Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:42, шпаргалка

Описание

Работа содердит 25 вопросов и ответов на них по "Психологии"

Работа состоит из  1 файл

зачетФеномен.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

1. Метафора сознания                          

Метафора (гр. metaphora – перенос) – это оборот речи, в котором слова употребляются  в их переносном значении.  сознание – предмет неуловимый, вещь нематериальная.  Описывать сознание чрезвычайно  трудно, так же как и помыслить о нем. Его реальность прячется, ускользает. Философы античности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям, сравнив ее с другой формой связи, более понятной им, встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о вощенной дощечке, на которой писец процарапывал специальным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание на воске букв, конечно же, не есть акт сознания, однако процедура получения печати на воске была использована для описания феномена сознания. Соответственно и слова «воск», «печать» были использованы не в собственном смысле, а в переносном. Это и есть метафора. Метафору печати на воске для описания сознания применяли Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Так было словесно оформлено представление о сознании. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность сознания – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана философией. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике реального мировоззрения и мироощущения античного грека, внимание которого было всецело направлено на окружающий мир. Античный человек живет Космосом и вещами, он философствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответствующие идеи. Даже сам термин «идея» означал первоначально «видимую фигуру», «внешний вид».

2. структура  личности

Ид - исходная суть для остальных проявлений личности. Оно является биологическим по своей природе и содержит в себе источник энергии для всех инстанций в структуре личности. Несмотря на то что другие области сознания развивались исходя из ид, само по себе ид примитивно и неорганизованно. "Логические законы мышления не применимы к ид" (Freud, 1933, р. 73). Кроме того, ид не модифицируется по мере развития и достижения зрелого возраста. Ид не меняется под воздействием жизненного опыта, так как оно не находится в контакте с внешним миром. Его задача заключается в ослаблении состояния напряжения, усилении удовольствия и доведении до минимума состояний дискомфорта. Ид старается выполнить это при помощи рефлекторных действий (автоматических реакций, таких, как чихание или мигание) и при помощи психологических процессов в других областях психики.

"В структуре  ид ничто не связано с понятием  времени, не признается течение  времени и (что весьма удивительно  и ожидает адекватного внимания со стороны философской мысли) не существует изменений в психических процессах с течением времени... Естественно, ид не имеет представления ни о ценностях, ни о добре и зле, ни о нравственности" (Freud, 1933, р. 74).

Содержание ид почти полностью бессознательно. Оно включает в себя примитивные мысли, которые никогда не осознаются, и мысли, которые сознание отвергает и обосновывает для себя как неприемлемые. Согласно Фрейду, переживания, которые отвергаются или подавляются, все же обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей интенсивностью и без участия какого-либо контроля сознания.

Эго.

Эго - структурная  компонента психики, которая находится  в контакте с реальностью внешнего мира. Оно развивается из ид по мере того, как ребенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность, удовлетворять и умиротворять повторяющиеся требования ид. Для того чтобы выполнить это, эго, подобно коре дерева, защищает ид, но также питается его энергией. Его задача заключается в обеспечении жизнеспособности личности, безопасности и здоровой психики. Фрейд постулировал, что эго имеет особые функции по отношению как к внешнему миру, так и к внутреннему, чьи побуждения оно старается удовлетворить.

Его основные свойства включают в себя контроль над произвольными движениями и ту сторону деятельности, которая направлена на самосохранение. Оно осознает события внешнего мира, соотнося их с прошедшими событиями, затем через активность либо избегает определенных обстоятельств, адаптируется к ним, либо изменяет реалии внешнего мира, чтобы сделать их безопаснее или комфортнее. Рассматривая "внутренние события", оно пытается сохранить контроль над "требованиями инстинктов, решая, должны ли они быть приняты во внимание для получения удовлетворения, или откладывая это удовлетворение до более благоприятных времен и обстоятельств внешнего мира, или же полностью подавляя их возбуждение" (1940, р. 2-3). Деятельность эго заключается в регулировании уровня напряжения, создаваемого внутренними или внешними раздражителями. Увеличение напряжения ощущается как состояние дискомфорта, тогда как уменьшение напряжения - как состояние удовольствия. Поэтому эго стремится к удовольствию и ищет пути, чтобы избежать и преуменьшить страдание.

Суперэго.

Последняя компонента структуры личности образуется не из ид, а из эго. Суперэго служит судьей или цензором поступков и мыслей эго. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести суперэго выполняет роль по ограничению, запрещению или осуждению деятельности сознания, а также бессознательных действий. Бессознательные ограничения - это не прямые ограничения, а проявляющиеся в виде принуждений или запрещений. "Страдалец... ведет себя так, как будто у него преобладает чувство вины, о которой он ничего не знает" (1907, р. 123).

"[Суперэго] похоже  на тайный департамент полиции,  безошибочно определяющий любые  тенденции со стороны запретных влечений, особенно агрессивного плана, и безжалостно карающий человека, если присутствуют любые из этих тенденций" (Horney, 1933, р. 211).

Суперэго разрабатывает, развивает и утверждает моральные  нормы личности. "Суперэго ребенка  в действительности базируется не на образах родителей, а на их суперэго. Содержание его - тоже самое, оно служит сохранению традиций и устойчивой системы ценностей, передающихся из поколения в поколение" (1933, р. 39). Ребенок поэтому узнает не только реальные жизненные ограничители в любой ситуации, но также нравственные убеждения родителей, прежде чем быть в состоянии действовать для получения удовольствия или для уменьшения напряжения.

3.

Психоаналитический  подход к личности

Психоаналитический  подход к развитию ребенка

Психоаналитическая  теория объектных отношений

4. Cамо развитие  разбито на пять четко ограниченных  фаз:

1. Оральная фаза (0 — 1.5 года) — первая стадия  детской сексуальности, в которой  рот ребёнка выступает в качестве  первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания.

2. Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) — вторая стадия  детской сексуальности, где ребёнок  учится контролировать свои акты  дефекации, испытывая при этом  удовлетворения от осуществления  контроля над своим телом. В  этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Возникновение проблем в отношении между ребёнком и родителями (когда например, ребёнок из принципа отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая удовлетворение из-за того, что он «насолил» маме) могут привести к развитию у ребёнка так называемого «анального характера», который проявляется в жадности, педантичности и перфекционизме.

3. Фаллическая  фаза (3.5 — 6 лет) — третья стадия  детской сексуальности. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. При проблемном прохождении стадии и ребёнка может развиться эдипов комплекс, что во взрослой жизни может привести к идентификации себя с другим полом или проблемам во взаимоотношениях с партнёрами.

4. Латентная  фаза (6 — 12 лет) — четвёртая  стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

5. Генитальная  фаза — пятая стадия, заключительный  этап психосексуальной концепции  Фрейда. Характеризуется тем, что  на этом этапе формируются  зрелые сексуальные отношения.  Достигается в подростковом возрасте.

Основной тезис Фрейда был, что раннее различие полов детей полиморфно, и что развивается сильная тяга к кровосмешению, и ребенок должен использовать или сублимировать это, чтобы развить здоровую взрослую сексуальность.

5. Влече́ние  — первичное эмоциональное проявление потребности человека; побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием[1]

Влечение —  одно из центральных понятий теорий Психоанализа (в составе так называемой теории драйвов). Это — стремление к удовлетворению неосознанной или  слабо осознанной потребности и потому первоисточник любого психического движения и поведения. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что осознание связи предмета и эмоционального отклика на него подвергается «цензуре» по критерию соответствия образу «Я», что может включать механизмы психологической защиты (адаптации). Согласно З. Фрейду, влечение происходит из внутренних источников раздражения, оно создает психологическое напряжение, которое и действует как сила, ориентированная на устранение источника возбуждения; потому это понятие служит для отграничения душевного от телесного.

Самое простое  и естественное предположение о  природе влечений — что все  они соизмеримы по требуемой психологической  работе, не обладая каким-либо качеством. Лишь отношение влечений к их соматическим источникам и их целям отличает их друг от друга и придает им специфику. Источник влечений — возбуждающий процесс в некоем органе, а ближайшая цель влечения — прекращение этого раздражения (удовлетворение потребности). Также влечение избирает объект — это то, посредством чего влечение может достичь цели (это могут быть и части своего тела). Итак, в классическом Психоанализе влечение характеризуется четырьмя аспектами: а)источником, б)целью, в)объектом и г)мерой силы (энергии, стимула). С начала 1920-х годов Фрейд разделял:

влечения к  жизни — жизнеутверждающие, чья  цель — сохранение и развитие жизни  во всех её аспектах; сюда относятся  влечения сексуальные (см. либидо), а  также влечение к самосохранению;

влечения к  смерти и разрушению (мортидо) — (бессознательно) присущие индивиду тенденции к саморазрушению, агрессии.

З.Фрейд утверждал, что влечениям присущи регрессивность, консерватизм, навязчивая повторяемость. Регрессивность и консерватизм означают, что влечения направлены на восстановление исходного состояние организма (гомеостаз), то есть возврат к состоянию покоя, достигаемый редукцией (разрядкой) возникшего напряжения. Повторяемость предполагает циклическую сменяемость, постоянное чередование покоя и возбуждения. Влечения считаются зародышем волевых движений. Хотя психоанализ частично преувеличивал значение влечений в психической жизни личности (в частности, влечения сексуального), он выявил важную роль конкретных влечений в формировании различных личностных структур, а также механизмов защиты (адаптации) и пр.

Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Развитие его взглядов по данной проблеме отражено в ряде работ и позднее получило название первой и второй дуалистической теории влечений (драйвов). Влечение к смерти было сформулировано и включено в систему влечений только во второй дуальной теории.

Первая дуалистическая теория влечений законченную формулировку получила в работе «Влечения и  их судьбы» (1915). Инстинкт самосохранения, направленный на сохранение индивида, противопоставлялся половому влечению, направленному на сохранение вида. Однако, в дальнейшем при исследовании проблем нарциссизма, мазохизма и агрессивности, возник ряд противоречий, обусловленный данным противопоставлением влечений. Неудовлетворенность первой дуалистической теорией и возникший после 1920 г. интерес Фрейда к теме смерти, заставил его пересмотреть свои взгляды.

Вторая дуалистическая теория влечений. Тема деструктивности  и влечения к смерти неоднократно поднималась и обсуждалась в психоаналитической среде. Предтечами концепции влечения к смерти З.Фрейда были Альфред Адлер, Сабина Шпильрейн, Вильгельм Штекель, Карл Густав Юнг. Однако заслугой Фрейда является то, что он сумел объединить эти разрозненные взгляды в одну связную теорию. Основные положения второй дуалистической теории были сформулированы в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Согласно новой теории влечение к смерти (агрессивность) противопоставлялось влечению к жизни, которое включало сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения. «Если мы примем как не допускающий исключения факт, — писал Фрейд, — что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое… Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому»

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"