Шпаргалки по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:52, доклад

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

psikhologia_i_pedagogika (2).docx

— 99.17 Кб (Скачать документ)

 

Действительно, в качестве мотива назывались самые различные  психологические феномены. Это – намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В. С. Мерлин) соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа). Вообще-то подобное многообразие взглядов не должно удивлять, если согласиться с тем, что само поведение человека весьма многообразно.

 

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

 

Мотив как цель (предмет)

 

Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что  принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем»  и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

 

Именно предмет придает  целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев). Однако, как подчеркивает Л. И. Божович, если и можно согласиться с этой точкой зрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека. Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения».

 

Мотив как потребность

Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А. Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.

 

Мотив как намерение

Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего  он хочет достичь?», «что и как  хочет сделать?» и тем самым  понять основания поведения. Намерения  тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает  решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние  потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

 

Мотив как устойчивое свойство личности

Подобный взгляд на мотив  особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение  и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин. Однако принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

 

Мотив как побуждение

Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует  не столько физиологические, сколько  психические реакции, то она связана  с осознанием стимула и приданием  ему какой-либо значимости. Поэтому  большинство психологов считают, что  мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким  образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка –  внутреннее осознанное побуждение. В  этой связи В. И. Ковалев так определяет мотив: мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие  при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения  вытекает, что мотив – это осознанная потребность. Побуждение рассматривается  как стремление к удовлетворению потребности.

Понятно, что принятие в  качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическую сторону, но не дает ответы на иные вопросы.

Понятно и то, что попытка  найти при определении мотива одну единственную детерминанту –  это тупиковый путь, поскольку  поведение как системное образование, обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации. Поэтому монистические подходы  к пониманию сущности мотива не оправдывают  себя, что вынуждает заменить его плюралистическим.

Следовательно мотив личности – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека. Каковы же структура, параметры и функции мотива?

 

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации  мотивов. Классификаций мотивов  ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Одним из таких оснований  может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические  и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо  связано с установками личности.

Различают мотивы по видам  деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного  отрезка жизни), ситуативные (обусловленные  содержанием и длительностью  ситуации) и кратковременные (в течение  ограниченного интервала времени).

По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные  и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые.

 

Нравственность

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще  древние греки именовали «этическими  добродетелями».

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

 

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Быть честным». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Быть честным», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы, например: «Для чего нужны нравственные ценности?», «Зачем стремиться к нравственным ценностям?», «Почему человек должен соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой человек следует нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т.е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые хотелось бы достичь, следуя нравственным принципам. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

7.Общение как социально-психологическое явление

Понятие общения

При всех групповых действиях  участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители  конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют  как единицы социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель  роли. Поведение каждого участника  ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами. Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт. Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных  отношений, развивающихся между  людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек  может или не может делать. Даже в самых мимолетных взаимодействиях  имеют место межличностные реакции.

В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют  большого значения и скоро забываются. Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации. Характер этих взаимоотношений  в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает  особого внимания от своих ближайших  друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных  отношений связана рядом особых прав и обязанностей. Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных  ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений. В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей  не обучаются специально. Каждый развивает  свой собственный тип обращения. Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся  ситуации, и сходные личности

реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Участвующие в согласованном  действии люди одновременно взаимодействуют  на языке двух систем жестов. Как  исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными  символами, являющимися объектом социального  контроля. В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт, в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую. Общение — процесс взаимосвязи  и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся  обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых  и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного  наследия от одного поколения к другому.

 

В психологическом смысле общение понимается как процесс  и результат установления контактов  между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных  знаковых систем. Выделяют три аспекта  общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание  и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Непосредственное общение — это прямое естественное общение лицом к лицу, когда  субъекты взаимодействия находятся  рядом и происходит не только речевое  общение, но и общение с помощью  невербальных средств.

Непосредственное общение  может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в  группе. Однако непосредственное общение  реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

Массовое общение может  быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных  митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

 

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний  характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

Доминирующими оказываются  ценностные ориентации общающихся и  их отношение друг к другу. Самый  примитивный уровень общения  — фатический (от лат. fatuus — «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии"