Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:42, шпаргалка

Описание

Работа содердит 25 вопросов и ответов на них по "Психологии"

Работа состоит из  1 файл

зачетФеномен.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

13. Коллективное  бессознательное — одна из  форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Также — сумма  проявлений, объединяющих людей единой общности.

Коллективное  бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году в  статье «Структура бессознательного» 

«Личное бессознательное  содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т. в. чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания»

14. Экстраверт  Общительность и обращенность человека вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, может быть импульсивен, вспыльчив. Чаще бывает беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие созерцанию и «пустым разговорам».  Имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не строго контролируются, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Интроверт Спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу. Задумчив, часто погружен в себя. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Базовые психологические  функции по Юнгу:

Мышление -   психологическая функция, которая  приводит данные содержания представлений  в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство - функция, придающая содержанию известную  ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных  суждениях:

хорошо –  плохо, красиво – некрасиво.

Интуиция -  психологическая  функция, которая передает нам восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых в основном остаются неосознанными.

Ощущение –  та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Все то, что мы реально ощущаем, холод, тепло, боль, удовольствие, вкус и т.д. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

Благодаря всем четырем психологическим функциям у нас есть целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна из них доминирует. В зависимости от того, какая функция ведущая,  каждый из нас прекрасно может пользоваться ей как средством для достижения социального успеха. И наоборот, если мы пытаемся пользоваться тем, что не слишком хорошо дано нам от природы, то можем столкнуться с неудачами в общении, карьере и личной жизни.

 По доминирующей (главной, ведущей) функции, которая  накладывает свой отпечаток на весь характер человека, были определены типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий.

 Эти функции  разделены Юнгом на два класса: рациональные (мышление-чувство) и  иррациональные (интуиция-ощущение). Доминирующая  функция подавляет проявления остальных, но не в равной степени. «Рациональное – то есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему». Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме. Иррациональное – это что-то лежащее вне разума, на разуме не основанное.

 И рациональный, и иррациональный подход могут  сыграть свою роль в решении  разных жизненных ситуаций.

 Не следует  забывать, что живой человек, хотя  и принадлежащий к какому-то  из типов личности, не станет  всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек будет успешнее, если он занимается тем видом деятельности, которая свойственна его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать и применять и свои слабые качества. При этом, как уже сказано выше,  необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к проблемам с психикой и нервной системой.

Подробные описания типов Юнг привел в своей книге  «Психологические типы». Для лучшего  понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу (табл. 1).

Психологические типы К. Г. Юнга  

1Рациональные  

2Иррациональные

1Экстраверты  

Экстравертный мыслительный тип

 Экстравертный  чувствующий тип  

Экстравертный ощущающий тип 

 Экстравертный  интуитивный тип 

2Интроверты  

Интровертный  мыслительный тип 

 Интровертный  чувствующий тип  

Интровертный  ощущающий тип 

 Интровертный интуитивный тип

15 ЭГО" ("Я") - в психоанализе (см.) - сфера личности (см.), характеризующаяся внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Фрейд (см.) трактовал Э. как "особую дифференцированную часть Оно (см.), которая происходит от первых объектных привязанностей Оно, т.е. от комплекса Эдипа", связанную с сознанием и олицетворяющую "то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащим страсти". По мысли Фрейда, Э. - это "совокупность организованных сил, которая контролирует слепые, бессознательные силы Оно и пытается привести их в известное соответствие с требованиями внешнего мира путем расположения душевных явлений во времени и осуществлению над ними контроля реальности". Согласно Фрейду, несмотря на непосредственную связь с сознанием, Э. все же, выступая "модифицированной" и обособленной частью Оно, остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а "ядро" Э. всегда является бессознательным. (У Фрейда "...Эго - это

та часть Оно, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира...

Маска или Персона (Persona) — архетип, согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими[1], оно прячет истинную суть личности человека.

А́нима и а́нимус (от лат. anima и лат. animus — «жизненное начало» или «душа» в, соответственно, женском и мужском родах) — термины, введённые в психологию Юнгом для обозначения архетипических образов, связанных, соответственно, с женским и мужским полом[1].

Юнг связывал анимус с категоричными, жёсткими, чрезмерно  принципиальными, направленными во вне решениями, а аниму — с  влиянием эмоций, настроений и направленностью  вовнутрь[1].

Предполагается, что каждый человек воплощает в себе элементы анимы и анимуса, в пропорциях, не определяющихся его половой принадлежностью. Так, в характере мужчины может доминировать анимус, а может и анима[1]. Так как анима и анимус обозначают архетипические образы, по определению коренящиеся в общественном сознании, то и их связь с полом находится в общественном сознании, а не в биологических особенностях человека, связанных с полом.

Самость (Selbst) — архетип, автор К.Г. Юнг. Глубинный центр и выражение психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира. По Юнгу, „самость есть не только центр, но и полный круг, весь тот объем, включающий в себя и сознание и бессознательное: она есть центр суммативной целостности, как Я есть центр сознания“. Символическим выражением самости Юнг считал изображение буддийской мандалы. Отдельные мысли о самости появились еще в ранних письмах Юнга. Но как достаточно оформленная эта идея зафиксирована в 1920 г., а в 1958 г. получила завершенное выражение как некий постулат, призванный объяснить эмпирические данные.

16/ Индивидуация, по Юнгу, также настоятельна, как  голод, жажда, агрессия или сексуальность. Индивидуация - это сверхзадача развития. Казалось бы, путей и целей индивидуации столько же, сколько существует на свете людей. До известной степени это верно. Но влечение к индивидуации подталкивает человека к соприкосновению с божественной искрой, с единым для всех архетипом, который Юнг называл самостью и который должен стать центром личности. Личность, зажатая в тиски социальной машины, не обладающая достаточными ресурсами психической энергии, находится часто под властью других лиц, внешних, чуждых сил. Любая попытка истинной индивидуации наталкивается на сопротивление. Всякий шаг, делаемый ради того, чтобы стать самим собой, требует жертв и усилий. Человек достигает успеха в этом отношении лишь благодаря случайности или благодати. Редко мы встречаем людей, которым в полной мере удалось найти себя, обрести смысл.

Разум большинства  людей подвержен сиюминутным  внешним влияниям и превращается в инструмент получения удовольствия "теперь и здесь" или в рабочий  орган общества. Разум не проясняет человеку пути к самому себе, не вырабатывает стратегии индивидуальной жизни. Как это ни парадоксально, не разум, а фантазия и сновидение расставляют все по местам и указывают правильное направление жизни. Душа созидается большей частью ночью и во сне, а не днем и наяву. Только в сновидческой фантазии душа способна трезво посмотреть в будущее и правильно оценить настоящее. Акт созидания души является скорее актом воображения, а не актом рассудка, поскольку днем рассудок занят поиском удовольствия, выполняет рутинную, навязанную обществом работу.

В реальной действительности лишь редко и в силу случайных  обстоятельств возникают ситуации, когда человеку открывается путь к самому себе и когда он достигает  самости. Вечный образы мировой литературы имеют столь долгую жизнь и популярность вероятно потому, что символизируют как раз такие пути и ситуации, на которых, вопреки всем препятствиям, сходятся и гармонизируются главные душевные силы личности. При этом каждый раз оказывается, что такая редкая возможность быть самим собой должна быть дорого оплачена.

Цель и процесс  индивидуации с трудом сознаются  индивидом. Но они давно осознаны культурой, раскрыты во множестве мифологических сюжетов. Жизнь и гибель на кресте Иисуса Христа - один из возможных символов индивидуации. Этот образ приводит каждого человека в соприкосновение с Богом, который живет в нашей душе. Другой символ индивидуации - путешествие к Золотому Граду - Иерусалиму. Многие сказки содержат символику индивидуации. Герой должен преодолеть множество препятствий, чтобы жениться на принцессе. Свадьба часто есть символ соединения с собственной душой, поскольку мужчина проецирует свой сокровенный идеал на женщину. В сказках герой нередко уклоняется от цели путешествия, увлекается самим процессом поиска, и, прибыв в замок, узнает, что принцесса давно умерла. Герой на пути к цели совершает назначенное число подвигов, сталкивается с чудовищами, разгадывает их хитрости, одерживает победы, получая поддержку животных-помощников. Все эти элементы сказочных сюжетов недвусмысленно говорят о важнейших вехах и стимулах индивидуации, о неизбежности борьбы, страданий, выбора, ошибок, помощи на этом пути.

Множество препятствий, равно как и благоприятных  предпосылок, содержат детские годы. Затем идет труднейший подростковый возраст, освобождение от опеки родителей, успех или неуспех при контактах с лицом другого пола, выработке благоприятного социального "имиджа", борьба с собственными недостатками и слабостями, воспитание в себе терпимости к противоречиям и умение принимать мир таким, каков он есть, испытывать терзания, тоску, депрессию, не теряя надежды, переживать утраты, сохраняя веру в осмысленность жизни, чувствовать несокрушимость Бога, осознавая хрупкость и кратковременность жизни - вот лишь некоторые из трудностей индивидуации, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку.

В индивидуации прослеживается определенная логика, достигается слияние сознания и  бессознательного, практических действий и символов, индивидуальных и родовых  целей, субъективного смысла и объективной истины. Смысл индивидуации раскрывается, по Юнгу, в драматической истории открытия каждым индивидом своих "архетипов", в работе с ними, с целью их согласования и наполнения жизненным материалом.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"