина.

     П.Б. Ганнушкин - создатель концепции малой психиатрии, учения о психопатологиях.  Психопатии - патологические состояния, проявляющиеся дисгармоническим складом личности, от которого страдают или сами больные, или общество. Для психопатий характерна их относительная стабильность и малая обратимость. В целом они повторяют известные психические заболевания, но проявляются в гораздо более слабой форме.

   ГРУППА ЦИКЛОИДОВ: Конструктивно-депрессивные (постоянно пониженное настроение, пессимисты). Конституционально-возбужденные (быстро откликаются на все новое, энергичны, предприимчивы). Циклотимики (богатая эмоцион жизнь). Эмотивно-лабильные (капризная изменчивость настроения).

   ГРУППА АСТЕНИКОВ: Невростеники (легко усваивают все новое, но не выдерж длит напряжения). Психастеники (нерешительность, боязливость, склонность к сомнениям).

   ГРУППА ШИЗОИДОВ: Оторванность от внешнего мира, отсутствие внутреннего единства, парадоксальность эмоцион жизни и поведения.

   ГРУППА ПАРАНОИКОВ: Склонность к образованию так называемых сверх ценных идей во власти, в которых они потом  и оказываются.

   ГРУППА ЭПИЛЕПТИОИДОВ: Крайняя раздражительность, приступы расстройств настроения, моральные дефекты. Обычно активны, страстные любители острых ощущений.

   ГРУППА ИСТЕРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ: стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание, театральность, лживость.

   ГРУППА НЕУСТОИЧИВЫХ ПСИХОПАТОВ: Без больших интересов, без глубоких привязанностей, люди компанейские.

   ГРУППА АНТИСОЦИАЛЬНЫХ ПСИХОПАТОВ: Частичная эмоцион тупость, отсутствие соц эмоций, отсутствие чести и стыда.

   ГРУППА КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО ГЛУПЫХ: Врожденно ограниченные люди, от рождения неумные, но умеют держать себя в обществе, говорить шаблонные и банальные вещи.

 

     

19. Типология ха-ра А.Е. Личко.

     Личко применял типологич подход к описанию ха-ра при разработке патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). Он предназначен для диагностики  психопатии и акцентуации ха-ра у подростков. Выявил 11 типов отклонений ха-ра: 1) Гипертимный (главн особенностью является приподнятое настроение, предприимчивость, недисциплинированность); 2) Циклоидный (смена фаз активности и пассивности); 3) Лабильный (малейшая неприятность может погрузить чел-ка в мрачные переживания, а приятное событие способно поднять настроение и вернуть веселье и веру в жизнь); 4) Астено-невротический (повышенная   утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья); 5) Сензитивный (повышенная впечатлительность и чувство неполноценности); 6) Психастенический (постоянное сомнение во всем, тщательное обдумывание поведения); 7) Шизоидный (замкнутость, отгороженность, духовное одиночество); 8) Эпилептоидный (склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения, напряжение в общении, вспыльчивость и агрессивность); 9) Истероидный (безграничный эгоизм и жажда признания); 10) Неустойчивый (слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому вниманию); 11) Комформный (постоянная устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения).

 

 

20. Типология ха-ра К. Леонгарда.

          Он разработал типологию акцентуированных личностей. Эти личности не являются патологическими, в них потенциально заложены как возможности соц-положительных достижений, так и отрицательных. Выделил 10 осн типов: 1) Демонстративный (повышенная способность к вытеснению негативной информ-ции о себе, благодаря чему личность живет в мире мнимого благополочия); 2) Педантичный (такие люди неспособны к вытеснению травмирующих переживаний, они готовы к встрече с любой неприятностью, но у них много энергии уходит на контроль себя и других); 3) Застревающий (чрезмерная стойкость аффектов, их направленность на определенные цели); 4) Возбудимый (повышенная возбудимость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями); 5) Гипертимический (повышенное настроение, жажда к деят-ти, высокая активность); 6) Дистимический (снижение настроения, пессимизм, фиксация на мрачных сторонах жизни); 7) Тревожно-боязливый (повышенная склонность к страхам, робость и впечатлительность); 8) Циклотимический (смена гипертимических и дистимических фаз); 9)  Аффективно-экзальтированный (эти люди не имеют среднего настроения, они приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных); 10) Эмотивный (такие личности реагируют не очень бурно на события, их эмоции развиваются с меньшей быстротой и относятся к более тонким проявления духовной жизни чел-ка).

 

 

21. Опросник типа акцентуации ха-ра Х. Шмишека.

     Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

     С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда): Демонстративный тип (характеризуется повышенной способностью к вытеснению); Педантичный тип (лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний); Застревающий тип (характерна чрезмерная стойкость аффекта); Возбудимый тип (повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями); Гипертимический тип (повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью); Дистимический тип (Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность); Тревожно-боязливый (Склонность к страхам, робость и пугливость); Циклотимический тип (Смена гипертимических и дистимических фаз); Аффективно-экзальтированный ( Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния); Эмотивный тип (Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью).

     Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

 

 

 

22. Опросник соц-психологической адаптивности К. Роджерса и Даймонда.

     Методы исследования эффективности адаптации должны давать возможность получения количественных показателей критериев, регистрации изменений, происходящих в процессе адаптации по каждому из них, статистического анализа полученных с их помощью результатов.

     В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав очередное высказывание опросника, испытуемый примеряет его к своим привычкам, своему образу жизни и оценивает: в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему. Для того, чтобы обозначить ответ в бланке, нужно выбрать подходящий, по мнению испытуемого, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

     Выбранный вариант ответа отмечается в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания. Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

 

 

 

23. Исследования общих и специальных способностей в диф психологии.

       Исследованием проблемы способностей занимались Ананьев, Рубинштейн, Теплов (с позиции психофизиологии). В западной Психологии – Спирмен, Стоун, Гилфорд.

     Признаки проявления способностей в определенных видах деятельности: интерес, положительная мотивация, повышение психического и физиологического тонуса в момент выполнения деятельности, личная заинтересованность в результатах и процессе дея-ти, быстрая выработка ЗУН.

     Выделяют общие и специальные способности. К общим относят способности обеспечивающие успех нескольких видов деятельности (познавательные, коммуникативные и т.д.). Специальные способности привязаны к определенному виду деятельности (математические, музыкальные и т.д).

     Виды способностей: 1) По уровневому критерию: склонности, собственно способности, талант, гениальность; 2) По хар-кам отдельных психич процессов способности бывают: сенсорные, перцептивные, мнемические.

     Сущ 2 подхода к пониманию способностей – Англ и Америк. Английский гласит, что каждый человек имеет свой уровень способностей, а  Американский гласит, что у каждого человека есть определенные способности, которые отличают его от других. Одним из первых идею о развитии способностей, выдвинул Спирмен (Англ) в 1927г т.е способности чел-ка определяются 2 фактора: общими и специальными.

     Теория способностей по Торндайку: Интелектуальные способности чел-ка зависят от множества отдельных факторов - пространственный, числовой, словесное понимание, речевая беглость, скорость восприятия и т.д. Эта теория нашла свое подтверждение в методике определения интелекта Стэнфорд-Бине.

     Теория способностей Гилфорда: Предложил описание интеллекта человека не через его качества, а через основные компоненты: операции, содержание, продукт и т.д. Эта теория была продолжена Стернбергом в 1996г предложил модель интеллекта, состоит из 3х основных компонентов: Мето-компонент – регулирует процесс решения проблемы. Исполнительный компонент - актуальное решение проблемы путем ее трансформации. Компонент приобретенных знаний – интеллект.

 

 

 

24. Устойчивость интеллектуальных измерений.

     Если придерживаться точки зрения на IQ как на общий показатель интеллектуального развития, в той или иной мере отражающий структуру имеющегося интеллектуального потенциала, то возникает закономерный вопрос об устойчивости полученных тестовых оценок во времени. Одна из самых плодотворных попыток в этом направлении была предпринята американскими психологами, которые обобщили собственные данные и результаты других исследований, представив их в виде нескольких выводов:

   1. Тестовые показатели, полученные в результате обследования младенцев в возрасте 12-18 месяцев, оказались бесполезными для предсказания последующего интеллектуального статуса. Другими словами, показатели скорости развития младенцев не позволяют сделать какой-либо прогноз в отношении уровня IQ.

   2. Степень взаимосвязи (измеряемая величиной коэффициента корреляции) между показателями тестов интеллекта, выполненных в различные возрастные периоды, оказалась в зависимости как от возраста, в котором проводилось первое тестирование, так и от величины временного интервала между проводимыми измерениями. Возраст 6 лет оказался наиболее удачным для последующего прогноза уровня IQ в следующих возрастных группах школьного периода.

   3. Даже корреляция на очень высоком уровне (80) оставляет достаточно места для значительных колебаний в каждом индивидуальном случае. Так, в течении только школьного периода возможно изменение уровня IQ в пределах 50 баллов. В 9% случаях наблюдаются изменения в пределах 30 баллов, а в 58% - изменения в пределах 15 баллов являются обычным делом. И хотя, как отмечают авторы исследования, 15 или 20 баллов еще недостаточно для зачисления субъекта в группу "гениев" или "тупиц", этого достаточно, чтобы сделать выводы о значительных различиях в оценке интеллектуального потенциала ученика и связанного с этой оценкой прогноза об успешности обучения. Однако корреляция школьных оценок, которые при всех известных оговорках могут рассматриваться в качестве внешнего критерия уровня интеллектуальной оснащенности ученика, с показателями общего интеллекта, оказывается довольно устойчивой в целом ряде учебных ситуаций обычно находится в пределах 40-60. При этом показатели вербального интеллекта имеют более высокие корреляции, чем оценки выполнения невербальных заданий.

     Оценка детского интеллекта также оказывается довольно прогностичной относительно будущих школьных отметок. Коэффициент корреляции равен, по последним данным,50-60. To есть дети с высокими  или низкими показателями IQ оказываются, соответственно, в группах успевающих или неуспевающих учеников в дальнейшем.

 

 

 

25. Интеллект и личность.

      Виды интеллекта: 1) Социальный – способность чел-ка успешно решать повседневные жизненные задачи; 2) Эмоциональный – способность чел-ка разбираться в эмоциях и управлять ими.

     Американский психолог Г.Гарднер выделил ряд определенных способностей наиболее востребованных в современной культуре (лингвистические способности, логико-математические, пространственные (технические, конструктивные), музыкальные, телесно-кинестетические).

     Майер и Соловей (их модель в 1990г), основными компонентами базовой модели эмоционального интеллекта, является: 1) Знания о эмоциях; 2) Управление эмоциями; 3) Распознавание эмоций; 4) Умение мотивировать себя; 5) Совладение с социальными отношениями. По мнению автора именно эмоциональный интеллект обеспечивает личностный успех, гармонию в социальной жизни, дает ощущение счастья. EQ – коофициент эмоционального интеллекта.

     Д. Гомиж (1995) предложил оценку IQ по шкалам: 1) Самоосознаность – на сколько чел понимает сам себя; 2) Самомотивированость; 3; Устойчивость к фрустрации; 4) Контроль за импульсами (аффекты); 5) Регуляция настроением; 6) Эмпатия; 7) Оптимизм.

 

 

26. Структура самосознания.

      В горизонтальном строении самосознания выделяют 3 основных компонента: когнитивный, аффективный и регулятивный.

     1) Когнитивный компонент самосознания представлен образом «Я». Это знания человека о самом себе. Современный исследователь В.В.Столин в Я-образе выделяет 2 составляющие: во-первых, это знания о тех своих чертах, которые объединяют субъекта с другими людьми или «присоединяющая» часть Я-образа (система самоидентичностей), во-вторых - знания, выделяющая  «Я» субъекта в сравнении с другими людьми или «дифференцирующая» часть Я-образа (понимание своей уникальности и неповторимости).

     2) Аффективный компонент самосознания представлен в виде самоотношения и системы самооценок. Вертикальное строение самосознания имеет уровневую организацию  (Чеснокова, Кон, Эриксон, Столин). Первый уровень - уровень самосознания организма, куда относятся  самочувствие индивида и его субъективная «схема тела». В литературе описан  феномен «образа физического Я» субъекта. В нем отношение субъекта к своей внешности тесно связано с внутренним состоянием организма. Второй уровень – уровень самосознания социального индивида. На этом уровне формируется система половой, возрастной, этнической, социально-ролевой и др. самоидентичностей, а также чувство принадлежности к другим людям. Третий уровень - уровень самосознания личности, на котором формируется чувство уникальности собственного «Я».

     3) Регулятивный компонент – представлен в виде поведенческих установок в общении (доминирование, ведомость, внутренний контроль над ситуацией или внешний и т.д.). Вертикальное строение: а) телесно организмический – физическое самочувствие чел-ка, его схему тела и отношения к внешности; б) соц-индивидуальный – на этом уровне формируется система половой, возрастной, этнической, а также чувство принадлежности к др людям; в) уровень самосознания личности – формируется чувство уникальности собственного Я и желание реализовать в жизни свою личность и способность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Феномены самосознания.

    Представления человека о себе многоплановы. Исследователи выделяют разные аспекты «Я» в зависимости от того, как представляет и переживает себя субъект в различных социальных и психологических ситуациях. Классик психологии Х1Х века Джемс в своих работах говорил о «социальном Я», «духовном Я», «физическом Я», «интимном Я», «публичном Я», «моральном Я» субъекта.

     Представитель гуманистической психотерапии Роджерс предложил различать «реальное Я» субъекта – то, каким субъект представляет себя в данный момент, «идеальное Я» - то, каким хотел бы быть и «динамичное Я» - то, каким  может стать, прилагая необходимые усилия.  

     Американский психолог Розенберг, разрабатывая проблему самоактуализации личности, выделил еще 3 аспекта «Я»: «Я в прошлом», «Я в настоящем» и «Я в будущем». Исследования разных аспектов «Я» субъекта оказались особенно важными с точки зрения оказания психологической помощи, так как психотерапевту важно знать, в какой сфере деятельности человек переживает себя состоятельным, а в какой нет, на чем базируется его самоуважение, достаточно ли он активен для того, чтобы самореализоваться в жизни.

     Психологи экзистенционально-гуманистичестического направления Франкл, Роджерс, Маслоу описали феномены «расщепленного Я», «потерянного Я», «неоправданного Я», которые, по их мнению, вызваны дефицитом моральной мотивации в поведении субъекта. Понимание окружающей действительности, своего места в ней обеспечивает субъекту возможность осуществить свободный выбор. Со свободой выбирать приходит ответственность. А осознание свободы и ответственности может привести к появлению тревоги, особенно в случаях с неопределенным результатом действия.

     Анализ феномена «расщепленного Я» дается в работах Кенбера и Кохута. По их мнению, данные состояния возникают у субъекта с особой структурой самосознания, состоящих из 2 и более «Я». Тиссон в основе феномена «расщепленного Я» видит конфликт любящего и преследующего супер-эго. К функциям любящего супер-эго можно отнести защиту, похвалу, ласку, понимание, прощение, надежду, ожидание хороших взаимоотношений, все то, что обеспечивает условия личностного роста, позитивную самооценку и самоуважение.

 

 

28. Методика диагностики самоотношения.

     Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. Относительно области применения МИС, можно отметить хорошие результаты в рамках индивидуального консультирования осуждённых, так как данная методика позволяет выявить внутриличностные конфликты.

     Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному “Я” оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психо коррекционные и психотерапевтические мероприятия.

     Одним из разработчиков методики – Столиным – было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле “Я”. Смысл “Я” предполагает определенный язык его выражения, а этот “язык” может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и “противоборством” мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.

     Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла "Я" для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного "Я", которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

 

 

 

29. Подходы к изучению индивидуальности.

     С одной стороны, индивидуальность – это уникальное, неповторимое сочетание психологических качеств, характеризующих человека, с другой – уровень высшей интеграции его биологических и социальных свойств.

     Определением подходов к изучению целостной индивидуальности человека в дифференциальной психологии занимались Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, И.М.Палей и др. Б.Г.Ананьев выделил 2 принципа описания целостной индивидуальности: субординационный и координационный. Согласно субординационному принципу, более сложные и общие социальные свойства личности подчиняют себе более простые и частные психологические и психофизиологические свойства. Согласно координационному принципу,  взаимодействие между свойствами осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для корригируемых свойств, т.е. относительную автономию каждого из них.

     Мерлин выделил следующие системы и подсистемы индивидуальности: 1) Система индивидуальных свойств организма (биохимические, общесоматические, нейродинамические свойства); 2) Система индивидуально-психологических свойств (психодинамические свойства темперамента и психические свойства личности); 3) Система социально-психологических, индивидуальных свойств (социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально-исторических общностях).

 

 

 

 

30. Понятие личностной интеграции.

     Сравнивая 2-х людей, мы можем найти множество различий между ними: в темпераменте, характере, вкусах и привычках. Различия заметны в большинстве жизненных обстоятельств, они обостряются в ситуации конфликта на почве субъективных пристрастий. Каждый человек имеет свой внутренний мир и может проявлять его в любой ситуации. В ДП этот феномен трактуется как зависимость психики от носителя (субъекта). Однако, в более сложных, социально значимых формах деятельности, происходит выравнивание психологических эффектов поведения людей, различия между ними становятся менее заметными.

     И.М.Палей выделяет 5 параметров личностной интеграции: модальностный, временной, пространственный, информационный и энергетический.

   1) По параметру модальности (качества) на уровне личности происходит интеграция эмоциональных, интеллектуальных и волевых свойств субъекта. Чем выше уровень развития личности, тем более гармонично в ее психике и поведении представлены эти свойства. Для психодиагностики структурного соотношения этих свойств в личности испытуемого используют проективный тест Роршаха.

   2) Временной – характеризует феномены личности, с точки зрения представленности в них прошлого, настоящего и будущего опыта субъекта. Чем полнее связаны 3 категории времени в поступках человека, тем выше уровень его психической организации.

   3) Пространственный. Он характеризует феномены личности с точки зрения представленности в них внешнего и внутреннего пространства. В патопсихологии описано явление деперсонализации, при котором субъект свои эмоции, мысли, образы воспринимает как чужие, навязанные извне.

   4) Информационный. На уровне личности происходит интеграция сознательных и бессознательных психических процессов. По мере развития личности не только бессознательные процессы становятся более осознанными, но и наоборот – некоторые сознательные действия и отношения субъекта автоматизируются, становятся бессознательными навыками и установками.   

   5) По энергетическому параметру на уровне личности происходит интеграция первичных форм потребностей и побуждений, с одной стороны, и самых высоких устремлений человека, с другой - устремления высокого уровня (нравственные, интеллектуальные, творческие) приобретают большую силу, когда связываются с побуждениями, мотивами предшествующих уровней, более простыми по структуре и содержанию.

 

 

31. Модель индивидуальности Э.А. Голубевой.

    

 

 

 

 

32. Модель индивидуальности Б.Г. Ананьева.

      Б.Г. Ананьева, предложил рассматривать индивидуальность как открытую и закрытую систему. «Если личность — "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это "глубина" личности и субъекта деятельности».

     Комплексный подход был разработан Б.Г. Ананьевым в 1968 году. По его мнению, индивидуальность имеет сложную структуру (она многоступенчатая, многоуровневая): I уровень (уровень индивида), который включает: а) пол, возраст, конституцию, нейродинамические свойства; б) психофизиологические свойства и органические потребности; в) задатки и темперамент; II уровень (уровень субъекта деятельности), включающий: а) когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособность как особенность деятельности; б) способности; III уровень (личностный уровень), включающий: а) статус, социальную роль, структуру ценностей; б) мотивацию поведения; в) характер и склонности.

 

 

 

 

 

 

33. Модель индивидуальности В.С. Мерлина.

     В.С. Мерлин (1986) определял эту концепцию как «интегральную теорию индивидуальности», подчеркивая таким образом, что понятие индивидуальности интегрирует в себе всю совокупность свойств человека.

     Основываясь на принципах системного анализа, В.С. Мерлин различал следующие уровни в структуре индивидуальности: 1) биохимический; 2) соматический (внешность и организм человека); 3) нейродинамический (свойства нервной системы); 4) психодинамический (темперамент); 5) свойства личности (характер); 6)социальные роли (семейный статус, профессиональный статус, учебный статус).

     Структура этих уровней и взаимоотношения между ними составили главный предмет исследований В. С. Мерлина и его коллег, что позволяет отнести подход В.С. Мерлина к классу концепций индивидуальности, базирующихся на модели человека.

 

 

 

34. Методика на определение андрогинности С. Бэм.

     Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.

     Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

    Андрогин - мифическое существо, обладающее признаками обоих полов, реже — бесполое. Согласно мифологии, за то, что андрогины пытались напасть на богов (возгордились своей силой и красотой), боги разделили их надвое и рассеяли по Миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Отсюда родился термин – андрогин. Это человек, в равной степени сочетающий в себе признаки как женского, так и мужского.

     Маскулинность и фемининность: А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины; Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.

     На первый взгляд, кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими - "мужественность" и "женственность". Но русское слово "мужественность" обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. "Мужественная женщина" звучит хорошо, а "женственный мужчина" - очень плохо.  "Маскулинность" - не столько мужественность, сколько "мужчинность", мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.

 

 

35. Современное состояние проблемы половой дифференциации.

     Проблема сходства и различий между двумя основными группами людей – мужчинами и женщинами – чрезвычайно актуальна в современной психологии. Если обобщить научные данные, то основные выводы исследователей сводятся к следующему:

   1. Сходства между современными мужчинами и женщинами больше, чем различий. Американские психологи, которые исследовали темпераментные, характерологические и стилевые особенности мужчин и женщин экспериментально установили, что разница между среднестатистическими мужчиной и женщиной меньше, чем она может быть между двумя мужчинами или двумя женщинами. Внутригрупповые различия здесь больше, чем межгрупповые.

    2. Личностные различия между мужчинами и женщинами ярко проявляются только там, где они сталкиваются с проблемами полоролевой адаптации. В этих случаях они обусловлены биологическими различиями в сексуальной и репродуктивной функциях мужчин и женщин.

    3. Современная культура воспитывает т.н. «андрогенную» личность, у которой роль определенного полового фактора в личностном самоопределении минимальна. Благодаря сочетанию  маскулинных и феминных форм поведения такая личность лучше понимает социальные ситуации и адаптируется к ним.

     Пол человека формируется на протяжении нескольких этапов развития. В его формировании определяющую роль играют: генетический набор хромосом, особенности эндокринной системы и связанных с ней мозговых структур, а также характер воспитания в раннем детстве и жизненный опыт человека.

     Различают генетический пол, определяемый набором хромосом (XY – мужской, ХХ – женский); гонадный пол, определяемый эндокринной системой, соотношением мужских и женских половых гормонов; психологический пол, определяемый сексуальными установками человека. Таким образом, пол человека определяется не только биологическими, но и социальными влияниями. Более того, в современном обществе отмечается уменьшение проявления половых различий в поведении людей, что, скорее всего, связано с изменениями в системах обучения и воспитания.

     В глобальных личностных характеристиках различия касаются особенностей социального поведения. Мужчины более агрессивны, доминантны, ориентированны на поиск острых ощущений. Женщины дружелюбны, заботливы, склонны к любовным переживаниям. Женская социальная роль больше связана с заботой о детях и уходом за мужем. Мужская социальная роль связана с работой, а профессиональный статус является наиболее значимым элементом в  мужской самоидентификации.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Социализация пола в современном обществе.

     В любой современной культуре можно найти различия в поведении детей разного пола. Прежде всего, сами взрослые от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними. Первичная половая социализация личности начинается буквально с момента рождения, когда для мальчиков и девочек покупается одежда определенного цвета: голубого или розового.

     По данным  И.С.Кона осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам и является основой самосознания. Двухлетний ребенок называет свой пол. В 3-4 года дети осознанно различают пол окружающих людей. В 6-7 лет приходит осознание необратимости половой принадлежности. В это время происходит бурная дифференциация поведения и установок мальчиков и девочек. В подростковом возрасте формируется полоролевая ориентация, которая зависит от представлений человека о том, насколько его физические и психологические качества соответствуют требованиям мужской или женской роли. Здесь же формируются полоролевые предпочтения в зависимости от того, какая роль сознательно или бессознательно предпочитается. В юношеском возрасте формируется половая идентификация - выбор определенной сексуальной роли.

     Социализация пола ребенка происходит в трех основных «институтах»: в семье, школе и детской группе. В семье родители обычно обращаются с детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или иного пола. Мальчиков поощряют за энергию и состязательность, а девочек за послушание и заботливость. Интересно, что и сами дети в силу врожденных различий в темпераменте по-разному воздействуют на своих родителей, провоцируя определенное отношение. Мальчики более активны и беспокойны, поэтому родители с ними ведут себя более жестко. Девочки ранимы и чувствительны, вызывают нежность и жалость  у родителей.  То есть разные психодинамические особенности мальчиков и девочек влияют на процесс их воспитания.

 

 

 

37. Понятие наследственности.

     Наука, которая занимается исследованием влияния генетических факторов на психологию чел наз психогенетикой. Изучение наследования разных признаков и св-в чел экспериментально затруднено. На людях не проводят генетических экспериментов. Люди относятся к числу медленно размножающих организмов, что затрудняет исследования в области наследственности.

Наследование – передача генетич инф от одного поколения другому, на осн этой инф происходит развитие признаков организма, вместе с тем нельзя исключать влияние средовых факторов.

     В основе наследования лежат процессы усвоения, объединение и распределение генетического материала. Закономерности наследования систематизированы в рамках хромосомной теории наследования. Гл положение этой теории является положение о том, что приемственность св-в организма в ряду поколений определяется приемственостью их хромосом.

     Хромосомы опред генотип чел, который в свою очередь вместе со средовыми влияниями опред его фенотип. Эти понятия ввел Ехансен в 1909г.

     Генотип – сумма всех генов организма. По структурному строению генотип – набор генов, состоящих из молекул ДНК и организованы в хромосомный ряд. Генотип организма является слиянием 2 гамет яйцеклетки и оплодотворение ее спермой.

     Фенотип обозначает любое проявление живущего организма: его морфологические, физиологич, психологич и поведенческие особенности. Фенотипы не наследуются. А формируются в течении жизни, результатом сложного взаимодействия генопита и среды.

     Для любого генотипа существует диапазон сред, в которых он может проявлять себя максимально. Среду, благоприятную для всех генотипов найти нельзя. Однообразная среда будет благоприятствовать развитию только опред генотипов, но не всех. Гены чел-ка в клетке распределены в строго уникальном порядке по 23 парам хромосом. Совместно пары хромосом программируют опред признаки. 22 пары хромосом наз аутосомы. 23-я пара хромосом опред пол чел-ка, у муж и жен она имеет разную структуру: ХУ – у муж, ХХ – у жен. Число хромосом в клетках тела чел-ка в 2 раза больше, чем их в половых клетках. В гаметах каждый ген представлен только одной родительской копией. В процессе формирования гамет, хромосомный набор делится случайным образом на 2. Хромосома каждой пары расходятся по разным клеткам. Каждая гамета получает случайный набор клеток. После слияния гамет получается зигота – оплодотворенная яйцеклетка, в которой оказывается по 2 хромосомы каждого типа, по одной муж и жен гамете.  Оплодотворенная яйцеклетка дает начало всем клеткам организма. Происходит это в результате клеточного деления – митоза. Особый процесс деления происходит в гаметообразных клетках. В процессе мейоза гомологич клетки (хромосомы). Обмениваются участками, поэтому в гаметах могут содержаться разные комбинации генов.

     Таким образом наследственность – св-во организма повторять от поколения к поколению сходные природные признаки. Биологическим носителем наследственности являются гены за исключением однояйцевых.

 

 

 

38. История развития психогенетики.

     Психогенетика входит в систему ДП, изучает наследственность, исследует детерминанты в проявлении индивидуальных особенностей чел. Выделяют 4 этапа развития психогенетики:

   1.Связан с работой Ф.Гальтона. В 1869г. вышла его книга «Наследственный гений: исследование его законов и последствий», он впервые заговорил о наследовании одаренности. Он использовал генеологический метод. В этой книге он пришел к выводу, что одаренность передается по наследству. В рамках одного семейства накапливаются однозначные факторы. Идеи Гальтона подвергалиси критики. 1876 г – вторая работа Гальтона « История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания». Начал использовать близнецовый метод в психологии. Изучал психологическое сходство близнецов. Гальтон разослал анкеты 35 парам внешне похожим близнецов (монозиготных) и 20 парам внешне не похожим (дизиготным). В первой выборки психологическое сходство больше.

    2. 30-е гг. 20 в. генетика уже могла измерять зиготность близнецов объективными методами, стали использоваться статистические способы оценки данных. Появляется новое направление – биометрическая генетика. Широкое распространение получили психологические тесты, что привело к возникновению психометрики. В это же время начали исследовать отдельно монозиготных близнецов – используют критический эксперимент в психогенетики.

    3. 40-60-е гг прошлого века связаны с исследованиями интеллекта, а также разных дефектов, и разных форм заболевания. Работа А.Анастази получило широкое распространение – «Среда, наследственность. Как изменить традиционную парадигму в психогенетики».

    4. 70-е гг прош века и до наших дней. Характерны исследования не только в области интеллекта, но и др психологических характеристик. Изучали генетич и средовые детерминанты когнетивных стилей, св-ва темперамента и личностные св-ва. Появляются новые генетико-математические методы на основании которых строятся оценки для наследуемых признаков. В 1919 г в Петроградском институте была создана лаб экспериментальной зоологии и генетики, возглавил Филипчик. В 1921г Филипчик стал руководителем в бюро по евгеники (создание на осн семьи здорового чел-ка). Возобновление генетики началось в 70-х гг, западная генетика уже ушла далеко.

39. Основные методы исследования в психогенетике.

     1. Популяционный метод – метод, который позволяет изучать распространение отдельных или хромосомных аномалий в чел-ких популяциях. Популяция  - совокупность индивидов, обладающих общим генофондом и занимающих опред территорию. Этот метод дает возможность изучать генетическую историю чел-кой популяций. Дает важный материал для анализа наследственных болезней чел-к, а также для оценки родственных прав.

     2. Генеологический метод – метод анализа родословной. Проводиться в тех случаях, если известны прямые родословные предки, обладатели наследственного признака (пробанд): известны родственники по отцовской и материнской линии нескольких поколений. Используется в генетической консультации.

     3. Метод приемных детей – изучение взаимодействия генотипа и среды в изменчивости психологических признаков. Изучаются семьи где есть приемные и свои биологические дети, опред степень сходства по психологическим характеристикам.

      4. Близнецовый метод – метод с помощью которого измеряется соотношение наследственности и среды в изменчивости признака. Однояйцевые близнецы имеют тождественный генотип, что дает возможность выяснить роль среды в формировании признака. Сравнение обоих типов близнецов помогает выявить роль наследственности в развитии признака. Основные разновидности близнецового метода: а) разлучные близнецы; б) метод исследования семей близнецов; в) метод контрольного близнеца; г) метод близнецовой пары как микрогруппы.

Большая роль отводится математическим методам.

 

 

40. Рез-ты изучения генетических детерминаций индивидуальных особенностей чел-ка.

     Больше всего исследовали связь с изучением генетической детерминации в области интеллекта чел-ка. Считается, что гены определяют величину диапазона, в котором может изменять интеллект ребенка по сравнению с интеллектом родителей. Доминантной явл материнская линия. Второй объект исследования  - психич аномалии – каждый 10 чел-к имеет наклонности к психич аномальному поведению и психич расстройствам

      За последние 10 лет было проведено много исследований разных форм психич отклонений.  Подходы: 1) Связан с опред одного гена, отвечающего за конкретную патологию: в Дании в одном из семейств был выявлен ген-мутант, отвечающий за агрессивность у членов семьи, у которых он был имели повышенную агрессию; 2) Связан с опред генных радикалов, т.е. сцепок опред генов в опред комбинации, пораждающий комбинированный эффект. С помощью этого подхода удалось объяснить механизм возникновения болезни Альцгеймера (старческое слабоумие – склонность к раннему отмиранию клеток головного мозга).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Соц-классовые различия.

     Особенно важно контролировать дифференциацию представлениемя социальными классами. Классовая принадлежность влияет на развитие чел.

     В Америке ДП выделилили 6 классов: По статусной принадлежности: 1) высший – элита общества, семьи которые являются носителями социальных ценностей в определеной стране; 2) высокий – недавно разбогатевшие бизнесмены, добившиеся не очень высокого благополучия; 3) выше среднего – бизнесмены среднего звена и люди интеллектуального труда; 4) ниже среднего – торговцы, высококвалифицированные рабочие; 5) низкий класс – бедные, но достойные люди; 6) низший класс – люди не квалифицированные по профессии, с низкой социальной мотивацией.

      Различия у разных классов: 1) Воспитание детей. К наибольшей строгости по отношению к детям склонны представители среднего класса с точки зрения их социализации. Родители в этих семьях оказывают эмоциональную поддержку. Представители низших социальных классов имеют большую свободу поведения, но также имеют меньшую эмоциональную поддержку со стороны родителей в случае конфликта. Дети представителей высоких классов воспитываются в либеральной манере, учитываются личностные особенности и склонности при выборе типа учебного заведения. Студенты из высших социальных слоев отличаются защищенностью, уверенностью в себе и других, в вопросах морали, религии и секса. Студенты низшего статуса более тревожны, интровертированы, более озабочены своим социальным статусом; 2) Различия в установках. Люди с высоким социальным статусом склонны к консерватизму, а с низким социальным статусом имеют радикальные установки. Представители среднего класса больше озабочены продвижением в профессиональном направлении. Низшие классы больше значение уделяют надежности и безопасности жизни.

      Социальный статус имеет влияние на характер воспитания и на установки во взрослой жизни.

 

 

42. Культура и личность.

     С точки зрения психологии каждый чел-к принадлежит к разным группам и ведет себя соответствующим правилам группы. Эффективная группа основана на практическом опыте чел-к.

     К группам относят национальность, гражданство, религия, профессиональная среда, политическая партия, образование, связанные с этими группами стереотипы говорят о четких культурных различиях между ними.

     Эти группы влияют на поведение чел-ка двояким образом: 1) Непосредственно стимулировать и поощрять определенные типы поведения;  2) Реакции других людей на этого чел-ка опосредованы знанием о его принадлежности к определенной группе.

    Социальные установки и ожидания стимулируют определенное поведение чел-ка важна принадлежность чел-ка к разным группам – это освобождает его от стереотипов и освобождает индивидуальность.

     Таким образом чел-ка можно рассматривать как результат влияния тех групп членам которых он является. Общий опыт является наиболее действенным, чем индивидуальный.



Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"