Шпаргалки по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:52, доклад

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

psikhologia_i_pedagogika (2).docx

— 99.17 Кб (Скачать документ)

1.Личность  как предмет науки психология  и педагогика: понятие личность, его структура.

Личность  — понятие, выработанное для отображения  социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной  жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося  в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого  индивида как субъекта отношений  и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально  значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия  — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

Личность является базовой  категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это  совокупность выработанных привычек и  предпочтений, психический настрой  и тонус, социокультурный опыт и  приобретённые знания, набор психофизических  черт и особенностей человека, его  архетип, определяющие повседневное поведение  и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как  проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

"Структура – совокупность  устойчивых связей между множеством  компонент объекта, обеспечивающих  его целостность и самотождественность.

Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические  свойства и особенности. Их очень  много. Некоторые из них можно  отобразить в подструктуре. На земле  нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет  выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1.           Блок психических явлений (мотивационный)  — направленность (устойчивая система  мотивов):

  • влечения - одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности.
  • желания - переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой — недостаточной осознанностью причин такого стремления.
  • интересы -  одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным.
  • идеалы - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.
  • мировоззрение - система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности.
  • убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение.
  • потребности - объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности.

2.     Опыт личности  — обретение человеком общественного  опыта (социализация). Этот опыт  включает необходимые для его  жизнедеятельности знания, умения, навыки:

  • знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
  • умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
  • навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

3.     Блок регулирования  поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных  процессов, в частности: 

  • ощущения - это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям.
  • восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.
  • внимание - психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже.
  • память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
  • наблюдательность - качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.
  • воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность:4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
  • мышление - процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.
  • речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
  • эмоции – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность.
  • чувства - особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

4.     Биологически  обусловленные свойства и качества  личности:

  • антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;
  • физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;
  • внешняя анатомия тела;
  • функционально-анатомические особенности;
  • биохимические особенности и патологии выделенных элементов;
  • свойства и типы темперамента - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.

Производными от этих основных подструктур являются:

  • Характер – это совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении.
  • Способности – психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.
  • Воля и волевые качества личности - форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

 

2. Развитие  личности в мировых психологических  концепциях.

Концепция Э. Эриксона

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней  каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая  должна быть разрешена с целью  дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления  кризиса (конфликта), возникающего в  узловых точках процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии — дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребенок весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях, еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия,— поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которой должен избежать подросток,— это размывание чувства «Я».

При этом подросток может  избегать слишком тесных межличностных  контактов, оказаться неспособным  строить планы на будущее или  найти в себе силы и сосредоточиться  на чем-либо, а может с головой  уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные границы от 13 до 18 лет.

Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону — это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека.

Задача седьмой  стадии — в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности.

На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее. Человек испытывает удовлетворение, если, по его мнению, она была наполнена смыслом. Он принимает свою жизнь, полагая, что она была прожита не зря, что ему удалось полностью реализовать себя. Или наоборот, он отвергает ее, у него возникает чувство отчаяния оттого, что жизнь кажется ему чередой упущенных возможностей и напрасной траты сил.

3. Психологические  познавательные процессы в структуре  личности:

• Ощущения, восприятия, внимание, память, мышление, речь

• Понятие виды и формы, и общей закономерности их работы в функционировании

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого  процесса отражения действительности. В психологической структуре  личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие  процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных психических  процессов выполняет свои особенные  познавательные функции.

Ощущение

Ощущением называется процесс  психического отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент, в форме особых субъективных образований. Через ощущения нам представлены физико-химические свойства окружающего мира и даже собственного тела.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями.

Физиологическая основа ощущений — сложная деятельность органов  чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые  непосредственно осуществляют анализ раздражений — анализаторами.

Анализатор характеризуется  наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии"