Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

PSIKhOLOGIYa_shpory_mne.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

1.

Предмет и методы научной психологии

Само название в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе (психе – «душа», логос – «наука»). Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось непросто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в это слово. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии – соотношение матери и сознания, материальной и духовной субстанции. Именно вокруг решения этого вопроса и возникли два диаметрально противоположных направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Психика – продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией, охватывает процессы, состояния и свойства человека. Исследование практически всей системы психических свойств личности, направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

Методы психологического исследования.

Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки.

В отечественной  психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании  исследований одних и тех же характеристик  в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.

Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продукта деятельности; биографический метод. Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает  в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Познание собственной  психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или  иной степени опосредованно через  наблюдение внешней деятельности.

Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия, как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых  признаков в зависимости от задач  исследования могут входить психологические  различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.

Одним из видов  психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба» или  «испытание». Тест, опросы. тандартизированном интервью ,нестандартизированного интервью, анкетирование, метод беседы и.т.д.

Методы обработки данных – это анализ материала; включает в себя количественный (применение математической статистики) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

2.

Этапы развития психики в филогенезе. Отличие психики животных от психики человека.

Рассмотрение  психики как сложного динамического  идеального образа, являющегося отражением окружающей среды, предполагает анализ развития ее форм в филогенезе. Филогенетический ряд форм психического отражения представляет собой огромные вариации поведения: от простого и короткого стереотипного акта до весьма сложных вариативных цепочек последовательных действий.

Для самого начала филогенетического ряда характерно стереотипное поведение. У простейших животных оно проявляется в примитивных локомоторных движениях, полностью определяемых структурой внешнего раздражителя. Эта форма поведения получила название кинез. В частности, у инфузории туфельки такая форма наблюдается при перепаде температур: чем дальше животное находится от места с оптимальной температурой, тем быстрее становятся его движения. Такая форма движения получила название ортокинез. При клинокинезе имеет место изменение направления движения, которое происходит по принципу «проб и ошибок»: инфузория осуществляет пробы до тех пор, пока не попадает в зону с оптимальной температурой. Для данной формы поведения характерна полная зависимость от интенсивности стимула.

В отличие от кинеза таксисы являются более сложной формой локомоторного поведения, носящей ярко выраженный ориентированный характер, т.е. при воздействии внешнего стимула животное ориентирует либо все тело, либо соответствующие органы в сторону благоприятного стимула или, наоборот, в сторону от неблагоприятного раздражителя. Таксисы позволяют животному более адекватно ориентироваться в окружающей среде по источникам раздражения, а не просто менять характер движения при неблагоприятных условиях. Кинезы и таксисы как самостоятельные формы поведения встречаются у простейших и многоклеточных.

С возрастанием уровня филогенетического развития происходит и усложнение поведения. У червей и моллюсков, хотя и преобладает  форма поведения в виде таксисов, появляются цепочки врожденных таксисов, представляющие собой зачатки более сложных наследственно обусловленных форм активности, характерных для высокоорганизованных животных. В частности, у многощетинковых червей наблюдаются элементы брачного и агрессивного поведения, а вместе с этим и элементы общения. У кольчатых червей наблюдается способность к научению, что делает их поведение более пластичным.

Отражение действительности происходит на уровне ощущений, что  дало основание известному отечественному психологу А.Н. Леонтьеву назвать  этот уровень элементарной сенсорной психикой.

Преобладающей формой поведения насекомых являются инстинкты как врожденные, стереотипные целостные акты, присущие представителям всего вида в целом. Однако это  не означает, что поведением насекомых  руководит только «слепой» инстинкт. В естественных условиях у насекомых обнаруживается способность к научению, которая чаще всего связана с ориентацией в пространстве и пищедобывательной активностью. Так, пчелы способны научаться ориентироваться по рисункам. Однако способность к научению у насекомых подчинена полностью запрограммированному поведению и вне указанных функциональных сфер не встречается.

Головоногие моллюски, птицы с их более развитой нервной  системой и органами чувств обладают и более сложной системой поведенческих  актов, основанных на целостном отражении явлений среды — предметным восприятием. Данный уровень развития психики был назван перцептивной психикой.

У млекопитающих  получают полное развитие сложные навыки, обеспечивающие пластичность и изменчивость всего поведения. Такая пластичность проявляется в возможности быстрой перестройки навыка, а также в возможности переноса навыков в новые условия. Причем у высших млекопитающих появляются новые особенности поведения, освобождающие их от научения по принципу «проб и ошибок», и по типу стимул — реакция. Они не так зависимы от стимулов и могут решать весьма сложные проблемы, демонстрируя даже символические реакции.

Указанная способность, прогрессируя в филогенезе, дает возможность  высшим позвоночным использовать дополнительные преимущества и приводит к возникновению новой формы поведения — интеллектуальной активности.

Таким образом, в процессе филогенеза происходит постоянная смена более простых форм поведения  сложными. Причем сложные формы, появляясь, вначале накладываются на более простые формы, а затем полностью заменяют их. Каждый новый уровень развития характеризуется возникновением новых форм поведения, что способствует более тонкому приспособлению животного к окружающей среде. Далее мы рассмотрим некоторые формы поведения животных более подробно.

  1. Отличие психики животных от психики человека.

Сравнение психики животного  с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между  ними.

1. Животное может действовать  только в рамках ситуации, которая  воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

2. Животные способны  использовать предметы в качестве  орудия, но ни одно животное  не может создать орудие труда

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития  психики животных и человека  являются четвертым отличием. Развитие  психики в животном мире подчинено  биологическим законам, а развитие  психики человека детерминируется  общественно-историческими условиями.

3.

Деятельность  как специфическая форма активности человека. Структура деятельности.

Деятельность  — это специфическая человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом.

Различают три  основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→  Результат

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив — это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей. 

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий.

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

4.

Категория сознания в психологии. Понятие о  бессознательном.

Сознание  — это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности. 

Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное.

Человек издавна  задумывался над тем, как работает его сознание, чем он отличается от других людей, которые живут рядом, как он воспринимает окружающую среду  и в то же время осознает, что  многое из того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него, и т.д.

Сознание - это  интегральный момент психических процессов. В психической деятельности нет  отдельных психических актов, все  они взаимосвязаны, но при этом каждый сохраняет свою специфику.

Например, сознание сохраняет то, что является объектом внимания (которое может быть самопроизвольным или произвольным); напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятие и т.п.

Благодаря сознанию человек приспосабливается к окружающему миру. Объектом осознания является то, что требует определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом реальности.

Сознание человека оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей.

Отдельные действия оцениваются как высоко сознательные, в других такого качества не усматривается. Поэтому можно говорить о различном уровне самосознания не только у разных людей, а и у одного человека, который зависит от глубины и выразительности того отражения объективной действительности, которое направляется деятельностью.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так делают.

Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь удаленной  и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания.

Сознательная  деятельность человека не исключает  наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизированы.

Хождение, речь, письмо, чтение, подсчет - это максимально  организованная автоматическая психическая  деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизации, освобождая сознание для дальнейшего, более совершенного приспособления к окружающему миру.

Однако эта  автоматизация относительная. Сознание в любой момент может взять  под свой контроль любое автоматизированное действие. В таких случаях неосознанное становится важным механизмом приспособления к окружающей среде.

Примером перехода сознательного в бессознательное  является сон. Различают три разновидности  сна: суточный сон, лишение которого приводит к разрушению нервных клеток, сон, который возникает под действием однородного раздражителя (например, во время монотонной лекции), и сон-привычка.

Сон - это особое состояние коры головного мозга, который сопровождается сложными биохимическими превращениями.

Сновидение - это  своеобразное состояние сознания того, кто спит, которое характеризуется появлением более или менее ярких представлений.

Они возникают  в результате работы отдельных незаторможенных  центров коры головного мозга. Поэтому, то, что мы видим во сне, базируется на уже пережитых ранее впечатления, которые соединяются между собой в различные, даже фантастические или абсурдные связи.

Внешние раздражители включаются в сновидение, не нарушая  сна. Например, если в доме жарко, может  присниться лето.

Прослеживается  связь между уровнем интеллекта, культурой, эрудицией, творческой одаренностью человека и способностью его мозга проецировать на экран сна не только то, что познано, но и фрагменты будущего. Человек может заснуть также через внушение или самовнушение (гипнотический сон). Состояние глубокого гипнотического сна, во время которого человек выполняет различные несознательные движения, называют сомнамбулизмом. В связи с определенными отклонениями в работе мозга человек может спать очень долго (даже десятки лет). Такой сон называют летаргическим.

Переход от сна  до активного бодрствования - это  переход от бессознательной психической  деятельности к сознательной. Таким  образом, психическая деятельность человека представляет собой единство сознательного и подсознательного.

5.

Категория общения в психологии. Понятие о коммуникации, интеракции и социальной перцепции.

Вся система  отношения человека к другим людям  реализуется в общении. Понятие "общения" является одним из центральных в системе психологического знания: Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Его специфика определяется тем, что в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другой, происходит взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и др. В общении человек формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Результат общения - налаживание определенных отношений с другими людьми. Основные мотивы в общении детей дошкольного возраста - познавательные, деловые и личностные.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. 

Выделяют следующие  виды взаимодействия:

  • групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
  • конкуренция (соперничество),
  • конфликт.

Для того чтобы  общение было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие  условия:

  • равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;
  • равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

равенство в  психологической взаимоподдержке.

Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основным и  универсальным способом общения. К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.  
Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке. Немудрено - для того он и предназначен.

Невербальная коммуникация – это  общение, обмен информацией без  помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

В первичных  языках сигналы непосредственно  обозначают смыслы. Во вторичных языках сигналами закодированы определенные слова, а уж за словами мы понимаем смыслы. Например, мимика – это первичный язык, мимические сигналы нашего лица сразу обозначают какое-то состояние, сообщение. А вот азбука Морзе – это вторичный язык. Потому что знаки азбуки Морзе передают буквы и слова, а уж через них – смыслы. 

Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Конечно, язык тела восходит к коммуникативному поведению животных, которое изучается специальной наукой – этологией (наука о социальном поведении животных). 

В целом язык тела включает четыре способа передачи информации. 

1. Жесты - способ знакового использования рук. Можно, например, призывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. 2. Мимика - способ использования выражения лица. Человек способен различать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть приподняты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. 3. Положение тела - способ держать себя. 4. Тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п. Использование тактильных элементов коммуникации также говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами.

Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды  и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

  • уместностью принятых управленческих решений;
  • четким распределением обязанностей среди сотрудников;
  • умелым разрешением конфликтов.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через другого человека посредством  определенных механизмов межличностной  перцепции. К ним относятся:

  • познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция);
  • познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
  • прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная  атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

6.

Мировоззрение и Я-концепция личности. Самооценка личности и уровень притязаний.

Самосознание  — осознанное человека своего общественного  статуса и своих жизненно важных потребностей. Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между  притязаниями и реальными возможностями  человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Центральным понятием психологии самосознания является понятие  «Я-концепция». Я-концепция определяется как совокупность всех представлений  человека о самом себе, сопряженная  с их оценкой. Это – сумма представлений человека о том, что он о себе думает, как себя оценивает, как смотрит на свое настоящее и будущее.

Исполнительное  Я является содержанием представлений  о себе, соответствует  когнитивной  составляющей установки. Его называют Образ Я. Это убеждения о самом себе, которые могут быть обоснованными или необоснованными, истинными или ложными, но самому субъекту представляются обоснованными. Словесные формулы, с помощью которых человек себя обозначает, идентифицирует отражают привычные, устойчивые тенденции в поведении, выявленные в результате избирательности нашего восприятия. Это атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, его жизненные цели, мотивы, способности, описание имущества. «Я» включает три измерения: наличное «Я», желаемое «Я», представляемое «Я».

Контролирующее  Я преимущественно соотносится  с эмоциональной составляющей установки: процессом принятия, выработки эмоционального отношения к содержанию образа «Я». Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции называется самооценкой.

7.

Регулятивные психические процессы: эмоциональные, мотивационные, волевые. Структура сложного волевого акта.

Регулятивные психические процессы — процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения.

Психические процессы выступают в качестве первичных  регуляторов поведения человека.

Психические процессы имеют определенное начало, течение  и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или  явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается па его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

В сложном волевом акте можно  выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная  постановка цели.

Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза -- принятие решения.

Четвертая фаза -- исполнение решения.

Дадим краткую  характеристику каждой из четырех фаз.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения  побуждения, которое выражается в  стремлении что-то сделать. По мере осознания  цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и  мыслительных процессов. На этом этапе  происходит оформление мотивационной  части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной  из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза - исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

8.

Понятие темперамента. Характер как система  прижизненно формируемых социальных навыков поведения.

Под темпераментом  понимают совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения  и деятельности человека. Темперамент  – это совокупность душевных и  психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношения к окружающей деятельности.   

Темперамент – это интегральное психическое свойство личности, определенное индивидуальным темпом, ритмом, интенсивностью  и скоростью протекания психических процессов и поведения человека.

Структура темперамента:

- активность  – пассивность, которая проявляется  во всех сферах жизни индивида  и может колебаться от вялости,  интерности, пассивной невключенности  в деятельность до стремительности  осуществления действий, их высокой  энергичности и продуктивности.

- эмоциональность  – безимоциональность – определяет  особенности возникновения, протекания  и угасания эмоций.

- особенности  двигательной или моторной сферы  – специфические характеристики  мышечной и речевой маторики.

Свойства темперамента:

  1. Сензитивность или чувствительность, характеризуется суждением о том, какая наивысшая сила  внешнего воздействия необходима для того, чтобы  у человека возникла та или иная психическая реакция и с какой скоростью эта реакция возникает.
  2. Реактивность – проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Различается по степени выраженности реакций на одинаковые внешние или внутренние стимулы.
  3. Активность – судят по тому, с какой энергией человек воздействует на окружающий мир, как он преодолевает препятствия на пути к поставленной цели.
  4. Пластичность- ригидность – проявляется в том, на сколько легко и быстро человек приспосабливается к меняющимся условиям и внешним воздействиям.
  5. Темп реакций – характеризуется скоростью реагирования на внешние воздействия и протекание различных психических процессов.
  6. Эмоциональная возбудимость – характеризуется силой необходимого воздействия для возникновения эмоциональной реакции
  7. Интроверсия – экстраверсия – это противоположная пара свойств определяющая чем обусловлены реакцией поведения человека

Типы  темперамента:

Сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Характер – это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях, его первичные способы реагирования, специфические особенности отношений с окружающим миром.

Под характером следует понимать не любые индивидуально- психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека.

Характер представляет собой единство особенного и типичного. С одной стороны в каждом конкретном случае на лицо неповторимость индивидуального опыта человека, его жизненного пути, психологической судьбы и все это запечатлено в человеческом характере. С другой стороны имеют место типичные обстоятельства жизни общие для многих в Кторовых проявляется конкретный человеческий характер, что позволяет говорить об общественных предпосылках его формирования. В становлении характера человека ведущую роль играет формы его межличностных взаимоотношений. Характер является результатом взаимодействия наследственных задатков и качеств вырабатываемых  в процессе развития личности, ее социализация, обучение и воспитание.

Характер может  маскироваться по средствам освоенных  человеком способов социально ожидаемого ролевого поведения. Однако в экспериментальных  или эмоционально напряженных ситуациях его наиболее существенные черты проявляются даже вопреки обстоятельствам.

9.

Ощущения и  восприятие. Виды, свойства, закономерности.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Например, мы ощущаем  цвет предметов (красное, зеленое), свойства их поверхности (гладкость, шероховатость), мышечные напряжения при выполнении движений, состояние внутренних органов (боль) и т. д.

Ощущение —  источник познания объективного мира. Благодаря своей отражательной  сущности ощущения являются для человека источником познания окружающего его  внешнего мира.

Ощущение — продукт   деятельности мыслящего мозга. У человека ощущения, как и все другие психические процессы, есть «функция мозга», они возникают как продукт деятельности головного мозга, вызываемой воздействием материи на органы чувств.

Ощущение —  отражение материального мира.Наши ощущения вторичны по отношению к материи, они являются всего лишь внутренними, субъективными образами вещей и явлений внешнего мира.

Ощущения отражают многообразные свойства объективных  предметов и явлений. По характеру  и качественным особенностям отражения они могут быть разделены на две группы:

I. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относятся:

  1. зрительные ощущения,
  2. слуховые,
  3. обонятельные,
  4. вкусовые,
  5. температурные,
  6. тактильные(осязательные).

II Ощущения отражающие различные состояния внутренних органов, в том числе и органов движения тела. К ним относятся:

  1. мышечно-двигательные ощущения,
  2. ощущения равновесия,
  3. органические,
  4. болевые.

Несмотря на то, что каждый вид ощущений имеет  свою специфику, выделяют общие свойства ощущений, присущие всем видам независимо от их модальности. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность (длительность) и пространственная локализация.

Качество - основная особенность данного ощущения, позволяющая  отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. Например, специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Качество ощущений во многом обусловлено строением органа чувствительности, его способностью отражать воздействие внешнего мира.

Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления. Она зависит от силы воздействия раздражителя и от функционального состояния рецептора.

Продолжительность (длительность) – временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. По отношению к продолжительности ощущений употребляют такие понятия, как «латентный период реакции» и «инерция».

Все ощущения имеют  общие законы: 

• Закон сенсибилизации — состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить свою чувствительность. 

• Закон адаптации (приспособления) — состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется. 

• Закон контрастности — состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном — светлее. 

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. 

В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией. 

Если результатом  ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений. 

Свойства восприятия:

•  Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес. 

•  Предметность восприятия — проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

•  Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека. 

•  Осмысленность восприятия — показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. 

•  Константность восприятия — относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.). 

•  Целостность восприятия — выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются. 

Иллюзии восприятия (англ. illusion; от лат. illudere — обманывать) - искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения.

10.

Функции, виды и свойства внимания. Виды, закономерности и процессы памяти.

Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания: 

• Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта.

• Произвольное внимание — возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий. 

• Послепроизвольное внимание — возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного. 

Свойства внимания: 

•     Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес. 

•     Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности. 

•     Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними. 

•     Объем внимания — количество объектов, одновременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов). 

• Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой. 

К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.

Функция избирательности  внимания реализуется через выделение  из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент.

Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его  удержании и переключении.

Функция активности направлена на поддержание работоспособности  человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности

Регулирующая  роль внимания проявляется в мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности. Собственно, переключение внимания на что-то другое означает смену мыслительных занятий.

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие  основные процессы: 

  1. Запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.
  2. Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.
  3. Воспроизведение запомненного или заученного.
  4. Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. 

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.

Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

11.

Мышление и  воображение как познавательные процессы.

Мышление — это интеллектуальный психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. "Мышление можно представить как познавательный процесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и решение.

Мышление –  это активный процесс. Его внутренним источником выступают потребности  и мотивы, побуждающие человека к  постановке и решению жизненно важных задач. Необходимость в нем возникает в ситуациях, когда для удовлетворения жизненных нужд человек должен принимать во внимание внутренние, недоступные для восприятия свойства предметов и явлений, осуществлять прогнозы развития событий и процессов, планировать оптимальные способы поведения. Материальной основой мышления является речь.

Мыслительные  операции

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию.

Логические формы мышления

В психологической  науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Виды мышления: 

•        Наглядно-действенное — отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. 

•        Наглядно-образное I осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

•        Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное — это опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это различного вида дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств и т.д. 

Понятие о воображении и его функциях. Виды воображения.

Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Это возможно на основе изменения и преобразования уже имеющихся в сознании образов, а точнее — представлений памяти. 

Виды воображения: 

•  Непроизвольное (пассивное) — когда образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (в сновидениях, при чтении книг и т.д.).

•  Произвольное (активное) — когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий: 

а)       воссоздающее — создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д. 

б)      творческое — (более сложный вид воображения) — самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. 

• Фантазии — это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности. 

• Мечты — нацелены на будущее, это образы желаемого будущего. 

• Грезы — мечты, которые очень слабо связаны с реальностью и которые никогда не реализуются. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

  1. Понятие о группе в психологии. Классификация групп. Групповая структура.

Общение или  взаимоотношения людей происходят в разнообразных группах. Под  группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько  разновидностей групп:

1. Условные и  реальные;

2. Постоянные  и временные;

3. Большие и малые.

Условные группы объединяются по определенным признаку (пол, возраст, род профессии и  т. д.). Люди, включенные в такие группы, не имеют прямых отношений между, могут ничего не знать друг о друге  и даже никогда не встретятся друг с другом.

Реальные группы существуют как в общности, в определенном пространстве и времени и характеризуются тем, что ее члены связаны между собой определенными взаимоотношениями. Различаются по величине, внешней и внутренней организации, своему назначению.

Малые группы —  достаточно устойчивое объединение людей, связанные взаимными контактами. Состав от 3 до 15 чел.

Классификация групп по Андреевой:

1. условные;

2. реальные:

-лабораторные,

-естественные:

+большие:

*организованные,

*неорганизованные;

+малые:

*становящиеся,

*коллектив.

Коллектив —  устойчивые во времени организационная  группа людей, взаимодействующих между  собой со специфическими формами  управления, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой, формальными и неформальными  взаимоотношениями между ее участниками.

ГРУППОВАЯ СТРУКТУРА  Совершенно буквально – структура  группы. Анализ структуры группы обычно включает исследование таких факторов, как власть и отношения с властью, подгруппы, их формирование и роли относительно остальной части группы, различные роли, которые отдельные члены играют в группе (то есть лидер, последователь, сотрудник, конкурент и др.) и т. д.

Групповые структуры  возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных  отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некоторую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение, позицию. Принято выделять и изучать вертикальные и горизонтальные групповые структуры.

К вертикальным относятся структуры, которые образуются совокупностью позиций членов группы в системе официальных отношений, развивающихся для достижения инструментальных целей группы. Так, в организованной группе, созданной для достижения определенной цели, можно выделить три уровня вертикальной структуры:

> официальные  деловые отношения, они возникают  по поводу деятельности и регламентируются  штатным расписанием и должностными  инструкциями;

> неофициальные  деловые отношения; возникают  в процессе решения деловых задач и содержательно связаны с данными задачами, но не определяются должностными инструкциями;

> неофициальные  эмоциональные отношения; возникают  и развиваются на основе эмоциональной  симпатии, содержательно и процессуально  не связаны с целями совместной деятельности.

Каждый член группы в той или иной степени  включен во взаимодействие на всех трех уровнях вертикальной структуры.

Горизонтальные  структуры определяют положение  членов группы в системах отношений, образуемых по различным основаниям. Одновременно в группе существует много подобных структур, так как деятельность группы многомерна и возникающие в ней отношения чрезвычайно разнообразны. Устойчивые отношения постепенно складываются в иерархическую соподчиненную систему позиций членов группы. Такие системы отношений возникают на основе симпатии или антипатии (структура эмоциональных предпочтений), степени психологического влияния (лидерская структура) и движения информации по группе (коммуникативная структура).

13.

  1. Механизмы групповой динамики: конформизм, влияние меньшинства, деиндивидуализация,   социальная фасилитация.

Групповая динамика — это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости  и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых  интересов и потребностей.

Конформизм. Бывает, человек меняет поведение, если того требует общество. Бывает, человек, изначально не согласный с мнением других, изменяет свое убеждение и принимает чужую точку зрения. Или наоборот, высказав свое мнение, уже от него не отступит, даже если другие считают иначе. Такое поведение объясняется способностью к конформизму. Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Есть две разновидности конформизма. Уступчивость. Иногда мы делаем что-то, с чем внутренне не согласны, чего не хотим делать. Ведем себя так, как принято, хотя в душе не согласны с этим. Это неискренний, внешний конформизм. Причиной уступчивости служит желание заслужить поощрение или избежать наказания. Одобрение. Когда мы делаем что-то, что делает кто-либо, при этом чувствуем внутреннее согласие. В этом случае мы согласны, искренне верим в то, что вынуждают нас делать другие. Это искренний, внутренний конформизм.

Влияние меньшинства. Чтобы определить как влияет мнение меньшинства на группу, проведено много опытов. Некоторое время преобладало мнение, что индивид в основном поддается давлению группы. Но некоторые опыты показали, что исследуемые , имеющие высокий статус, мало меняют свое мнение, и групповая норма отклоняется в их сторону. Если исследуемые в конфликтной ситуации находят социальную поддержку, их настойчивость и уверенность в отстаивании своих идей увеличивается. Важно, чтобы индивид, отстаивая свою точку зрения знал, что он не один. Термин меньшинство в исследованиях используется в буквальном его смысле. Это та часть группы, которая имеет меньше возможности влияния. Но если численное меньшинство сумеет навязать свою точку зрения другим членам группы, то сможет стать большинством. Для влияния на группу, меньшинство должно руководствоваться следующими условиями: последовательность, стойкость поведения, единство членов меньшинства в конкретный момент и сохранность, повторение позиции во времени. Последовательность поведения меньшинства производит заметное влияние, поскольку сам факт стойкости опозиции подрывает согласие в группе . Меньшинство во-первых, предлагает норму, противоположную норме большинства; во- вторых, она наочно демонстрирует, что групповое мнение не является абсолютным.

Деиндивидуализация — утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.

Фасилитация социальная — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.

 

 

 

14.

Основные  характеристики функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

Существует четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль. Они имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация.

Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

Особенность механизма  планирования состоит в том, что  здесь должна быть конкретно представлена диалектическая связь плановой работы с конечной целью.

Исходя из временных  параметров и решаемых задач, различаются  следующие виды планирования:

  • План-прогноз – 15-20 и более лет (долгосрочное прогнозирование).
  • План-модель – 5-7 лет (среднесрочное прогнозирование
  • План-программа – 1 год, квартал (краткосрочное планирование).

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Цель функции  организации – сформировать управляющие  и управляемые системы, а также  связи и отношения между ними.

В содержание функции  организации входят следующие виды управленческих работ: образование подразделений, определение организационной структуры органов управления (формирование управленческих подразделений), обеспечение взаимодействия структурных элементов (отделов, служб и т.д.).

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации.

Вознаграждение - это то, что человек считает  для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Раздражение мотивов  происходит под влиянием стимулов. В качестве стимулов выступает то, что человек желал бы получить в результате определенных действий.

Виды стимулов:

принуждение;

материальное  поощрение;

моральное поощрение;

самоутверждение.

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер.

Контроль основан  на принципе организации обратной связи, которая существует при любом  взаимодействии субъекта и объекта  в системе управления и включает единство следующих стадий:

- получение информации;

- критическая  ее оценка;

- принятие решений.

Посредством контроля вскрываются дополнительные резервы производства и вносятся необходимые коррективы в организацию производства и разработку плана развития системы производства. Контроль начинается с получения информации о действительном состоянии управляемого объекта и заканчивается принятием решений, которые преследуют соответствующую коррекцию в динамике системы для достижения запланированной цели. Без контроля процесс управления остается незавершенным.

Существуют следующие  виды контроля: постоянный, текущий, разовый, начальный, промежуточный, конечный.

15.

Кадровая  политика и кадровый менеджмент. Методы управления персоналом.

Кадровая политика обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и  использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами.

Говоря о кадровой политике, нельзя отождествлять ее с управлением персоналом. Понятия "управление персоналом" и "политика" сами по себе далеко не тождественны. "Управление" - термин гораздо более широкий, одной из составляющих которого является политика, в данном случае кадровая политика.

С учетом сказанного кадровую политику можно определить как систему  целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников.

Кадровая политика организации - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные  элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионалыюго, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Основным содержанием кадровой политики являются, во-первых, обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.; во-вторых, развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе; в-третьих, совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты (см. рис. 3.2,1.). Подразделения управления персоналом активно участвуют в переговорах с профсоюзами при заключении коллективных договоров, в разборе жалоб, претензий, осуществляют контроль за трудовой дисциплиной. 

Управление  персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления организации.

В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом (англ. human capital management), кадровый менеджмент, менеджмент персонала.

К основным методам управления персоналом относят:

  • экономические методы — приёмы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена);
  • организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер, они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций;
  • социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).

Специалист по работе с персоналом — HR-менеджер (специалист по кадрам). Предприятия иногда передают некоторые функции по управлению персоналом специализированным кадровым агентствам. Например, могут передаваться кадровым агентствам функции, связные с приёмом сотрудников на работу, активно развивается деятельность кадровых агентств по оперативной работе по управлению персоналом в организации. Однако стратегические вопросы управления персоналом остаются в ведении менеджмента организации.



Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"