Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Психология

1.   Предмет  психологии как науки. Этапы  становления психологии. Принципы, задачи и структура современной  психологии.

Психология – это наука о закономерностях развития и формирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни. Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.

Этапы становления психологии:

Донаучный период заканчивается примерно в VII–VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).(Гербан Эбенгаус)

Второй период – философский – философы спорили о происхождении души. Материализм – основы естественно научного матер. подхода к психике заложены Аристотелем, в трактате о душе. В нем упоминалась неделимость души и тела, главная функция души презнавалась реализация биологич. существования организма. Идеализм - Платон говорил о существовании мира вне материи и индивид. Сознания. Сократ признавал душу самым высоким, что есть в человеке.

Третий период, предмет психологии сознание. Отец психологии Вундт., изобрёл метод психологии и основал 1эксперим.лабораторию. Включает в себя – бихевиоризм-предмет психологии – поведение(Торндайк и Уотсон).Фрейдизм – предмет психологии – бессознательное. Гештальтпсихология – предмет психологии – целостность (Коффка, Кёлер).

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Задача –  цель поставленная в конкретных условиях. Основные задачи психологии:

  1. Изучение законов психологической деятельности в её развитии
  2. Вскрывать физиологические механизмы отражения внешние воздействия на человека
  3. Исследовать пути и средства формирования свойств и черт личности

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную  систему направлений научных  исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления зарубежной психологии.

Зарубежная психологическая наука  исповедует различные подходы к пониманию психики и поэтому включает в себя несколько направлений:

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение". Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек выступает как "чёрный ящик". Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному  человеку. Та или иная поведенческая  реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул –  реакция" (S – R) являлась ведущей  в бихевиоризме. Закон эффекта  Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным либо отрицательным. Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S – R как слишком упрощенную и  ввел между этими членами важную переменную I – психические процессы данного индивида, зависящие от его  наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении  – в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных  причин, сделавших нас такими, какие  мы есть, связана с нашей склонностью  подражать поведению других людей  с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем  самостоятельной оценки.

Гештальт - психологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Завершает свое существование вначале 40-х гг. Его создание связано с именами М.Вертгеймера, В. Кёлера, К. Коффки и К. Левина. Первая работа Вертгеймера, в ней раскрывались принципы гештальтпс., - «Экспериментальные исследования видимого движения» - была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны. Так же он сформулировал программу гештальтпс. как научной школы, где он определил метод - эксперимент. Представители гештальтпс. считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, познават. процессов, а также структуры и динамики развития личности.  
Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Принцип гештальтп. - холизм (целостность). Организм, взаимодействуя со средой, мгновенно создает гештальты-целостные автоматизированные образы. Гештальт - форма, вид, он воспроизводит отношения между элементами внешнего физического поля, пространства, с которым взаимодействует организм. Появление мысли связано с возникновением гештальта на границе взаимодействия организма с внешней средой. Сознание - активно, оно не просто отражает мир, как зеркало, а конструирует обобщенные схемы - образы, в которые включен организм. Развитие психики отождествляестся с ростом и дифференциацией гештальтов. Основа развития психики и сознания - восприятие. Гештальтисты показали, что на основе восприятия во взаимосвязи развиваются память, мышление и эмоции. Эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным. Методологический подход гештальтпс. базировался на нескольких основаниях – понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии.

Глубинная психология является общим названием большого количества разнообразных концепций в психиатрии и психологии. В основе этих концепций находится положение о ведущей роли иррациональных, бессознательных, инстинктивных, аффективно-эмоциональных, интуитивных процессов, а также побуждений, стремлений, мотивов в психической жизни, деят. чел. и оказывающих влияние на формирование его личностных особенностей. Глубинная психология является направлением западной психологии. Наиболее известными направлениями глубинной психологии являются: индивидуальная психология

A. Адлера, фрейдизм, аналитическая  концепция К. Г. Юнга, экзистенцинальный  анализ Л. Бинсвангера, «гормическая»  концепция B. Макдугалла, неофредизм.

З. Фрейд сформулировал главные  понятия в глубинной психологии, такие как фиксация, регрессия, вытеснение и др. А. Адлер определял в качестве одного из главных мотивов стремление к самоутверждению. В дальнейшем система, разработанная А. Адлером, стала источником «культурно-социологических» тенденций глубинной психологии. С другой стороны, К. Г. Юнг развернул  представление о функциях и структуре  бессознательного, включающее и коллективное бессознательное. Идеи глубинной психологии оказали значительное влияние на различные отрасли психологии, а  также на медицину. Она повлияла на развитие отрасли медицины, которая  рассматривает влияние психологических  факторов на соматические заболевания. Патологические состояния психики  определяются непросто как заболевания, а как психологические трудности  психологические конфликты, которые  приняли резко выраженную открытую форму. Отрицая интроспективное  воззрение, которое отождествляло  психику с ее «явленностью», открытостью  сознанию субъекта, глубинная психология заняла определенную позицию, которая  несовместима с научно-детерминантным подходом.

При оценке глубинной психологии как  сложного и неоднородного комплекса  возникает необходимость отличать предложенные ею методы терапии, различные  установленные новые факты из раздела психологии бессознательного от имеющихся философско-теоретических  истолкований, которые часто имеют  механистический или иррационалистический характер.

Неофрейди́зм (др.-греч. neo — новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Неофрейдизм (Н.), или неопсихоанализ (букв. – «новое понимание души»), рассматривается как продолжение психоанализа З. Фрейда, но данное направление значительно перестроило структуру анализа. В отличие от фрейдизма, который ставил на первое место биологические предпосылки возникновения невроза, Н. ориентируется на социокультурные факторы. Основная роль в повед. чел. отводится бессознательным побуждениям. По мнению неофрейдистов, психика чел. социально детерминирована, поэтому невротическое и нормальное состояние человека зависит от его окружения. Возникновение Н. относится к 1920–1930 гг. Карен Хорни (1885–1952) выдвинула теорию «культурно-философской психопатологии». Согласно данной теории невроз объяснялся тревогой, которая возникает при взаимодействии ребенка с окружающими его людьми. К. Хорни считала врожденные инстинкты доминирующими, ведь в процессе жизни человек развивается и меняется внутренне и внешне. По ее мнению, между нормальным развитием и патологическим есть определенная грань, которая определяет то, можно ли излечить человека или нет. Человек, страдающий от невроза, отстраняется от своего «я» в пользу кажущегося ему идеального «я», он считает, что этот идеал может обеспечить ему социальную безопасность. Бессознательное чувство тревоги основывается на чувстве одиночества и беспомощности. К. Хорни выделяла два вида тревоги: 1.Физиологическая – это страх новорожденного, что родители могут не уделить необходимое ему внимание; 2.Психологическая – это боязнь того, что идеальный и реальный образы собственного «я» не соединятся. Г. Салливан (1892–1949) создал теорию «межличностной психиатрии», согласно которой на первом месте для человека выступают отношения с социумом, закладывающие основу в развитии личности. Э. Фромм (1900–1980), основатель «гуманистического психоанализа», ставил на первое место достижение личностью психологической свободы, на которую «покушается» социум. Человек, не имеющий возможности обрести такую свободу, отказывается от истинных ценностей, соглашаясь на мнимые. Направление Э. Фромма во многом опередило фрейдизм и впоследствии получило отдельное, самост. развитие. В. Райх (1897–1957) считал, что поведение определяется «оргонной энергией», при блокировании которой чел. становится агрессивным и замкнутым. Он, равно как и З. Фрейд, выступал за сексуальное объяснение поведения.

 

3. Основные концепции отечественной психологии. Деятельностный подход в трудах отечественных психологов

Теория деятельности С.Л.Рубинштейна

В своих работах ленинградского периода, продолжавшегося до 1942 г. Рубинштейн (1889-1960)утверждает и доказывает, что базу для построения новой конкретной психологии может составить философия марксизма. Особую роль играет концепция деят. Маркса. Маркс определяет человеческую деят. как опредмечивание субъекта, которое вместе с тем есть распредмечивание объекта. Итак, деят. чел. – переход субъекта в объект, раскрытие в объектах его деят. его чувств, его сознания.  
На основе анализа работ Маркса Рубинштейн намечает объективный подход к анализу сознания чел., формулируя принцип единства сознания и деят.: «формируясь в деят., психика, сознание в деят., в поведении и проявляется. деят. и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство. 
Сам факт осознания своей деят. изменяет условия ее протекания, тем самым ее течение и характер; деят. перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии». С учетом этого понятия идея Рубинштейна о том, что формирование личности и развитие самосознания чел. – это процесс онтологический, а не одномоментный, т.к. чел. рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая свои качества, мотивы и стремления. Так преодолевается противоречие между бытием и сознанием, между внешним и внутренним в человеке, поскольку, постигая себя, чел. творит свою жизнь, а сотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. 
Рубинштейн формулирует два новых принципа, на которых должна базироваться общая теория психологии: принцип детерминизма и понимание психического как процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"