Шпаргалки по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:52, доклад

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

psikhologia_i_pedagogika (2).docx

— 99.17 Кб (Скачать документ)

оценками и переживаниями, находятся под  сильным  воздействием  традиционных

ценностей. Например, экстраверт этого  типа  будет  воспринимать  нечто  как

«прекрасное» или «хорошее»  не из-за субъективной, личной оценки,  а  потому,

что другие тоже считают.

    Экстравертивного  ощущающего  типа  притягивают   те   объекты   (люди,

ситуации), которые  возбуждают  сильные  ощущения.  Результатом  оказывается

мощная сенсорная связь  с внешним миром. Этот тип ориентирован на  конкретное

наслаждение «реальной жизнью», жизнью «на полную катушку».

    Для экстраверта  интуитивного типа характерна  способность  воспринимать

во внешнем мире то, что  происходит «за сценой» событий,  угадывать  то,  что

скрыто «за личиной» человека, видеть скрытые новые возможности.  Но  у  него

отмечается  недостаток  способности  к  суждению,  и  он   редко   реализует

возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет  его на  пороге

успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.

    Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление

мало зависит от общепринятых традиций и идей, он  следует  своим  идеалам  и

критериям. В поиске своих  идей упрям, неподатлив  внешнему  влиянию.  Однако

наивен, доверителен и  беспомощен  в  личных  вопросах  (этакий  «рассеянный

профессор»).

    Интровертный  чувствующий тип отдает   себя   полностью   субъективно

ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам,  логике  событий.  Люди

данного типа не блистают и  не стремятся обнаруживать самих  себя. Их  чувства

глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок  и  собраний,

они молчаливы и труднодоступны.

    Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо  и

слышимо, что происходит, а не логическими построениями.  Внутренние  реакции

на внешние впечатления  глубоки, но внешняя реакция  возникает  с  задержкой.

Про людей этого типа говорят, что  они,  услышав  утреннюю  шутку,  начинают

смеяться в полночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь,  на  то,  что

есть,  индивиды  этого   типа   испытывают   огромные   трудности,   пытаясь

вообразить, что могло  бы быть.

    Интровертный  интуитивный   тип   обладает   интуитивной   способностью

проникать  в  будущее,  но  его  интуиция  направлена  не   на   объективную

реальность, а на субъективный психический  мир.  Такие  люди  нередки  среди

шаманов,  пророков,  поэтов  и  художников.  Они  мало  озабочены   телесным

существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии.

    Полезно  иметь   в  виду,  что  сложность   и  многообразие  человеческой

личности не умещается  даже  в  эту  пространную  типологию.  Было  бы  также

ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из  нас к какому-либо

типу или одновременно нескольким (совместным друг с другом)  типам.  Поэтому

ознакомление с типологией  характеров  позволяет  полнее  использовать  свои

собственные сильные  стороны,  нейтрализовать  (по  возможности)  слабые,  а

также помогает «подобрать  ключ»  к  другим  людям,  поскольку  приоткрывает

скрытые механизмы человеческих решений и поступков.

                 Формирование характера. Личность  и характер

Возраст от 2-3  до  9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот  период человеку присуща возрастная  сензитивность,  оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются  такие  черты

(положительные и отрицательные), как доброта,  отзывчивость,  общительность,

либо эгоистичность, безразличие  к людям, черствость. Начало их  формирования

во многом связано с  первыми месяцами жизни и стилем  общения  матери  (лица,

ее заменяющего) с ребенком.

    Трудолюбие,    аккуратность,     ответственность,     добросовестность,

настойчивость  и  другие  так  называемые  «деловые»  качества,  как  и   их

антиподы, формируются позднее  в детских играх, в доступных  видах  домашнего

труда.  При  этом   необходима   стимуляция   взрослых.   Черты   характера,

проявляющиеся в отношениях с людьми,  в общении,  оформляются в начальных

классах школы, когда у  ребенка резко расширяется  круг  контактов  с  новыми

школьными друзьями и с  учителями.

    Волевые черты   характера  развиваются  и   закрепляются  в  подростковом

возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера -  в

ранней юности. К окончанию  школы характер фактически  сформирован.  Характер

влияет практически на все иные  свойства  личности,  на  ее  познавательные,

волевые,  эмоциональные  процессы  и  состояния.  От  других  черт  личности

характер во многом отличается своим ранним формированием и  устойчивостью.

 

Способности

 

Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это  действительность. Выявившиеся у  ребенка музыкальные способности  ни в коей мере не являются гарантией  того, что ребенок будет музыкантом.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко  и прочно осуществляется процесс  овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.

Способности    —    это    индивидуально-психологические   особенности   личности,   являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие   различия   в   динамике   овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

2. Виды способностей

Так же как и характер, способности не самостоятельная, рядоположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями — в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности — только в одном, определённом.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

Все способности человека как психические явления могут  быть разделены на четыре группы.

Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).

 

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых   свойств    личности,    которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности. 
 
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов  в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п. 
 
Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения  и  запоминать.  Ведь  каждое элементарное   проявление   этих   способностей   есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком. 
 
Специальные  элементарные  способности  это способности,  присущие  уже  не  всем  людям,  онипредполагают   определенную  выраженность   каких-то качественных сторон психических процессов.     
 
  Глазомер — это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного   восприятия.  
 
 Музыкальный слух — это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов  музыкальных способностей.  Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения. 
 
Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. 
 
Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называютпрофессиональными. 
 
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью. 
Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты.

 

Задатки

 

У каждого человека есть природные задатки, т. е. особенности  мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит  известная предрасположенность  к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

Природные   анатомо-физиологические   задатки   и составляют   физиологическую   основу   способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в  способности, называется одаренностью человека.

Но  эти  природные  задатки  еще  не  являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки  надо развивать, а это может произойти  только к процессе деятельности.

Задатки — только как  бы "дремлющие" силы, потенциальные  возможности человека, которые так  и не удастся "пробудить", выявить, использовать, если человек не будет  заниматься соответствующей деятельностью.

 

Потребности личности 

Предпосылкой того или  иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах.

Потребность личности обусловливает  направленность организма, индивида, личности, социальной общности к созданию и  реализации условий существования  и развития. Условия, необходимые  для жизни и развития человека, делятся на три группы:

а) условия для жизни  и развития человека как естественного  организма (отсюда естественные или  органические потребности);

б) условия для жизни  и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого  рода (условия для общения, познания, труда);

в) условия для жизни  и развития данного человека как  личности, для удовлетворения широкой  системы его индивидуализированных  потребностей. Все эти условия  образуют оптимальные параметры  жизнедеятельности человека, его  психофизиологический гомеостаз.

Потребность - это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для  биологического существа, индивида и  личности.

Потребности можно разделить  по основным видам человеческой активности:

1) потребности, связанные  с трудом, - потребности познания  и созидания;

2) потребности, связанные  с развитием, - потребность в игре, научении, самореализации;

3) потребности, связанные  с социальным общением, социальной  идентификацией, - нравственные и  духовные потребности.

Все эти потребности социально  обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому  называются социогенными.

Кроме этого, большая сфера  потребностей человека обусловлена  биологической необходимостью. Эти  потребности называются биогенными (витальными, от лат. vita - жизнь). К ним относятся: 1) потребность безопасности, самосохранения; 2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности; 3) потребность в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности - научение и физическая игра); 4) потребность в продолжении рода (рис. 91).

Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), американский психолог, предложил концепцию системного исследования психологии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смысловых образований. Маслоу создал иерархическую модель мотивации личности ("Мотивация и личность", 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.

Естественные, органические потребности человека возникают  без специального формирования, тогда  как все социальные потребности  возникают лишь в процессе воспитания. Однако даже органические потребности  человека подвергаются социализации. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны  потребности, различаются разные их уровни - высшие и низшие.

Асоциальное поведение связано  с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности - это гипертрофированные потребности  низших уровней, препятствующие развитию потребностей более высоких уровней. Только упорная работа личности и  всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности - гипертрофию вещизма, делячества, утилитаризма.

Материальное потребление  для социализированной личности является прежде всего условием ее созидательной деятельности. Если животные действуют лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечивать прогресс общественного развития.

Непомерное материальное потребление, ставшее самоцелью, - признак  десоциализации личности.

Потребности людей зависят  от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий  жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

В отличие от животных, имеющих  стабильный круг потребностей, потребности  человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).

Для исторического процесса развития человечества характерен объективный  закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей - "расползание" вширь потребностей низших уровней.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.

 

Мотивы личности

Когда ищут ответ на вопрос, «что же такое мотивы», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: «зачем», «для чего», «почему», «отчего человек ведет себя именно так, а не иначе»? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии"