Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:42, шпаргалка

Описание

Работа содердит 25 вопросов и ответов на них по "Психологии"

Работа состоит из  1 файл

зачетФеномен.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Реактивное образование  — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

Реверсия —  проигрывание жизненного сценария, с  переменой в нём мест объекта  и субъекта.

Регрессия —  возврат к ребячливым, детским  моделям поведения.

Сексуализация или Инстинктуализация — превращение  чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

Сублимация —  перенаправление импульсов в  социально приемлемую деятельность.

21. Термин был  впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы»[1] и был использован в ряде  его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». [2] Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются. 

Таким образом, защитные установки существуют в  отношении болезненного восприятия, наподобии защиты от любой боли. Но при психоневрозах, основанных на блокировании разрядки, на переднем плане оказывается защита от инстинктивных побуждений, защита же от перцепции и аффектов выполняет вспомогательную функцию, служа защите от аффектов.

23/ Символами  принято называть знаки, приметы,  образы, содержащие указания на  какую-либо вещь или событие. Этимологически понятие символа связано с греческим глаголом "соединять", "сталкивать", "сравнивать". Уже отсюда видно, что символ связывает сознание и его предмет. Символ, согласно Юнгу, выражает то, что мы лишь предчувствуем, но точно не знаем. В нем есть возможность развертывания содержания, путем домысливания, воображения, ассоциативных связей. Не следует смешивать символ и знак. Знак только обозначает известный предмет, его функция - служебная. Символ же обладает самоценностью, он есть органический элемент психической и духовной жизни. В качестве символов культуры выступают у Юнга духи, демоны, боги, идеи, законы, религиозные догматы и научные теории. Все пространство культуры заполнено символами.

Именно путем  изучения символов Юнг приходит к выводу о единстве архетипических оснований всех культур. В мифах различных народов, сновидениях, детских рисунках, фантазиях и бредовых идеях шизофреников можно встретить одни и те же символы, например, крест, круг, золотой цветок и более сложные фигуры, которые повторяются вновь и вновь в различных контекстах. Освобождая эти широко распространенные культурные символы от личных и случайных ассоциаций, мы приближаемся к естественным архетипам, которые устойчивы, универсальны и формальны. В отличие от архетипов, символы - подвижны, конкретны, содержательны. Архетип можно уподобить системе силовых линий в насыщенном растворе. Благодаря особой конфигурации этих линий выпадающие из раствора кристаллы принимают именно эту, а не другую форму. Архетипы изначально присутствуют в сознании всех людей. Поэтому каждый человек способен создать свою символическую модель мира - в соответствии со своим жизненным опытом. И благодаря тем же архетипам люди, имеющие различный опыт и различные убеждения, способны понимать друг друга.

Юнг усматривает  в работе любой психической функции - памяти, мышления, воображения - некоторую  априорную архетипическую установку, которая инициирует процессы припоминания, мыслепорождения и образотворчества. Любой конкретный, сиюминутный образ наполняется содержанием на основе архетипической схемы. Существует много индивидуальных и национальных символических образов врага, друга, любви, власти, отцовства, материнства, жизни и смерти. И столь же много их реальных воплощений. Но за этими символами стоят некоторые общие прообразы - архетипы, которые также можно назвать "врожденными идеями" или "априорными формами сознания". Благодаря общим архетипам люди, вкладывающие разное содержание в понятия "счастья", "Бога", "любви" все-таки понимают друг друга. Даже спор между верующим и атеистом возможен лишь потому, что оба знают нечто общее о Боге.

Поскольку символы  взаимно обозначают, дополняют и  проясняют друг друга, вся проблематика духовной жизни в значительной степени  сводится к соотношениям символов, которые могут быть художественными, политическими, мифологическими. Юнг выделял символы религиозные, которые относятся к силам и сущностям особенно могущественным: они могут оказать помощь, причинить вред, они величественны и прекрасны, поэтому их можно любить и преклоняться перед ними.

Символ - в особенности  художественный или религиозный - независимо от того, что он символизирует, сам  по себе является реалией культуры. Существует множество вещей за пределами  человеческого видения и понимания, которые играют важную роль в нашей жизни и важны для поддержания социальных связей. Сознательное использование символов в политических и моральных целях нужно для того, чтобы влиять на общественные процессы. Но психика продуцирует символы также и спонтанно, в виде снов и фантазий. Индивидуальные символы важны для психоаналитика. Интимное личное общение тоже строится на основе взаимопонимания спонтанно возникающих символов. Понимание исторического события или поступка связано с проецированием на него какого-то символа. Символическое моделирование мира во многом заменяет человеку инстинкт.

Символы - вездесущи. Они, по существу, вытеснили из человеческого  обихода прямые инстинктивные побуждения. Невозможно съесть кусок хлеба, притронуться рукой к телу другого человека, удовлетворить сексуальное или другое естественное влечение, не вводя эти физические акты в сплетение каких-то символических цепочек. Сексуальные мотивы наделены множеством символических значений и их разнообразие вполне зримо выступает в сексуальных перверзиях, когда влечение сдвигается с молодого человека противоположного пола на человека своего пола, старика, ребенка, животное, мертвеца, какую-либо вещь или акт садистского или мазохисткого характера. Именно в силу многообразия сексуальной символики, но никак не в силу важности биологической функции воспроизводства рода, сексуальность столь широко используется в искусстве.

24-25 В  трансе  нет ничего необычного.  Транс   – это  состояние , когда  человек думает одно, а делает  другое. Отвлекается, попросту говоря. Противоположное  трансу   состояние  – это осознанность, когда сознательное внимание сосредоточено на актуальных действиях и событиях. С другой стороны, фиксируя внимание на одном, мы невольно отвлекаемся от всего остального. Поэтому  транс  – это ещё и  состояние , когда его внимание зафиксировано на чём-то одном.

 Как видите, большинство  состояний  подходит  под определение  транса . Каждый  раз, когда мы фокусируемся  не на актуальной задаче, а  на своих мыслях, мы – в нём.  В воспоминаниях ли, в фантазиях, в рассуждениях, в переживаниях – мы находимся в трансе . Каждый раз, когда мы фокусируемся только на актуальной задаче, мы тоже в нём: в телевизоре, в книге, в работе, в еде.

 Говорят,  в трансовых состояниях иначе  работает мозг. Одни участки активируются, другие – приглушаются. На первый план выходит нелогичное правое полушарие – логика засыпает. Говорят, в эти минуты открываются двери в бессознательное, и появляется возможность изменений.

 Как определить, что ты в  трансе ? Для этого  нужно ориентироваться на внутренние признаки  транса :

 сужение фокуса  внимания;

 пропускание  части внешней информации (фрагментарность  восприятия);

 изменение  воспринимаемой температуры тела;

 расслабленность; 

 неспособность  контролировать собственные действия;

 нежелание  двигаться; 

 искажение  восприятия времени; 

 остановившийся  взгляд;

 потеря фокусировки  зрения;

 богатые внутренние  образы.

 Словом, всё  то, что мы часто называем словом  «задумался». А ещё – «потерял  голову». Что для наших целей  ещё интереснее. У себя их полезно отслеживать, чтобы использовать волшебную силу самовнушения. Или чтобы вернуться в осознанность. Собеседнику же полезно их внушать. Чтобы  транс  углубился.

 С точки  зрения разговорного гипноза,  транс  очень удобен в плане  воздействия. Если человек погружен в эмоции, ему не до проверки нашей логики. Думая о чём-то своём, он пропускает дыры в аргументации, принимая многое на веру. Заново переживая события прошлого, он может банально не услышать некоторые наши внушения. Сознательно – бессознательное-то всё равно услышит. И примет к исполнению.

 Совершенно  очевидно, что  транс  – это  одно из естественных  состояний   человека. И кто-то даже утверждает, что  транс  необходим для  выживания. В частности, именно  краткосрочные  трансы  позволяют переструктурировать наш внутренний опыт, чтобы адаптироваться к постоянно меняющейся реальности. Именно поэтому, сталкиваясь с неприятностями или неожиданностями, люди на время погружаются в  транс . Благодаря  трансам  мы обретаем комфорт. И каждое возвращение из  транса  – встреча с более приятным  состоянием , чем было до него. Если, конечно, не было внушено обратного.

 Наверняка  вы замечали за собой, что  каждые полтора-два часа вам  на какое-то время становится  труднее сосредотачиваться на  работе, и появляется желание погрузиться внутрь себя. Это естественный  транс . Если не сопротивляться этому побуждению, через десять-двадцать минут ваши аккумуляторы подзарядятся и работоспособность восстановится. Придут новые идеи, появится вдохновение, откроется «второе дыхание» – вы отдохнули.

 Человек очень  часто находится в  трансе . Каждый раз, когда «снаружи»  оказывается слишком скучно, он  погружается в свои мысли. И  это  транс . Каждый раз, когда  «снаружи» становится страшно  и/или дискомфортно, многие из нас «прячутся» в транс . Как страусы. Каждая вспышка эмоций – это транс . Состояние, в котором от сознания практически ничего не зависит: оно в ауте. Мечты, чтение, телевизор, компьютер, длительная поездка, рутинные занятия – повседневные источники естественных трансовых состояний.

 Повседневные  трансы  собеседников нужно замечать  и использовать. Потому что именно  в эти моменты они открыты  для ваших внушений. Как заметить? У  транса  есть характерные  внешние признаки, и если быть  достаточно внимательным, можно заметить, что у находящихся в спокойном  трансе  людей:

 расфокусировано  зрение;

 остановлен  взгляд;

 расширен  зрачок;

 наблюдается  замирание; 

 изменено  дыхание; 

 замедлено  моргание;

 уплощено  лицо;

 провисает  челюсть; 

 расслаблено  тело.

 Словом, они  похожи на засыпающих. Впрочем,  полная противоположность этим  внешним признакам нам также  подходит. Она характерна для  ярких эмоций, и их сложно не  заметить. Ещё важно понимать, что  не у всех людей проявляются  сразу все признаки  транса . Поэтому важнее увидеть нужную тенденцию, чтобы её усилить с помощью соответствующих техник.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"