Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:27, шпаргалка

Описание

1.Психология ощущения и восприятия
1.1. Общее представление об ощущении и восприятии.
1.2. Развитие восприятия
2. Психология мышления и речи.
2.1. Предмет и задачи исследования психологии мышления.
2.2 Типы задач и виды мышления.
2.4 исследования мышления с позиции деятельностного подхода
2.5 Онтогенетическое развитие мышления и речи
3. Психология памяти внимания воображения

Работа состоит из  1 файл

Копия билеты.docx

— 74.12 Кб (Скачать документ)

Психология ощущения и  восприятия

    1. Общее представление об ощущении и восприятии.

Ощущения - начальный  источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов - восприятия, мышления, воображения. Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением. 
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор (от латинского слова «receptor» -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов. Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных не рвов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга. Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу. Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор. Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо - на слуховые и пр. Главная часть каждого органа чувств - рецепторы, окончания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирующие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы. 
 
Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные  ощущения.

Вкусовые ощущения

Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода).

Двигательные (или  кинестетические) ощущения

Органические  ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы.

Осязательные  ощущения - это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Основные  свойства восприятия. Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возраста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и другие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприятия. Поэтому восприятие зависит от психических особенностей личности. Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия, а все остальное -фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, а что-то второстепенным. Восприятие всегда избирательно и зависит от апперцепции. 
Апперцепция - это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.

    1. Развитие восприятия

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Экспериментальные исследования.

I. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.

Проблема: что врожденно, а что приобретено в восприятии. Существуют два подхода к этому  вопросу:  

НАТИВИСТИЧЕСКИЙ. Нативизм – доктрина о том, что способность  воспринимать время и пространство является врожденной. Согласно этой точке  зрения, в ее крайнем проявлении, способность к нормальному восприятию не зависит от опыта.      

ЭМПИРИСТИЧЕСКИЙ. Прямо  противопоставлен нативизму. Восприятие зависит от опыта.

II. Экспериментальные исследования.

Проблема врожденного  и приобретенного в восприятии касается таких феноменов восприятия, как

-         Константность

-         Конфигурация

-         Предметность

Три класса испытуемых (объектов исследования): 1) новорожденные (или выращенные в особых условиях) животные; 2) новорожденные дети; 3) прозревшие слепые.

Является  константность размера врожденной?

Эксперимент 1: Дети. восприятие 6-8 недельного младенца происходит в соответствии с объективным размером и не зависит от расстояния. Проводился по методике Скиннера. 

1.       Когда ребёнок поворачивает голову, появляется экспериментатор, улыбается и говорит: “ку-ку!”.  Это поощрение.  А стимульный объект – белый куб со стороной 30 см на расстоянии 1 м.  Повороты головы записываются.

2.       Объект меняется, поощрения не происходит, повороты головы записываются.  Когда тот же 30 см-куб на расстоянии 3 м, ребёнок тоже поворачивает голову, хотя и не так часто, как когда на 1 м.  Но вот когда на расстоянии 3 м показывается куб со стороной 90 см,  поворотов становится значительно меньше (хотя по сетчаточный размер – тот же).

3.       Таким образом, ребёнок реагирует на константный куб, хотя ему всего 6-8 недель.

Эксперимент 2: Животные. Крысы выращивались до 34-дневного возраста в темноте, при этом их учили различать размеры (за кормёжкой бежали либо к большому, либо к маленькому кругу; за правильный выбор их поощряли), но при этом круги предъявлялись кратковременно и крысы не могли бежать к постоянно светящемуся кругу (т.е. им неоткуда было учиться константности).  В контрольном эксперименте большой круг отодвигался (т.е. становился как бы равен маленькому), и крысы бежали к маленькому.  Т.е., крысы основывались исключительно на зрительном угле. Т.о., появлению константности всё же должен предшествовать некий опыт (по крайней мере, у крыс).

На слепых данных нет.

Эксперименты  на конфигурацию.

Эксперимент 1. Птицы. Только что вылупившийся птенец чайки (не имеющий опыта) воспринимает форму: клюет больше из округлых (круг, эллипс) кормушек.

Эксперимент 2. Дети. Младенцы предпочитают смотреть на более сложную фигуру, чем на простую. Новорожденные предпочитают смотреть на завершенную фигуру (работает закон «хорошей формы»).

Эксперимент 3. Слепые. Прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из разных конфигураций фигур.

Восприятие пространства.

Эксперимент 4. Цыплята сразу после рождения клюют точно.  Надели смещающие изображение призмы: клюют криво.

Эксперимент 5. Новорожденные (1 неделя) воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта → комплекс оборонительных реакций.

Эксперимент 6. Прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда они определяли неточно.

Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных свойств еще не достаточно точно.

Эксперименты  на предметность. 

Эксперимент 1. Животные (крысы, цыплята и т.д.). Эксперименты со зрительным обрывом на животных показали, что все животные предпочитают не пересекать обрыв.

Эксперимент 2. Дети. Гибсон. На детях 6 недель наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие опасности, которую таит в себе поверхность). На детях 1 недели - предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) → дети пытались схватить объект, затем реакция удивления. Наблюдалось также восприятие объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до аморфного - дотронуться). 

Общие выводы: несмотря на многочисленные эксперименты, проблема врожденного и приобретенного не имеет однозначного решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к быстрому научению).

2. Психология мышления  и речи.

2.1. Предмет и  задачи исследования психологии  мышления.

Следующие общефилософские  положения являются, определяющими  для марксистской психологии, для  понимания ее предмета. 
 
1. Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности. 
 
2. Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи (в высших проявлениях — как свойство мозга). 
 
3. Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как и другие Явления. 
 
4. Психика человека общественно - исторически обусловлена. 
 
5. Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль. 
 
6. Психика развивается, в ходе этого развития происходит переход количественных изменений в качественные, внутренние противоречия являются движущей силой, источником данного развития.

Было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Наглядно-действенное мышление, оно существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов [125], В. Кёлер [76], Н.Н. Ладыгина-Коте [92] и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.

образное (или наглядно-образное) мышление. 

2.2 Типы задач и виды мышления.

Сущность мышления как познавательного процесса

Человек может познавать  окружающую действительность разными  способами. Наиболее полное познание происходит, если составляющие познавательного  процесса находятся в единстве и  взаимосвязи. Важнейшими являются чувственная и логическая составляющая этого процесса. 
Чувственная форма познания проявляется в ощущениях, восприятиях и представлениях. 
Логическая - в понятиях, суждениях и умозаключениях.  
Непосредственно-чувственным способом можно познавать конкретные объекты и явления, то, что можно зафиксировать, измерить и доказать.  
Однако не всякое явление доступно непосредственному восприятию. Например, человек знает о существовании ультрафиолетовых лучей, но не может воспринимать их непосредственно. В этом случае познание становится возможным только опосредованным путем. Это и есть мышление.  
В общих чертах этот процесс состоит в том, что человек подвергает интересующие его объекты или явления испытанию другими объектами или явлениями и, наблюдая взаимодействие между ними, судит по происходящим изменениям о непосредственно скрытых от него свойствах этих вещей. 
Значит, мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в единстве связей и отношений.  
Мышление считается обобщенным способом познания, потому что в процессе мышления человек использует не только свои личные знания и опыт, но и знания, накопленные всеми предыдущими поколениями людей и его современниками. 
Мышление, как опосредованный способ познания, используется в случаях, когда: 

  •  
    непосредственное познание невозможно из-за ограниченных возможностей органов чувств человека наших анализаторов. Например, у человека нет органов для улавливания рентгеновских лучей;
  •  
    непосредственное познание в принципе возможно, но невозможно в данных условиях;
  •  
    непосредственное познание возможно, но не рационально.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"